На ярмарке «От А до Я» в Манеже было много «круглых столов». Свое видение процесса создания детско-взрослой общности в образовательном учреждении представили педагоги Зеленограда.
Елена ШЛЕИНА, заместитель директора по воспитательной работе «Школы здоровья» №1703:- В нашей школе в работе экспериментальной площадки и в работе педагогов применяются современные информационные и коммуникационные технологии.Естественно, Школа будущего немыслима без информатизации. Один из важнейших модулей Школы будущего – детско-взрослая образовательная общность, в которой растет и взрослеет ребенок.Общность включает в себя педагогов и управленцев, родителей и учащихся, политиков и ученых, предпринимателей и представителей искусства, это живой организм в отличие от школы, понимаемой как производственная организация.В Школе будущего будут разные типы детско-взрослых общностей: адаптационная комфортная школа, школа самоиндентификации, элитарная профильная школа, школа академической успешности, школа социальной успешности, школа воспроизводства российской гениальности, интегративная проектная школа.Разные школы ставят перед собой разные социализационные задачи:- воспроизводство сообществ, включение нового поколения в существующие общности, основной образовательный результат – воспроизводство идентичности подрастающего поколения, позволяющее ему полноценно войти в общность;- лифтинг, то есть обеспечение перехода из одного социального статуса в другой, из одного сообщества в другое; основной результат – человек, понимающий, как устроен социум, видящий перспективные задачи и способный к социальному действию и построению собственных траекторий;- самоопределение в социокультурных проблемах и преобразование социокультурных сфер; результат – люди, осуществляющие прорывные проекты.Эти параметры будут задавать очень разное видение школами своей социокультурной миссии. Это закономерный переход от единообразной советской школы к разным типам школ. В зависимости от типа общности будет решаться разная социокультурная задача, существовать свой уклад и даже педагогический стиль.Наша школа относится к типу адаптационной комфортной школы. Ее цель – объединение по интересам территориального жизнедеятельностного общества.В связи с получением статуса «Школа здоровья» мы так определили миссию школы – это обеспечение высокого качества образования с сохранением и развитием здоровья детей как ресурса организма, позволяющего адаптироваться к образовательным и другим деятельностным нагрузкам.Результат (в «продуктном» выражении) работы школы здоровья – формирование у учащихся ценностного отношения к здоровью, проявляющегося в поведении – практикуемом здоровом образе жизни, управлении собственным здоровьем и созданием здоровой среды жизнедеятельности. В школе практикуется совместное (дети, педагоги, администрация, родители, специалисты) выдвижение, принятие и реализация решений по изменению школьной среды. Эти решения опираются на объективные данные комплексных (медико-физиолого-психолого-социальных) мониторингов, позволяющих определять желаемые направления изменений форм организации жизнедеятельности в школе, а также посредством формулирования параметров здоровой и дружественной среды школы, значимых для детей, родителей, педагогов, специалистов-медиков, исходящих из их интересов.Конечно, не все родители могут принять участие в принятии решений, выдвижении новых идей, поэтому на сайте размещается информация для этих родителей. Педагоги и родители обмениваются адресами электронной почты, таким образом, внедрение информатизации в учебный процесс помогает в полной мере добиться конкретных результатов.Выпускник должен обладать способностями, позволяющими воспроизводить здоровый уклад жизни, а также противостоять агрессивной среде. В качестве результата педагоги полагают «формирование ценности здоровья, активного отношения детей к проблематике здоровья, факторов риска, выработку собственной позиции, принятие ответственности за собственное здоровье, осуществление социального действия». Коллектив справедливо полагает, что выпускнику необходимо уметь активно взаимодействовать с разными позициями, формировать собственную позицию, научиться согласовывать интересы путем понимания целей другого человека.Коммуникация между представителями разных поколений и разными позициями строится на основе технологий переговоров и согласовании интересов. Таким образом, согласование интересов приводит к установлению понимания, соуправлению.Включение всех участников образовательного процесса в анализ и перепроектирование среды школы проходит у нас в школе через участие в работе школьного совета самоуправления, специально организованные обсуждения, конкурсные формы посредством проведения тематических циклов проектных и исследовательских работ.Школьное самоуправление реализует следующие направления: Принятие решений об изменении уклада жизни школы. Разработка и внедрение новых форм взаимодействия детей разного возраста, детей и взрослых, обеспечения связи с социальными партнерами. Принятие решений и реализация мероприятий, направленных на обогащение образовательной среды.Все это невозможно без использования средств информатизации.Включение детей в решение всех этих вопросов и задач позволяет им, во-первых, понимать, как устроена жизнь нашей общности, какие трудности возникают, какие перспективные задачи мы можем ставить, во-вторых, участие в принятии решений, выработка решений позволяют воспитывать у детей ответственность, позволяют им почувствовать себя способными менять мир (пусть он и ограничен пока рамками школы и ближайшим территориальным окружением), в-третьих, планирование мероприятий, их проведение позволяют формировать у детей способность организации действия.Наши дети (7-11 лет) организуют дежурства, старшие дети проводят зарядку для младших, придумывают и проводят игры во время подвижных перемен, проводят рейды по чистоте, воспитанности.В школе есть своя газета, которая выпускается с 2002 года и выходит раз в месяц. Авторы статей – дети и взрослые. В газете есть постоянные рубрики: «Калейдоскоп событий», «Школа здоровья», «Занимательная психология», «Интервью номера», «Вы нам писали», «Рецепты вкусных блюд», «Мы гордимся вами!», «Игротека», «Советы родителей, врачей, педагогов». Номера школьной газеты мы размещаем на сайте, печатаем и раздаем в каждый класс.Старшеклассники ведут шефскую работу с младшими школьниками, это организация мини-спектаклей, помощь в выполнении домашнего задания, совместный досуг во второй половине дня (чтение книг, проведение бесед, классных часов), с помощью учителя информатики ребята выполняют совместные работы (компьютерные рисунки, лего-проекты).Шефская работа с ветеранами – одно из любимых направлений работы наших детей. Это поздравительная почта ветеранам педагогического труда и ветеранам ВОВ к праздникам: дети сами делают открытки вместе со взрослыми и поздравляют ветеранов, на сайте размещают виртуальные открытки, проводят встречи с ветеранами в школах, к которым мы готовим совместные детско-взрослые концерты, с такими же концертами мы выезжаем в госпитали, центры социального обслуживания, реабилитационные центры. Ребята вместе со старшей вожатой или педагогами выходят с тимуровскими рейдами к ветеранам, которые сами не могут прийти в школу.Детско-взрослая проектная деятельность представлена созданием проектов по различным направлениям деятельности школы. В рамках Всемирного дня здоровья мы традиционно проводим детскую научно-практическую конференцию «Здоровье в твоих руках», и дети с помощью компьютерной презентации наглядно могут представить свои проекты.В школе проводится множество различных конкурсов, в которых участвуют как дети, так и взрослые. Таким образом, совместно была создана символика школы. Многие наши мероприятия стали традиционными. Родители и дети не только активные участники школьных мероприятий, они еще предлагают свои новые интересные идеи для реализации их в школьной жизни. В этом году мы планируем работу по созданию форума школьных дел. Лариса ГАРМАНОВА, председатель методического объединения классных руководителей, учителей начальных классов школы №1703: – Наша школа – участник экспериментальной площадки по теме «Мыследеятельностная педагогика. Инфраструктурная платформа школы будущего». 8 лет мы работаем над внедрением деятельностного метода в обучение, что очень актуально в свете новых государственных образовательных стандартов. Работая в рамках этого эксперимента, мы поняли, что назрела проблема создания детско-взрослой общности. Над созданием детско-взрослой общности наша школа работает уже давно, но в свете последних событий и решений правительства, в свете новой концепции «Воспитание юных москвичей» это направление нашло свое отражение в рамках экспериментальной работы. Создание детско-взрослой общности стало одним из модулей Школы будущего. Наша школа – «Школа здоровья», поэтому в школе есть еще один эксперимент, который также способствует формированию детско-взрослой общности с точки зрения здоровьесбережения. Это «Внедрение донозологического контроля в образовательный процесс». Эксперимент предусматривает обследование участников образовательного процесса: учащихся (в первую очередь), родителей (по желанию), учителей на специальном аппарате. Цель донозологической диагностики – оценка и прогнозирование состояния здоровья людей и риска развития заболеваний, разработка индивидуальных рекомендаций по сохранению здоровья и по предотвращению возможного развития болезни, а также динамический контроль за состоянием здоровья, в рамках проведения социально-гигиенического мониторинга. Елена ДАНИЛОВА, учитель начальных классов «Школы здоровья» №1703: – Цель моей работы как учителя начальных классов – участие в разработке технологий по формированию детско-взрослой общности. Работа проходит в таких формах, как: Участие в турнире «Мыслю, знаю, действую» для сопоставления уровня развития способности к организации действия учащихся школы с уровнем развития этой способности у учащихся московских школ разного вида и типа. Проведение мастер-классов по теме «Технология формирования способности организации действия в начальной школе» для педагогов и методистов для предъявления технологии работы по развитию способности, анализу способов работы педагога и формированию инновационного поля школ. Результатом работы по формированию детско-взрослой общности можно считать совместные туристические походы, коллективные выезды на экскурсии, посещение родителями открытых уроков и совместное их обсуждение, совместную разработку и проведение классных мероприятий, активное участие родителей во всех классных и школьных делах. В первом классе, когда еще детско-взрослый коллектив не сформирован, мы проводим анкетирование родителей для выявления их интересов по воспитанию и образованию учащихся, затем совместное обсуждение плана воспитательной работы, причем как с родителями, так и с детьми. Родителям, которые не могут присутствовать на совместном обсуждении, вся информация передается в электронном варианте, с помощью сайта ОУ, электронной почты классного руководителя, воспитателя. Ни одно классное дело не проводится без совместного обсуждения, мы стараемся вырабатывать технологию согласования интересов каждой возрастной группы. Ребенок к концу четвертого класса начинает понимать и принимать позицию, интересы взрослого, взрослые прислушиваются к мнениям детей и учитывают их интересы. Такая работа ведется по всем направлениям деятельности. В четвертом классе инициатива по проведению и организации классных мероприятий часто исходит от детей и их родителей, а не от педагога. Дети становятся моими помощниками, к урокам окружающего мира, чтения они готовят компьютерные презентации, совместно с родителями создают интересные проекты, посвященные Зеленограду и Москве, здоровью, народам, населяющим нашу страну. Мы проводим конкурс компьютерного рисунка (с участием родителей), совместные праздники, в которых участвуют родители и дети. Я провожу с детьми специальные занятия, направленные на выработку умения согласовывать интересы, в первом классе мы учимся согласовывать интересы между учащимися, а начиная со второго и третьего класса – между учащимися другого возраста и взрослыми. В процессе такой работы у учащихся появляется уверенность, что они способны справиться с трудной ситуацией, дети с радостью пробуют свои силы в решении сложных («взрослых») задач. Активная совместная работа детей и взрослых позволяет учащимся понимать, как устроена жизнь нашей общности, какие трудности возникают, какие перспективные задачи мы можем ставить, воспитывать ответственность, формировать способность организации действия.
Комментарии