– Современная семья переживает этап эволюции – перехода с традиционной мысли к новой, когда изменяются виды семейных отношений, иными становятся система власти и подчинения в семейной жизни, роль и зависимость супругов, положение детей в семье, другой облик приобретают весь семейный уклад и стиль жизни. Изучение и анализ опыта работы ДОУ показывают, что работу с семьей педагоги считают необходимой и трудной.
Основная сложность заключается в противоречиях взаимодействия ДОУ и семьи:
– между правами и обязанностями родителей и неумением ими пользоваться;
– между стремлением родителей к активной деятельности в ДОУ и строго регламентированным характером деятельности учреждения;
– между низким уровнем педагогической культуры родителей и отсутствием систем обучения их в ДОУ.
Безусловно, есть положительный опыт педагогов, но чаще общение с родителями строится на уровне взаимных претензий, формально превращаясь в монолог педагога. Здоровое родительство связано с осознанием имеющихся знаний, а также с самоисследованием личного опыта общения и установления связей с ребенком.
В системе дошкольного образовании Москвы для расширения форм и методов сотрудничества с родителями, повышения их компетентности, оказания им помощи в воспитании детей-дошкольников, перехода от навязывания внешней системы ценностей (без учета структуры семьи, ее традиций) к качественному диалогу с родителями разработана и реализуется программа психолого-педагогического просвещения родителей «Московская семья – компетентные родители». Результаты работы ДОУ Москвы в этом направлении были отмечены ЮНЕСКО.
Для реализации актуальных направлений пилотного проекта в области раннего воспитания и образования детей на базе детского сада №2230 был открыт ресурсный центр, в рамках которого реализуется проект «Московская семья – компетентные родители». Ресурсный центр открывает возможности для сближения родителей и педагогов вокруг интересов и потребностей самой семьи, где есть дети раннего и дошкольного возраста, сближения на основе информированности вовлеченности членов семьи в жизнь ребенка в детском саду, взаимной ответственности родителей и педагогов за принятие решений, способных улучшить качество образовательных услуг.
В нашем детском саду воспитываются 102 ребенка с нарушением зрения, штат укомплектован профессиональными, высококвалифицированными кадрами, медицинский блок оснащен современным офтальмологическим оборудованием последнего поколения. В нашем ДОУ сложились свои традиции в общении с родителями воспитанников: эффективно работает семейный клуб «Доверие», внедряется социальная технология «Я + Ты + Мы», стал традиционным фестиваль детского творчества «Цветик-семицветик», регулярно проходят конкурсы семейных проектов «Я горжусь своей семьей», «Семейные традиции», «Из истории моей семьи и семейного рода», «Наша семья – самая-самая». Детский сад стал экспериментальной площадкой по теме «Здоровьесберегающие технологии психофизической реабилитации детей 3-7 лет с нарушением зрения в условиях детского сада и семьи», победил в городском конкурсе «Детский сад будущего» в модуле «Современный руководитель детского сада».
Научное руководство проектом осуществляют Е.Арнаутова, заместитель директора Центра «Дошкольное детство» имени А.В.Запорожца, и К.Белая, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного образования МИОО. В Москве сложилось творческое сотрудничество науки и практики, результатом их взаимодействия стало появление новых технологий и методик повышения качества психолого-педагогической поддержки воспитательного потенциала московской семьи на всех стадиях ее формирования и жизнедеятельности – от мотивации на будущее материнство и отцовство через все этапы становления родительства по мере взросления ребенка, включая специфику помощи родителям будущих первоклассников. Весь опыт сотрудничества науки и практики, тиражированный через программы, методические рекомендации, публикации, будет внедрен в системе дошкольного образования Москвы.
Опыт работы ценен лишь тогда, когда в процесс вовлечено не одно учреждение, а создана целая сеть детских садов, работающих в экспериментальном режиме не один год и успешно разрабатывающих, апробирующих инновационные технологии сотрудничества с родителями по самым различным его аспектам. Задача ресурсного центра на начальном этапе – как раз вовлечь в процесс работы над темой как можно больше участников проекта. Сегодня ведут работу 17 образовательных учреждений, каждое определилось в собственном сетевом взаимодействии. В рамках реализации проекта: детский сад №1851 акцентирует внимание на пропаганде семейных ценностей в процессе приобщения детей и взрослых к народной культуре; прогимназия №1661 разрабатывает подходы психологического сопровождения семьи в преддверии школьной жизни ребенка; Центр развития ребенка №1777 апробирует эффективные формы связи с родителями, воспитывающими детей в домашних условиях.
С момента открытия ресурсного центра сделано уже немало:
– состоялась презентация концепции проекта «Московская семья – компетентные родители»;
– проведен цикл «круглых столов» с участием специалистов и педагогов, работающих в консультативных пунктах, лекотеках, центрах игровой поддержки ребенка;
– проведены тематические международные праздники «День матери», «День земли», «День семьи»;
– состоялось участие в городской выставке «Московское образование-2008»;
– проведена творческая встреча участников сетевого взаимодействия по итогам реализации проекта «Московская семья – компетентные родители» в 2008 году.
Обобщение и трансляция лучшего опыта реализации программы «Московская семья – компетентные родители» в рамках сетевого взаимодействия ДОУ будет реально способствовать внедрению в массовую практику работы современных технологий сотрудничества с семьей, включающих широкий спектр активных методов развития осознанного (компетентного) родительства, без которого невозможно представить счастливое детство. Вклад нашего ДОУ в работу проекта будет оценен систематизацией собственного опыта и представлен современной моделью образовательного учреждения, ориентированного на новые ценности воспитания и воспринимающего современных взыскательных родителей как неотъемлемую часть открытой детсадовской культуры и готового сотрудничать с ними.
Любое дело можно назвать успешным, если не останавливаться на достигнутом, видеть перспективу. Поэтому до 2013 года мы планируем изучить и проанализировать эффективность новых форм дошкольного образования не только с точки зрения профессионалов, но и с точки зрения родителей, представить его на DVD-дисках для удобного использования в учебных целях вместе с педагогами учреждений сетевого взаимодействия. В нашем центре будут в каждый третий четверг месяца проходить творческие встречи тех, кто заинтересован в работе по нашему направлению.
Только в тесном контакте детского сада и семьи можно воспитать гармонично развитую личность маленького москвича. Мы верим в то, что большинство семей, совершенно разных по составу, по культурным ценностям и традициям, по-разному понимающих место ребенка в жизни общества, хотя для своего малыша самого лучшего, открыты положительным инициативам детского сада и готовы откликнуться на них.
Все взрослые когда-то были детьми, но лишь немногие из них помнят об этом. И все же большую часть жизни мы живем воспоминаниями детства. Мы, педагоги ДОУ, должны помочь ребенку прожить период дошкольного детства комфортно, радостно, с участием близких ему людей, его семьи, сделать так, чтобы ему всегда хотелось вернуться туда, где его любили, берегли, лелеяли.
Комментарии