Эффективное использование ресурсов пяти образовательных учреждений (2 школы и 3 детских сада), расположенных непосредственно в шаговой доступности, позволило в 2013 году создать условия для максимального развития и самореализации обучающихся, которые проживают в микрорайоне Выхино, путем организации многопрофильного образовательного комплекса №1363 с углубленным изучением отдельных предметов.
При объединении близких по духу школ (две школы с углубленным изучением английского языка и математики), где образовательный и воспитательный процессы построены на сходном фундаменте, где педагогический коллектив и родители придерживаются одной и той же философии, были все шансы, чтобы пройти этот процесс без периода психологической ломки, поэтому возникает еще большая возможность задействовать потенциал успешных коллективов для продвижения передовых идей и повышения качества образовательных услуг для обучающихся.Успех работы нашего комплекса обеспечивают несколько условий: близкое расположение всех зданий друг к другу; широкие возможности организации системы дополнительного образования; создание новых профилей для старшеклассников, возможности выбора воспитателя, учителя, педагога дополнительного образования. Значительная роль тут отведена условиям образовательной деятельности, в том числе эффективному использованию площадей учреждения.Все больше и больше учеников выбирают школу рядом с домом. К нам в первый класс на следующий учебный год уже записались 140 будущих первоклассников. Мы считаем, что школьные комплексы – позитивный опыт в развитии преемственности от дошкольного образования к начальному, от начального – к среднему и общему. В дошкольном возрасте формируются личностные качества ребенка и познавательная активность, которые становятся основой успешного школьного обучения. В условиях перехода на ФГОС дошкольной ступени мы начали объединение с создания единой предметно-пространственной развивающей образовательной среды. Сегодня интерактивная доска, установленная в детском саду, уже стала неотъемлемой частью работы воспитателей и учителей школы, которые ведут программы дополнительного образования с дошкольниками. Интеграция учебно-методического пространства для обеспечения преемственности существенно расширила спектр образовательных услуг для дошкольников. Подготовленные развивающие программы по английскому языку и математике для детей в дошкольных учреждениях – фундамент для адаптации к последующему обучению в нашем учреждении.Необходимо отметить, что проектная мощность детских садов в комплексе превышала фактическую наполняемость воспитанников, здания школ, напротив, были перегружены, поэтому управляющий совет школы №1363 поддержал администрацию школы и принял решение использовать одно из зданий детского сада комплекса для обучения первоклассников и дополнительных образовательных услуг. Мы планируем создать интегрированную образовательную среду для развития в игровой форме творческих способностей детей в рамках реализации ФГОС дошкольного образования и преемственности с начальной, средней, старшей школой.Непосредственная близость к нашему комплексу здания детской школы искусств им. М.А.Балакирева (Департамент культуры) позволяет развивать творческие способности учащихся посредством интеграции общего и дополнительного образования через предметы художественно-эстетического цикла. Сотрудничество с детской школой искусств им. М.А.Балакирева успешно продолжается в течение 4 лет, расписание в начальной школе выстроено на основе рабочих программ по предметам художественно-эстетического цикла (музыки, рисования, технологии, одного часа физической культуры (ритмика), разработанным и проводимым высококвалифицированными педагогами детской школы искусств им. М.А.Балакирева, что позволяет привлечь дополнительный контингент заинтересованных (мотивированных) учащихся в образовательный комплекс и служит основой для профориентации учащихся с раннего возраста. Ежегодно в ноябре для первоклассников мы проводим посвящение в балакиревцы, организованное совместно образовательным комплексом №1363 и ДШИ им. М.А.Балакирева. На этом торжестве дети присоединяются к огромному сообществу друзей и почитателей М.А.Балакирева, а значит, становятся людьми, для которых раскрыты все двери искусства и понятно значение прекрасного и волшебного слова «красота».С 1 сентября 2014 года сотрудничество нашей школы с ДШИ им. М.А.Балакирева перешло на новый уровень, приобретая рамки сетевого взаимодействия в соответствии с ФЗ №273 «Об образовании в РФ», что позволило всем классам начальной школы начать обучение в рамках сетевого взаимодействия и создание единого художественно-эстетического образовательного пространства. Учащиеся классов художественно-эстетического направления ежегодно становятся победителями престижных международных и всероссийских музыкальных и творческих конкурсов.Обеспечивая возможность выбора индивидуальной образовательной траектории каждому обучающемуся комплекса, школа приступила к реализации многопрофильной модели образования на старшей ступени. Основой модели стало обучение по индивидуальным учебным планам, что повлияло на решение остаться в школе тех обучающихся, которые не планировали получать образование по традиционным профилям нашей школы (иностранные языки и математика).В рамках развития лингвистического профиля в средней и старшей школе продолжается работа по обучению иностранным языкам на уровне свободного владения разговорной речью как для учащихся лингвистического профиля, так и для учащихся, выбравших другие профили. Для этого мы планируем все больше внедрять очное и дистанционное общение с носителями языка, использовать различные формы международного сотрудничества: проведение видеоконференций с носителями языка, мероприятия по обмену учащимися, участие в международной проектной деятельности.Математическое образование развивается в рамках совместной исследовательской деятельности на базе лабораторий МГТУ им. Н.Э.Баумана, с 2012 г. школе присвоена категория «Базовое профильное образовательное учреждение МГТУ им. Н.Э.Баумана». Первые позитивные оценки нашей деятельности мы получили от старшеклассников, они увидели то, что не сразу оценили родители и учителя, привыкшие работать в других условиях и с другими учениками.Важным организующим моментом, способствующим еще более тесному сплочению школьных коллективов, стали организованные на базе образовательного комплекса мероприятия. На протяжении 2 лет наш комплекс – дополнительная площадка для проведения городского интеллектуального турнира «Кубок Воробьевых гор», в котором принимают участие учащиеся 5-11-х классов. Созданию сплоченного коллектива, расширению круга общения учащихся и учителей способствует работа на базе комплекса «Театр КВН», общешкольной команды «И все-таки школьники», регулярно занимающей призовые места в окружных и городских фестивалях.В результате анализа пройденного пути мы можем выделить три основные стадии становления нас как целостной организации.На первой стадии существует психологическая напряженность, характеризующаяся недоверием членов коллектива друг к другу, новые сотрудники пытаются понять, что представляют собой их коллеги, каковы особенности управления, основные требования новой администрации к педагогу, учебно-воспитательному процессу и его результатам, документам и их ведению.На второй стадии отношения стабилизируются, начинают складываться общие нормы поведения, устанавливаться личные контакты, постепенно уходит психологическая напряженность.На третьей стадии происходит принятие общих ценностей, норм и правил поведения, формируются общие цели и интегрированные планы деятельности, в повседневном общении постепенно исчезает «они» и возникает «мы».Информация к сведениюОбразовательный комплекс №1363 с углубленным изучением отдельных предметов по итогам 2013-2014 учебного года вошел в число 400 лучших учреждений образования Москвы – 185-е место (2012-2013 учебный год – 397-е место); он лауреат гранта мэра Москвы за лучшие достижения в создании развивающей среды для обучающихся. Такие результаты были достигнуты благодаря работе профессиональной команды педагогов, увеличению количества победителей Всероссийской олимпиады школьников, успешной сдаче выпускниками ОГЭ, ЕГЭ и увеличению числа обучающихся в школе.Школа всегда была и остается ареной борьбы невежества и знаний, безнравственности и добродетели, застоя и развития. Школа – это живой срез и показатель развития общества, ведь она формирует поколения тех, кто станет развивать и продвигать нашу страну в будущем. Мы, педагоги, используя наши богатейшие традиции, потенциал, накопленный в предыдущие годы, постараемся создать современную многопрофильную образовательную организацию, которая будет воспитывать творчески активных, конкурентоспособных в социуме и на рынке труда личностей – образованных, открытых и свободных. Мы за движение вперед с опорой на традиции.Елена ЛАВРИНЕНКО, директор образовательного комплекса №1363
Комментарии