Владимир ФИЛИППОВ,
министр общего и профессионального образования
– Здесь, безусловно, есть доля истины. А может быть, скорее, доля желания, чтобы это быстрее произошло. Желание абитуриентов, родителей и нашего министерства. Причем подталкивает нас к отмене вступительных экзаменов простая арифметика. В средней школе сейчас обучаются 20,6 миллиона учеников, а через 10 лет будут сидеть за партами лишь 13, 7 миллиона детей. Спад рождаемости колоссальный! Итак, в 2009 году мы выпустим 1, 3 миллиона школьников. Это при том, что сегодня у нас бесплатных мест приема в ПТУ – 700 тысяч, в техникумы – 400 тысяч, вузы – 600 тысяч. То есть 1 миллион 100 тысяч. Через 10 лет даже в вузы и техникумы мы сможем принять 80 процентов всех детей! В такой ситуации совершенно теряют смысл и вступительный экзамен, и конкурс. Если мы не введем новую систему, то, скажем, в каком-то регионе число мест будет равно выпуску детей из школы, а конкурс сохранится, тогда в другом регионе мы лишим учебные заведения плана приема. А тут рукой подать уже и до сокращения вузов, техникумов, ПТУ, а значит, и преподавателей! Однозначно возникнет проблема с негосударственными вузами: кого они будут учить, если у нас хватает бюджетных мест с лихвой? Рынок, в том числе образования, жесток. Если можно будет поступать в вузы и техникумы без экзаменов, то какой смысл платить за это еще и деньги? Услуга, товар оказываются не востребованны – предприятие закрывается. Выступая на коллегии перед ректорами негосударственных вузов, я сказал, что через десять лет негосударственных высших учебных заведений останется в лучшем случае только 5-10 процентов. Ведущих, лучших из лучших, тех, которые показали себя, получили аккредитацию и в определенном смысле стали государственными.
Иногда читаю в прессе, что ректоры вузов сами заинтересованы в сохранении экзаменов, мотивируя это тем, что иначе к ним пойдут слабые абитуриенты. Их можно понять: между высшей и средней школой существует большой разрыв, который можно сократить, пожалуй, лишь с введением 12-летки. Например, в Германии и Франции в двух последних классах всегда идет профилизация, ориентация на конкретную направленность обучения. Сто процентов 12-классников поступают в высшие учебные заведения без экзаменов, только по конкурсу аттестатов. Они отсылают свои данные в разные вузы, те по своим критериям отбирают будущих студентов, запрашивают дополнительную информацию, если требуется. Поэтому, говоря об отмене экзаменов, мы должны понимать, что эта проблема напрямую зависит от процесса внедрения двенадцатилетнего образования. Или есть еще способ централизованного тестирования в масштабах страны, мы уже об этом в наших колонках говорили.
Вопрос, который вы затронули, из разряда перспективных, связан со стратегией развития образования на ближайшую десятилетку, который касается не только нашего министерства, но и правительства в целом, других организаций и ведомств. Я как министр проблему вижу и ставлю перед коллегами, но сама она, увы, далека от сиюминутных нужд каждого конкретного региона, где приходится решать в основном насущные задачи.
Комментарии