search
main
0

Мы волшебники. Размышления после тренингов Института проблем образовательной политики «Эврика»

​На уроке в пятом классе обсуждали правила, по которым будем вместе организовывать наш образовательный процесс (это был наш первый совместный урок). Среди прочих прозвучало предложение учитывать интересы и желания самих детей.

Не знаю, чем стал этот разговор для детей, но для меня стали очевидными две важные вещи: во-первых, дети в школу идут за открытием, за чем-то новым, что их по меньшей мере должно удивить; во-вторых, я как учитель и управленец получила социальный заказ на доставку чуда в нашу обыкновенную школу.У меня сразу же возникла ассоциация с «Обыкновенным чудом», и я в сотый раз обратилась к этой знаменитой сказке Евгения Львовича Шварца. Помните начало? «Обыкновенное чудо» – какое странное название. Если чудо – значит, необыкновенное, а если обыкновенное – следовательно, не чудо?» Может ли чудо «обыкновенное» стать реальностью обыкновенной школы и что для этого нужно сделать? Эти вопросы задала я сама себе. И тут все сошлось! «Школа выбора» – совместный проект школ ТиНАО и Института проблем образовательной политики «Эврика». Это тот самый механизм, который позволяет организовать образовательное пространство так, чтобы детям было интересно, потому что здесь учитываются их интересы, способности, возможности, желания. Здесь они сами могут выбирать ту деятельность, в которой смогут себя проявить наиболее полно, где можно и нужно пробовать и не бояться ошибиться – «что и удивительно, и обыкновенно».Нашлись люди, близкие к «обыкновенному» и близкие «к чуду». Дети, как и предполагалось, оказались готовыми к изменениям. Это легко объясняется: теперь вместе (вместо) с надоевшими уроками им предлагается целый веер принципиально других форматов проведения учебных занятий, теперь 45 минут не будут ограничены душным пространством кабинетов, теперь они смогут высказывать свою позицию и искать единомышленников не только среди сверстников и одноклассников, но и среди ребят других возрастов. Они станут со взрослыми обсуждать свои образовательные результаты, они реально увидят свой индивидуальный прогресс, потому что изменится подход к системе оценивания (от знаний к процессу). Им предстоит самостоятельно формировать свою образовательную траекторию и нести за это ответственность.Немного сложнее с учителями и родителями. К сожалению, в отличие от детей, взрослых сковывает «комплекс совершенства», который не просто мешает сделать шаг навстречу изменениям, но зачастую напрочь парализует саму деятельность педагога, нормированную не столько в документах (которых десятки), сколько в головах. Очень многие учителя боятся сделать неправильный шаг, совершить ошибку, потому что за это придется лично отвечать. А в современной школе трудно предугадать, какой результат от тебя может понадобиться завтра – все очень быстро меняется.Я не удивлюсь, если кто-то, прочитав эту статью, обронит: «Ничего нового не сказала, мы так давно работаем». Но у нас-то школа особенная, и проект «Школа выбора» поможет нам в обыкновенном увидеть чудо.«И все запуталось, перепуталось – и наконец распуталось так неожиданно, что сам волшебник, привыкший к чудесам, и тот всплеснул руками от удивления». Кто окажется волшебником – покажет время. Но думаю, это будем мы сами.Наталья МИТРЯЕВА, учитель русского языка и литературы, заместитель директора школы №1392 имени Д.В.Рябинкина

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте