Елена ГОНЧАРОВА, учитель русского языка и литературы комплекса «Воробьевы горы»: Каждый год первого сентября в школы, в институты, в техникумы и колледжи приходят дети и молодые люди.
Все они разные. Из разных семей. С разной культурой, разным воспитанием, разными ценностями. Но всеми движет одно стремление, одна цель. Они хотят хотя бы чуть-чуть, хотя бы немного, но стать лучше. Знать больше. Уметь больше. И даже не только это: они хотят не только и не столько знать что-то конкретное, но скорее узнать, как поступить, какие принимать решения во взрослой жизни. Какие совершать поступки, а какие не совершать. Задаются главным вопросом: как и для чего жить?Для этого они приходят к нам. Но как же помочь им в их поиске? Как направить их? Достаточно ли будет дать им готовые ответы, готовые рецепты? Сказать: делайте так, поступайте так, думайте так. И не ошибетесь. Но не совершим ли мы сами ошибку? Насколько будут восприняты такого рода директивы? Не вызовут ли они, наоборот, отторжения? Неприятия? Сомнения? Возмущения? Практика и опыт показывают лишь один неизбежный ответ. Прямые указания и директивы теперь не воспринимают. Образование не может достичь своих целей императивным методом, он неработоспособен. Когда молодые люди идут за знанием и опытом, как бы это ни казалось противоречивым, им нужны не готовые рецепты, решения или ответы. Ими движет жгучее желание узнавать, но они хотят не слепого следования, а понимания! А его можно достичь лишь одним способом – совершив открытие!Молодые люди идут к нам, иногда даже не понимая, что приходят за радостью открытия. За радостью исчерпывающего понимания. За самой возможностью собрать все составляющие воедино и совершить открытие. Узнать и понять то, что раньше было непонятным, казалось недосягаемым. Каждый урок, каждое занятие, каждый новый день – возможность для ученика, для студента, для обучающегося совершить открытие. Свое, пусть малое, пусть небольшое, но открытие! Насколько колоссальной будет разница между указанием, когда совершенно не известны ни предпосылки к нему, ни следствия из него по сравнению с собственным решением? Когда весь путь прослеживается от начала и до конца?Стремясь к знаниям, молодые люди вступают на путь открытий, именно такой путь приведет их к намеченной цели. Это сложный, тернистый путь, только он способен удовлетворить жажду поиска, получить искомые ответы на многие вопросы, разгадать загадки и тайны.Каждого молодого человека, переступающего порог учебного заведения, ждет множество открытий, совершив которые, он состоится как личность и как человек.Надежда ТАНАЕВА, учитель физики комплекса «Воробьевы горы»:Уже 11 лет моей жизни посвящены работе в школе, я учитель физики. Сколько бы раз в моей жизни ни прозвенел звонок, всегда с огромным волнением я буду открывать двери учебного кабинета, где за партами сидят новые ученики. Мне кажется, вся моя жизнь измеряется учебными годами и школьными звонками.С чего же начался мой учительский опыт? С первого урока? С первых шагов по школьным коридорам? Или намного раньше, когда впервые начала задумываться о будущей профессии, о важности своего выбора? Вопрос, кем быть, никогда не вызывал у меня раздумий. С детства не представляла для себя другой профессии, всегда хотела быть учителем. Я вспоминаю своих учителей, которые привили мне любовь к физике. Мой школьный учитель Валентин Ларионов. С каким удовольствием мы, ученики, шли на его уроки, уроки поиска и открытий. Как ему удавалось так заинтересовать нас, раскрывая тайны законов Вселенной, что даже девочки были увлечены его предметом?! Или мой преподаватель в университете Дмитрий Темнов, которого обожали все студенты. Когда я училась в университете, я могла остаться работать на кафедре, заниматься исследовательской деятельностью, но после практики в школе поняла, что работа с детьми имеет такое же значение, как и новые открытия в науке.Идут годы… Я уже сижу не за партой, а за учительским столом и смотрю на новое поколение, готовое принимать и осмысливать знания, данные мною. С первых дней педагогической деятельности всегда старалась завоевать авторитет, признание ребят, потому что только при этих условиях можно говорить об успехах учительского труда, который состоит именно в общении с ребятами. Не скрываю, работать трудно, но я могу с уверенностью сказать, что занимаюсь любимым делом. Мне радостно встречать с утра своих учеников, осознавать, что я нужна детям, что меня ждут десятки пытливых умов. Какие они разные, эти мальчишки и девчонки, а мне до каждого надо донести прописные истины физики… Ты продолжаешь объяснять, почему яблоко падает на Землю и почему атом нейтрален, физика вокруг нас. Может ли каждый человек объяснить принцип действия и работы самых обычных, знакомых с детства вещей? Наверное, каждый – нет. Изо дня в день мы пользуемся сотовыми телефонами, сохраняем в памяти важные для нас события при помощи фотоаппаратов и видеокамер, узнаем о том, что происходит в мире, благодаря телевизору. Это лишь малая часть того, что подарила нам физика. Какова моя задача? Конечно же, ребята должны получить знания по моему предмету и уметь ими пользоваться на практике. Сегодня недостаточно дать детям знания о физической картине мира, эти знания должны сопровождаться осмыслением вопросов: «Что представляет собой мир, в котором я живу?», «Что такое добро и зло?» На уроках я использую современные технологии, учу детей добывать знания, мыслить самостоятельно. Это и есть, на мой взгляд, качественно обновленное образование.За время работы в школе было всякое: радости и огорчения, победы и поражения, поиски, раздумья, открытия. Школа научила меня главному: любить детей и принимать их такими, какие они есть, защищать их просто за то, что они дети! Став учителями, мы каждый день делаем великие открытия для наших учеников. Сколько наивных детских глаз смотрят на меня! Они верят, они вслушиваются в каждое слово. Урок – это открытие, слово – это открытие, взгляд или жест – это открытие. Чем больше узнаешь, тем сильнее проявляется жажда познать еще больше, успеть впитать в себя все как губка. Эту жажду познания нужно пробудить и в своих учениках.Каждый учитель, конечно же, старается очень аккуратно изложить материал, выстраивает в логичную цепочку огромную массу знаний, полученных многими поколениями, трудом огромного числа людей, но зачастую останавливается, как мне представляется, на самом главном: не дает учащимся почувствовать себя представителями эпохи современной, оставляя их в прошлых веках, в компании Ньютона и Максвелла. А ведь, кажется, покажи последние достижения науки – и окрылишь ученика, поставишь его в один ряд с теми, кто стоит сегодня во главе научно-технического прогресса! Тогда скучные на первый взгляд законы и вычисления превратятся в лучшую награду для юных исследователей, в их личные открытия. Еще много физических явлений остается загадкой, которые необходимо открыть и исследовать. И мне тоже хочется во всем этом участвовать.Мария ЗОЛОТАРЕВА, педагог дополнительного образования комплекса «Воробьевы горы»:Что же такое открытие? Рождение человека, на мой взгляд, – первое и главное открытие. С этого момента начинается первая страница его книги жизни, которую день за днем он будет заполнять путем проб и ошибок, самостоятельно и вместе со взрослыми, которые его окружают (родителями, педагогами, друзьями и даже соседями). Каждая страница этой книги будет написана набело, оставляя след в памяти и превращаясь в опыт.Немалую роль в жизни маленьких первооткрывателей играют педагоги. От того, как встретят его эти взрослые, – с улыбкой или с усмешкой, с пониманием или с негодованием, терпением или с раздражением, будет зависеть его дальнейшая жизнь. Может быть, я замахнулась на эту идею слишком глобально, но знаю точно – каждый поступок взрослого (как позитивный, так и негативный) не остается незамеченным ребенком. Все мы родом из детства, то, что мы получаем в детстве, остается с нами на всю жизнь.Когда я была маленькой, моя мама привела меня заниматься в хор имени Локтева на Воробьевых горах. Мне очень нравились занятия, педагоги, которые открывали во мне разные способности, а самое главное – помогали творчески развиваться. Мы часто выступали на разных площадках Москвы, но одно выступление в зале имени Чайковского я помню до сих пор. Я была в числе нескольких солистов. Мы исполняли песню о вишенке, которую посадили у дороги для уставших путников. Начал петь хор, а солистов вызвать забыли (хотелось плакать от обиды), но дирижер остановил исполнение, извинился перед зрителями, вывел нас на середину сцены, и хор начал петь песню с самого начала. Сейчас, будучи педагогом, я знаю, как непросто признать свой промах, ошибку перед ребенком, но как важно такое признание для него.Возможно, неспроста я храню в памяти этот эпизод, как и многие другие, которые записала в свою книгу жизни, сделав собственные выводы и открытия. Благодаря моим наставникам и учителям, которые оставили добрый след в моей памяти, посеяли зерно знаний, стали примером, людьми, значимыми для меня, я учусь всю свою жизнь, стараясь быть похожей на них. День за днем я черпала и впитывала от них не только знания, но и любовь, понимание, справедливость и последовательность, приобретая с годами мудрость.Встреча с такими людьми предопределила мой дальнейший путь – я стала педагогом. Теперь настал мой черед передать маленьким первооткрывателям свой опыт.Жизнь распорядилась так, что я вновь пришла во Дворец на Воробьевых горах, но теперь уже не как воспитанник. Признаюсь честно: путь педагога (и мой в том числе) пролегает через тернии. Это «…опыт – сын ошибок трудных…». Для того чтобы приобрести опыт, совершать открытия, необходимо работать, самосовершенствоваться, не отставая от времени и шагая с ним в ногу. Только тогда, когда педагог будет интересен для ребенка, появятся отклик в его душе, доверие и уважение.Сегодня, в мире новых технологий и прогресса, заинтересовать ребенка черпать знания ради самих знаний, а не для получения оценок или других благ очень непросто. Но дети всегда остаются детьми, пусть даже продвинутыми, им так же хочется играть, общаться, быть любимыми. Каждого из них я стараюсь поддержать, похвалить, заметить его успехи, внушить веру в свои силы. Мой опыт подсказывает мне, что ситуацию успеха должен испытать каждый человек независимо от возраста. Тогда все трудности ему будут по плечу. Каждый день он будет открывать для себя новый мир знаний, делать разные открытия и вписывать их в свою собственную книгу. Сейчас – самостоятельно, потом – со своими детьми.Просвещение – это, на мой взгляд, не только получение знаний, но и своего рода просветление и совершенствование разума в познании мира, природы человека, позволяющее применить свои знания в любой жизненной ситуации без руководства со стороны кого-то другого.Каждый человек – путник, который прокладывает свою жизненную дорогу самостоятельно, приобретая опыт. Обойдя или наткнувшись на очередные «грабли», он познает мир, делает для себя выводы и открытия. А самое главное – познает и открывает самого себя. «Услышав» себя, ученик будет выбирать нехоженые пути, принимать нестандартные решения в любой ситуации и превзойдет своего учителя, становясь другом парадоксов. Кто знает, может, гением? Ведь все гениальное просто… Но «простота – это то, что труднее всего на свете; это крайний предел опытности и последнее усилие гения» (Леонардо да Винчи).
Комментарии