search
main
0

Мы выбираем жизнь! Так говорят студенты Брянского медучилища № 2

Тысячелетний Брянск встретил меня последним нежным теплом бабьего лета. Оказалось, с первого взгляда можно влюбляться не только в людей, но и в города. Величественный от гордости за свою историю и красоту, Брянск просто околдовывает своими пейзажами, музеями и древними храмами.

Досье «УГ»Федор Егорович Туманов родился в селе Понуровка Стародубского района Брянской области, закончил Смоленский мединститут, работал хирургом Стародубской районной больницы. Потом зам. главврача этой же больницы, возглавлял Стародубское училище, за два года организовал Новызыбковское медучилище, был главным врачом Брянской областной больницы, с 1984 года директор медучилища. Общий стаж почти 35 лет.Брянское медицинское училище № 2 было открыто как акушерский техникум в марте 1923 года и стало первым учебным заведением советской власти в Брянске. В 1935 году техникум переименовали в фельдшерско-акушерскую школу. А в июне 1954 года – Брянское медицинское училище № 2. За 80 лет здесь обучили более 20 тысяч специалистов по 10 специальностям. Училище готовит студентов по трем специальностям: «сестринское дело» – медсестер, лечебное дело – фельдшеров, и медико-санитарное дело – специалистов для санэпидемстанций. Сейчас в медучилище свыше 880 студентов.

СтатфактДревний Брянск, возникший на правом берегу Десны еще в 985 году, назывался Дебрянском. В 1252 году Брянск стал стольным городом удельного Брянского княжества и вел оживленную торговлю с Западом, поставляя на экспорт меха, мед, воск, кожу и оружие. В 1708 году в Брянске побывал Петр Великий, а в 1783-м по указу Екатерины II построили арсенал. На всю страну Брянская область прославилась во время Великой Отечественной своими бесстрашными партизанами. Сегодня Брянск знаменит не только своей электронной, легкой и пищевой промышленностью, производством стройматериалов, маневровых тепловозов и судовых дизелей, но и своими учебными заведениями. Здесь 7 вузов, а в 11 ссузах учатся более 11 с половиной тысяч студентов. Брянское медучилище № 2 стало известно всей стране благодаря конкурсу «Лидер СПО». Его директор Федор Туманов стал лидером среди российских ссузов за развитие здоровьесберегающих технологий.

Я повидала главные «визитные карточки» Брянска – именно так называют Чашин курган, с которого начинается город, памятник герою Куликовской битвы монаху Троице-Сергиевого монастыря Пересвету, а также рукотворный курган Бессмертия и, конечно же, знаменитую площадь Партизан, где проходят все праздники в Брянске. Уже прощаясь с Брянском, постояла у памятника Тютчеву, с каменных страниц говорящего всем, кто приехал в Брянск: «Вы здесь не гости, вы – свои».

едучилище №2 практически в самом центре города. Рядом с живописной зоной – заповедником Верхним Судком. До 1984 года здесь находилась вечерняя школа рабочей молодежи. Туманову ее здание досталось в весьма неприглядном виде: разбитые стекла, затопленный водой цокольный этаж, груды мусора и вдобавок ко всему полчища крыс. Сейчас здание не узнать. Особенно поражает училище своими интерьерами: зеркала, идеальная чистота, искусная мозаика из цветного стекла в вестибюлях, потолки современного дизайна. А еще я удивляюсь обилию цветов и множеству картин на стенах кабинетов и коридоров. Во многих кабинетах есть аквариумы, живут в училище два попугая и канарейки.

– Пусть вам не кажется, что это мелочи, – говорит заместитель директора по учебной работе, преподаватель валеологии Эмма Гавриловна Цаплина. – Именно вот такие, казалось бы на первый взгляд, простые вещи помогают снять напряжение, отвлечь внимание и вообще создать нормальную здоровую атмосферу. Конечно же, используются и другие методы, помогающие сохранить здоровье во время обучения – ароматерапия. К примеру, аромат лимона прекрасно снимает усталость, напряжение снимают и цветы герани, сейчас почему-то забытые. Важно только не переусердствовать, чтобы не вызвать ни у кого аллергии, – добавляет Эмма Гавриловна. – Не пренебрегаем эстетотерапией – вы заметили в кабинетах море цветов и картины, не обойтись на занятиях, конечно же, без юмора и музыки. Не удивляйтесь, в перерывах мы включаем магнитофон и танцуем вместе с ребятами, а после занятий зачастую вместе идем в театр. Самый главный принцип для меня – обучение в радости, без перенапряжения и стрессов. Кстати, мы объявили конкурс на физкультминутки и проводим их во всех группах на всех курсах без исключения. Мы заметили, что напряжение снимает и новый для нас вид контроля знаний – рейтинговый, его мы применяем на медицинской генетике, философии, валеологии, ЛФК, курсах по реабилитации. Блочно-модульное обучение, на наш взгляд, тоже способствует созданию здоровьесберегающего пространства.

Эмма Гавриловна по-своему уникальный человек. Учитель физики по образованию, 13 лет назад всерьез увлеклась валеологией, осознав: наша школа, наши вузы и техникумы не учат главному – быть счастливым. А счастье прежде всего приходит от овладения валеологическими знаниями – знаниями о собственном здоровье и его сбережении, а также знаниями, помогающими профессионально и духовно самоопределиться. Кстати, еще до принятия училищем концепции «Валеологизации учебно-воспитательного процесса» в 2000 году училище разработало и внедрило в жизнь программу «Здоровье», девиз которой «если мы хотим многого добиться, то должны быть здоровыми». Причем преподаватели училища пытались не только совершенствовать профилактические мероприятия, но и формировать у студентов стремление к здоровому образу жизни, к желанию сохранить не только физическое, но и психическое и духовное здоровье. Не боялись рассказывать ребятам и о сексуальной культуре.

Холостые рискуют попасть в ДТП

– Впрочем, если хотите, можете все увидеть своими глазами, – говорит Эмма Гавриловна и приглашает меня на свои спаренные лекции – «Семья и здоровье» и «Психология здоровья». У Эммы Гавриловны все эти нехитрые азбучные истины собраны воедино и четко сформулированы. Думаю, они будут нелишними для ее 19-летних подопечных. Лекцию же «Семья и здоровье» я вместе с ребятами слушала на одном дыхании. Только жизнь в семье позволит оставаться человеку здоровым духовно и физически, к этому выводу Эмма Гавриловна подводила ребят исподволь, без дидактики и скучного морализаторства, приводя лишь факты, убеждающие – холостые и разведенные живут меньше, чаще болеют и даже чаще попадают в дорожно-транспортные происшествия. Не побоялась Эмма Гавриловна говорить с ребятами и об интимных отношениях, прежде всего о их культуре, а также необходимости гармоничной половой жизни для здоровья. Узнали ребята и о психологических типах мужа и жены, об их совместимости, так понятно, что если муж по натуре «сын», идеальной парой ему будет жена-«мать», ну а мужу-«агрессору» нужна жена-«подчиненный»…

В училище работают 32 кружка, читаются несколько факультативных курсов. Среди них «Здоровье и духовность», «Педагогика и психология общения», «Религиоведение». Ребята могут получить дополнительное образование с получением сертификата по основам массажа, ЛФК, пользователя современного компьютера.

… После лекции возвращаюсь в кабинет к директору, который тут же предлагает мне небольшую экскурсию по училищу. Занятия идут даже в цокольном этаже, правда, тут так же уютно, как и везде. Попадаю на практикум к молодой преподавательнице Лине Валерьевне Шаркуновой, она обучает будущих медсестер, как накладывать повязки. Оказалось, в группах очень много приезжих, благо у Туманова прекрасное общежитие, где в комнатах есть даже холодильники. Большинство из сельских девчонок все-таки мечтают как-то зацепиться в Брянске. Вернуться на родину мечтают лишь единицы. Кстати, тут же в общежитии находятся кабинеты массажа и ЛФК, а также идут практические занятия у медсестер и фельдшеров.

– Федор Егорович, я так поняла – у вас вакансий нет, несмотря на то, что заработки не ахти какие?

– С кадрами у нас все в порядке тем более, что мы стараемся поощрять лучших, также приходящую к нам молодежь, доплачивать им из внебюджетного фонда. Ну разве что по гинекологии и хирургии взял бы пару специалистов, – признается Туманов. – Кстати, у нас работает очень много молодых преподавателей, – продолжает Федор Егорович, – многие из которых выпускники нашего училища. Среди них Лариса Алексеевна Пучнева, обучающая своих подопечных нетрадиционным методам лечения, прежде всего лекарственными травами.

– Между прочим, из этих трав на переменах мы вместе со студентами пьем чай, включаем негромкую мелодичную музыку, – говорит Лариса Алексеевна. Вообще училище славится своими доверительными теплыми отношениями между наставниками и их студентами. Впрочем, по-другому и нельзя создать здоровьесберегающее пространство.

Ребятам из Брянского медучилища № 2 можно позавидовать: здесь практикуются разовые премии за успехи в учебе от 100 до 300 рублей, отличникам платим три положенных стипендиальных минимума, тем, у кого 75 процентов пятерок – два… Кроме того, у медицинского училища есть своя лыжная база, кабинеты ЛФК, психологической разгрузки и массажа, а также тренажерный зал. Будущие медсестры и фельдшеры в совершенстве овладевают за время учебы компьютерными технологиями. Еще бы: здесь целых два компьютерных класса.

– Конечно, с теми ребятами, которые приезжают к нам из села, где не было занятий по информатике, очень трудно, – признается Ольга Маргушина, преподаватель информатики, – а ведь сейчас многие больницы уже переведены на компьютерные технологии, и вообще в ближайшем будущем без компьютера медсестре не обойтись.

– В том, что из ваших студентов наверняка выйдут прекрасные специалисты, я убедилась. А как быть с их трудоустройством? – спрашиваю Федора Егоровича, зная, что медсестрам, да и врачам, работу найти сейчас не так-то просто.

– У нас в училище есть своя служба трудоустройства, мы тесно сотрудничаем со всеми медицинскими учреждениями Брянска и области. Направляем туда на практику наших ребят. Многие после окончания училища именно туда и идут работать.

Быть человеком – нелегко

Студенты 2-го медучилища с радостью и совершенно бескорыстно делятся своими знаниями со сверстниками. Уже несколько лет как создана группа волонтеров, и с каждым годом их становится все больше.

– О вреде ранних половых связей, алкоголя, наркотиков лучше всего если ребятам будут рассказывать их сверстники. Поэтому наши студенты идут в соседние школы, ПУ, техникумы, – рассказывают будущие медсестры четверокурсницы Люда Молойчина и Ольга Махнырь. – Мы будущие медики, и никто лучше нас не расскажет нашим же ровесникам, что такое СПИД, венерические болезни, наркотики. Девочки уже не раз выступали с лекциями и беседами в школах № 3 и № 4 Брянска, в строительном техникуме, в ПУ № 5 и колледже физической культуры. Обе мечтают о поступлении в Смоленскую медакадемию, хотя если не поступят, горевать не собираются, пойдут работать медсестрами.

У училища есть свои подшефные – областная детская больница, где зачастую непутевые мамаши оставляют на произвол судьбы своих новорожденных детей. Студенты ухаживают за ними, приносят одежду, игрушки. В их заботе нуждаются, конечно же, и инвалиды. Кому-то надо принести продукты, кому сделать укол или массаж, а с кем-то просто поговорить по душам. Кстати, в училище есть студенты-инвалиды, те, конечно, кто в состоянии учиться. И им пытаются всячески помочь, причем не просто сочувствием, а желанием вернуть их к нормальной жизни. Ребятам делают массаж, они занимаются специальной лечебной физкультурой под руководством опытных педагогов. Любопытно, что один из таких студентов – Александр Мандрусов, имевший на первых курсах серьезные проблемы со здоровьем, со временем не только стал отличником, но и практически избавился от недуга благодаря силе воли и постоянным занятиям физкультурой.

…Не дай Бог, конечно, попасть в больницу, но если уж придется, то лучше к таким специалистам, которые выходят из стен Брянского медучилища № 2.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте