На этом уроке ты:
выделяешь общественную сущность человека;
рассматриваешь проблемы сходства и различий людей;
знакомишься с понятием “дискриминация”;
признаешь необходимость умения принимать других.
Основные понятия темы:
общественная сущность человека;
уникальность человека;
дискриминация.
Сейчас мы с тобой вспомним еще об одной наиглавнейшей особенности человека, которая отдаляет его от Природы, но по существу окончательно делает человеком. Человек живет, развивается и становится человеком только в обществе людей. Как мы определяли общество, в котором ты живешь, на уроках в 5-м классе? Наш рисунок был похож на улитку.
Сущность – то же, что и суть, самое главное, существенное в чем-либо.
Уникальность – неповторимость, то, что единственное в своем роде.
Только в крайне редких случаях волею судьбы человек отрывается от общества и живет один. Но стать полноценным человеком без общения с людьми в начале жизни он не может и тех отличий от животных, на которые мы с тобой указали ранее, не приобретет.
Люди всей планеты Земля – очень сложное общество. И только в фантастических книгах воплощена идея разумного управления единым Правительством всеми людьми нашей планеты. А пока мы знаем, что по природе своей, биологически люди отличаются друг от друга ростом и цветом волос, разрезом глаз и оттенком кожи, возрастом, полом и многими другими физическими показателями. Но, кроме этого, люди Земли объединяются в разные государства, говорят на разных языках, носят разную одежду, поют и танцуют по-разному, верят в разных богов и имеют разной толщины кошелек. Мы все похожи друг на друга и очень многим различаемся. Очень много огорчений бывает из-за того, что, оказывается, люди склонны преувеличивать различия и недооценивать сходство между собой. А вот делать этого как раз и не следует. Нужно говорить себе: “Да, я отличаюсь от других, но отличия имеет каждый, и все люди похожи!”
Очень много бед приносит преувеличение различий. Одни люди считают, что они слишком отличаются от остальных. А другие этим пользуются. Вспомни случаи, когда к тебе плохо относились только потому, что ты от других чем-то отличаешься.
Попробуйте с одноклассниками разыграть на уроке следующую ситуацию. Пусть ребята с голубыми глазами сядут на самые ближние парты, с серыми – на средние, а с темными – на задние. Учитель для голубоглазых положит на парты интересные книги или игрушки и разрешит их рассматривать в течение пяти минут, потрогать их и даже поиграть с ними. (Но только голубоглазым!) Сероглазые что-то увидят. Темноглазые не будут иметь возможности ни увидеть, ни рассмотреть предложенные вещи. Пусть кто-нибудь из них затем поделится теми чувствами, которые он испытывал в течение этих пяти минут. Можно ли считать такое разделение справедливым? Почему? Нельзя умалять достоинство других людей по причине их внешних и физических различий. Но, к сожалению, в жизни это происходит нередко. Подумай над причинами такой дискриминации.
Дискриминация – ограничение или лишение прав граждан по расовым, национальным или другим признакам.
Явления умаления прав других встречаются в жизни любого общества. Только по причине различия расовых или национальных признаков одни народы угнетают, принижают другие народы.
Проявление дискриминации нельзя считать ни справедливым, ни гуманным.
Так или иначе мы делимся на высоких и низких, на мужчин и женщин, на энергичных и инертных, рождаемся под разными знаками зодиака. Очень велик соблазн доказать, что ты лучше других. И делается это не старанием стать лучше, а поисками доказательств, что другие хуже.
Инертный – бездеятельный, безынициативный.
Зодиак – пояс неба, по которому Солнце совершает свое видимое годовое движение.
Знаки зодиака – обозначение двенадцати созвездий, через которые проходит зодиак: Овена, Тельца, Близнеца, Рака и др.
Люди сильны тем, что, живя в человеческом обществе, умеют принимать других, отличных от них людей. Это не всегда просто, но необходимо, этому нужно учиться. Дискриминация в обществе становится причиной многих конфликтов и войн. А как же чувство патриотизма, любовь к родному краю, народу? Академик Д. Лихачев заметил, что “национальные особенности – это только некоторые акценты, а не качества, отсутствующие у других. Национальные особенности сближают людей, заинтересовывают людей других национальностей”.
Сам по себе ты уникален. Ты обладаешь присущим только тебе сочетанием биологических свойств, подаренных Природой. Общество придало тебе личностные качества, язык, национальность, религию или другую веру, гражданственность и многое другое. Мы все – разные и все похожи. Человечество выживает только сообща, а не по отдельности. Будем учиться жить среди людей.
Упражнение
Те же самые различия
В колонках перечисли по три сходства и три различия между тобой, животными и другими людьми. Посмотри на то, что получилось, и обрати внимание на название упражнения. (См. таблицу).
А теперь самое главное: сравни свои ответы с ответами других ребят.
В каких категориях у тебя были те же ответы, что и у других ребят в классе?
Задания
1. Нарисуй на двух страницах тетради или на большом листе бумаги свои ладони (их можно просто обвести по контуру). На одной ладони перечисли свои биологические характеристики, а на другой те, что ты имеешь как личность, живущая в обществе людей. (Если есть затруднения, обратись за помощью к учителю).
II. Объясни, что такое дискриминация. Приведи примеры дискриминации.
III. Продолжи фразу:
Иногда люди унижают других потому, что…
Чтобы сохранять свое достоинство, нужно…
IV. Объясни, как ты понимаешь высказывание Д. Лихачева, приведенное в тексте урока: “Национальные особенности сближают людей, заинтересовывают людей других национальностей”.
Домашнее чтение
Отчего у людей кожа бывает
разного цвета
Сказка сото
Когда люди жили одной семьей в пещере у первого человека по имени Лове, жизнь их была хорошей и счастливой.
Но однажды случилось, что поссорились они, и стали драться, и в драке убили любимого сына вождя своего Лове.
Узнал об этом вождь, разгневался и прогнал людей из своей пещеры, где им так хорошо жилось.
Вышли все люди из пещеры и пошли кто куда.
А солнце стояло высоко и палило очень сильно. И опалило солнце людей так, что некоторые стали темными, а другие, опаленные еще сильнее, совсем черными. Одни так обожглись, что кожа покраснела, – стали они краснокожими. Другие обожглись не очень сильно – стали коричневыми. А были и такие, у которых кожа шелушилась, стали они желтыми.
И так разошлись по всей земле.
Почему племена говорят
на разных языках
Австралийская сказка
Было время, когда все племена говорили на одном языке. Даже чужие понимали друг друга, и никто не спотыкался на незнакомых словах, никого не считали глупым, как нередко считают теперь, если человек не может объясниться с другим человеком и оба молчат.
Племен было много, а говорили все они на одном языке, и поэтому люди легко делились друг с другом своей мудростью и все племена жили в дружбе.
Но брачные законы запрещали мужчинам одного племени жениться на женщинах другого племени, и люди были недовольны такими порядками, и потому собрались старики всех племен и решили, что каждый может жениться, на ком он хочет. Мужчина из племени Динго может взять себе в жены женщину из племени Ящерицы, женщина Кенгуру может выйти замуж за мужчину Эму – так постановили для всех племен.
Но нашлись племена, которым новый закон не понравился. Они отточили копья и сговорились стоять на своем.
И больше всех гневались племена Черепахи, Лягушки и Ворона.
Тогда старики созвали все племена, чтобы вместе решить этот спор.
Племена, которые стояли за новый закон, не верили, что спор можно решить мирно. Они опасались, как бы племена Черепахи, Лягушки и Ворона не напали на них, – уж больно воинственные это были племена. Поэтому все захватили с собой бумеранги, копья и стали ждать, что будет.
Но воины Черепахи, Лягушки и Ворона понимали, что других племен больше, и они придумали, как перессорить тех, кому нравится новый закон, чтобы они передрались и перебили друг друга.
Когда в назначенный день все люди собрались вместе, племена Черепахи, Лягушки и Ворона начали плясать и петь. Чуть кто-нибудь уставал, на его место тут же становился другой. Они топали и кричали и не останавливались даже тогда, когда, по обычаю, все садились за еду.
А другие племена стояли вокруг и глядели на них. Но уходить во время пения и плясок не полагалось: это навлекло бы на племя несчастья и бедствия.
Так люди стояли и смотрели на пляски, и голод все больше мучил их, и ноги у них подкашивались, и глаза закрывались от усталости.
Три дня плясали и пели племена Черепахи, Лягушки и Ворона, а на третий день от голода и усталости людей других племен охватила злоба, и речь их стала дерзкой и оскорбительной. Все сердились и толкали друг друга.
А так как все племена говорили на одном языке, каждый понимал, что сосед его оскорбляет, и люди настолько разъярились, что вскочили на ноги и начали драться.
Драка между друзьями страшнее драки врагов. Многие пали в этой схватке, и племена разошлись в ненависти.
С тех самых пор и решило каждое племя говорить не так, как говорят другие племена. Каждое племя придумало себе свой собственный язык, чтобы только соплеменники понимали друг друга.
Вот так, как сейчас.
Вопросы и задания
Припомни древний миф о вавилонском столпотворении и расселении народов на земле, знакомый тебе по курсу истории древнего мира для 5-го класса, и ответь на вопросы, касающиеся содержания этого драматического события, а также тех историй, которые ты прочитал в рубрике “Домашнее чтение”.
1. Каков основной смысл каждой истории?
2. Что объединяет все три сказания?
3. Почему у различных народов мира рождаются похожие сказания и мифы? Знаешь ли ты другие примеры похожих сказок? Что из этого следует?
Марина СУББОТИНА,
учитель граждановедения
Нижний Новгород
Комментарии