Размышления о прошлом и о будущем учительской профессии
Отклик на статью Виктора Болотова «С пониманием дела» в №17 «Учительской газеты» от 28 апреля 2020 года
Роза ШЕЙРАЗИНА, д. п. н., профессор, заведующая кафедрой начального, дошкольного образования и социального управления Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого; Зинаида ЕФЛОВА, к. п. н., доцент Петрозаводского государственного университета, исполнительный директор Ассоциации сельских школ Республики Карелия; Светлана ТРАЩЕНКОВА, к. п. н., доцент Московского областного педагогического университета
В записках уважаемого Виктора Болотова отмечается, что вхождение, становление и удержание в профессии наших российских учителей сегодня отнюдь не праздные вопросы. Точнее сказать, это уже закоснелые проблемы, приобретающие, на наш взгляд, масштаб государственного бедствия, не говоря о личных трагедиях самих педагогов и, что самое печальное, бедах и изломах наших детей. Автор выделяет три проблемы, решение которых позволит повысить качество подготовки будущих учителей: ЕГЭ (обязательные дисциплины и по выбору), потребность во введении творческого экзамена и падение престижа педагогической профессии.
По зову сердца
Сейчас в профессию «ответственности за взращивание нового поколения – будущего нашего общества» идут и попадают тысячи молодых людей по одному-единственному показателю – достаточный балл ЕГЭ. Этот балл невысок, поскольку профессия у нас массовая и далеко не престижная многолетними стараниями бюрократизации, администрирования и тотальной оптимизации системы образования страны, а также из-за известной нагрузки и зарплаты учителя (далее не будем об этом). Нетрудно заметить, что нынешний экзамен входит в противоречие с заданием образовательного стандарта – воспитать человека, сформировать гуманитарные личностные качества и те самые четыре К, которые есть основа педагогического труда – взаимодействия человека с человеком. Так вот, ЕГЭ их не замеряет!..
Легко согласиться с Владимиром Александровичем, что к обязательным экзаменам можно отнести математику, русский язык и, конечно, предмет по выбору, который собирается будущий педагог преподавать. Решение этой проблемы требует модернизации всей профориентационной работы (прежде всего на учительские профессии), учитывая тот факт, что сейчас в вузы поступают представители нового поколения – поколения Z. Начинать эту работу нужно с раннего дошкольного возраста. Опыт ранней профориентации уже имеется как за рубежом, так и в России, в частности в Великом Новгороде.
Что касается второй очень важной проблемы – введения творческого экзамена, – мы убеждены, что он позволит выявить уровень сформированности у абитуриентов критического мышления, креативности, коммуникативности и способности к работе в команде.
И наконец третья проблема – повышение статуса учителя как знаковой фигуры в современном обществе.
В вузы на направление «Педагогическое образование» подтягиваются те, кто не прошел по конкурсу в статусные вузы на высокорейтинговые профессии. В педагоги сейчас принимают практически всех, кто «мимо проходил». Потом 4‑5 лет преподаватели пытаются таких мотивировать и ориентировать, обедняя при этом тех редких студентов, кто пришел по зову сердца (к счастью, такие есть!), и теряя по пути до половины обучающихся.
Понятно, что часто такие студенты глубоко огорчены неудачным стартом и к профессиональной педагогической подготовке относятся как к отбыванию повинности для получения столь желанного высшего образования. Увы, в аудитории будущих педагогов можно услышать с бравадой брошенное: «В школу я идти не собираюсь! Мне только диплом получить!» Впрочем, школе такие педагоги тоже не нужны, какая польза от недоучек? Однако жизнь – это виражи… И вот уже встречаешь в школьных коридорах вчерашнего студента, протестовавшего против психологии, педагогики, отбывальщика педагогической практики. Кажется, круг замыкается… замкнулся?
Да, прав Виктор Александрович – это свидетельство падения престижа педагогической профессии, который надо срочно повышать.
Успешные практики
Мы не согласны с тем, что абитуриенты в своих эссе на тему «педагогических грез» постараются обязательно обмануть. Кстати, заметим, что способность самопрезентации, то есть умение пиариться, красной нитью проходит в заказе школьному образованию. Считаем, что вузу более полезно и важно познакомиться с потенциальным студентом – вероятным педагогом – face to face (лицом к лицу), а претенденту в педагоги – расширить представления о профессии, об особенностях педагогического образования, в том числе освободиться от иллюзий восприятия учителя с ученической парты. Важно сделать это до, а не после зачисления, когда еще можно более-менее легко поменять ориентиры и маршруты.
В опыте многих педагогических учебных учреждений – высших и средних – были, на наш взгляд, успешные практики особого, профессионально ориентированного и ориентирующего отбора будущих педагогов на входе в профессиональную подготовку при поступлении в образовательное учреждение.
Одним из примеров успешных практик проведения творческого экзамена при поступлении в вуз на педагогические специальности является Институт непрерывного педагогического образования НовГУ имени Ярослава Мудрого. Каждый абитуриент, поступая на психолого-педагогический факультет, сдавал творческий экзамен по билетам, включающим три задания.
Первое задание. Твое отношение к высказыванию. Например, «Ученики – мои учителя» (проверяется уровень сформированности критического мышления).
Второе задание. Доступное представление научного текста. Каждому абитуриенту предлагается научный текст, например о бабочках. В ходе ответа проверяется, насколько грамотно, доступно и внятно будущий учитель может объяснить данный текст другому (бабушке, ребенку, учителю и др.). Роль собеседника играет член ГЭК. Выполнение данного задания позволяет продиагностировать уровень сформированности коммуникативной компетенции абитуриента.
Третье задание. Демонстрация творческих способностей (рисование, пение, музицирование и др.) и представление абитуриентом материалов о его участии в различных формах творческой деятельности (творческие работы, проекты, дипломы о призовых местах на олимпиадах, соревнованиях и конкурсах и др.).
Проведение подобных стартовых испытаний было нормой для многих педагогических учреждений при наборе претендентов связать свою судьбу с педагогикой, со школой, с детством.
Вспоминает свое поступление в далеком 1974‑м на историко-педагогический факультет в Костроме Зинаида Ефлова:
«Конкурс 7 человек на место! Первое испытание для абитуриентов – собеседование с каждым в отдельности, прохождение нескольких этапов-испытаний в общении с членами комиссии – преподавателями и студентами факультета. Сначала рассказ о себе и ответы на вопросы. Далее внимательное изучение и обсуждение дипломов, сочинений, фотографий, значков (теперь это называется портфолио), разговор о достижениях претендента. Обязательно решение педагогических ситуаций прямо здесь, экспромтом: «Что хорошее скажешь родителям хулигана? Какими словами встретишь десятый раз опоздавшего ученика?.. Какое у тебя педагогическое кредо?»
Неожиданно, но непременно, ведь педагогическая работа ситуативная, быстрого и адекватного реагирования. Поешь? Пой! Танцуешь? Танцуй! Играешь на гитаре? Играй, а мы подпоем!
Непростое, надо признаться, было испытание. Однако дух его был живым, творческим и демократичным. Позже узнала, что попасть в комиссию такого собеседования могли только лучшие студенты факультета. Комиссия принимала решение об отметке, к которой относились столь же уважительно, как и к результатам экзаменов, следовавших за собеседованием. При прочих равных условиях итоги собеседования могли оказаться решающими.
Что тогда подумала-почувствовала? Во-первых, огромное желание поступить и стать такой, как эти девчонки и парни из комиссии, – легкими и свободными, деловыми и уверенными, как преподаватели – мудрыми и диалогичными. Во-вторых, что легко не будет, но будет интересно: сначала учиться, потом трудиться.
Когда сама стала организатором подобных собеседований там же, в Костромском пединституте, а позже в Петрозаводском педагогическом училище, утвердилась в мысли: собеседование – важное событие и для потенциального студента, и для его преподавателей. Здесь происходит открытие самой профессии, человека для других и себя. Костромские собеседования были динамичными и одновременно довольно жесткими. Училищные – более деликатными, выяснявшими в том числе вопросы здоровья абитуриента, его представления о самостоятельной жизни и умения самообслуживания. Что правомерно, поскольку абитуриентами были 14‑15‑летние подростки, которым предстояло жить самостоятельно в студенческом общежитии. Проводили собеседования преподаватели педучилища».
О значимости творческого экзамена для профессиональной деятельности учителя размышляет выпускница Новгородского университета 2007 года Светлана Тращенкова:
«Когда мы говорим о критическом мышлении, подразумевается способность анализировать информацию. Но мы столкнулись с тем, что многие учителя просто критикуют любые попытки дистанционного обучения. Критика без предложений и новых идей не несет в себе смысла. А новые предложения возможны только при условии творческого мышления, которого так часто не хватает нашим педагогам. Без юмора учебный процесс становится сухим. Без радости, без прекрасных чувств, без полета мысли, без столкновений мнений это не образование, а сугубо формальная процедура, где один учится, другой учит. Это очень грустный процесс.
Моя профессиональная деятельность позволяет утверждать, что творческий экзамен подтвердил правильность выбранной профессии. С этого старта творческий подход стал основой моей студенческой и профессиональной жизни. Сейчас я веду курсы повышения квалификации для воспитателей и заведующих детскими садами и вижу, что многие из них впадают в уныние и не хотят искать новые решения. Но работать по старинке уже не получается. Даже теперь, в период дистанционного обучения, когда все устали от онлайн-лекций, мне удалось создать новый формат, который активно поддержали даже самые пассивные слушатели. Мы работаем в формате инстаграм-марафона, и уровень активности моих «студентов» довольно высокий. Каждый день делаем простые упражнения, которые помогают развивать критическое мышление. Обидно только то, что эти люди много лет были профессионально инертны. Возможно, творческий вступительный экзамен помог бы им намного раньше проявить свои способности».
Прежний опыт в новом фокусе
В настоящее время в искусство педагогики люди входят без творческого экзамена. А очень жаль! Сегодня мы ищем новые формы работы со студентами, школьниками, дошкольниками и педагогами образовательных организаций. Это, например, «перевернутое наставничество», остросюжетные дискуссионные площадки «Нравственность, духовность, патриотизм: «за» и «против» или «Нужен ли сегодня Л.Н.Толстой?» и другие живые формы ранней профориентации и профессиональных проб.
Нас очень волнуют судьба сельского учителя, будущее сельской школы. Исследованию данной проблемы посвящена вся наша профессиональная деятельность, которую порой приходится продвигать не благодаря, а вопреки. Однако мы будем продолжать «пахать и сеять» науку на ниве образования наших обширных сельских территорий.
Комментарии