Непросто учить добру и милосердию, находить образец для подражания, проводить трогающие душу встречи, праздники, уроки. Но делать это необходимо во имя будущего, ведь жизнь продолжается, и по-прежнему людям нужны доброта, любовь к Родине, своим родным и близким.
Память о прошлом, желание и стремление к преобразованию, формирование активной жизненной позиции и высокой нравственности – эти понятия должны жить, не устаревая, передаваясь из поколения в поколение. И школьный музей – это то место, где лучше всего идет процесс утверждения этих ценностей.
Готовясь к проведению общешкольных мероприятий и изучая с учащимися историю Великой Отечественной войны, одной из главных задач становится воспитание чувства сопереживания, соучастия с судьбами людей, отдавших жизнь за Родину. Во время встреч с ветеранами Великой Отечественной войны ребята часто интересовались вопросами интернациональной дружбы. Дружба на фронте – больше, чем дружба. Это братство, взаимовыручка, взаимопомощь…
Интерес к военной истории Испании тоже не случаен, ребята углубленно изучают язык, культуру и историю страны. А когда узнали о детях испанских республиканцев, спасенных в 1937 году из пламени гражданской войны на своей родине, которые обрели второй дом в нашей стране, захотели узнать, как они пережили блокаду Ленинграда. Почти пятьсот испанских ребят воспитывались в Ленинграде. В начале Великой Отечественной войны они, люто ненавидевшие фашизм, заставивший их покинуть родную Испанию и погубивший их родителей, мечтали отомстить врагу.
Подросшие мальчишки рвались добровольцами на фронт. Их не пускали, пытались сберечь, чтобы они потом строили будущую Испанию без фашистской диктатуры, но те хотели сражаться немедленно. И было-то им всего по шестнадцать-семнадцать лет! Почти еще дети… Но многие все-таки добились своего: 142 испанца были зачислены в Ленинградскую армию народного ополчения, из них около 70 человек – в 3‑ю Фрунзенскую дивизию. Точнее, в ее 3‑й Выборгский стрелковый полк, сформированный из добровольцев Выборгского района.
Изучая подробности, ученики 7‑го «Б» класса выяснили, что в 2018 году в Карелии открыли памятный знак в честь испанских добровольцев, защищавших Ленинград и погибших в Карелии в 1941‑м и 1944‑м, он установлен близ поселка Сяндеба – на мемориальном комплексе, который здесь зовут «Алешей».
В августе 2016 года бойцы поисковых отрядов «Линия фронта» и «Патриот» близ Сяндемского монастыря нашли останки испанского ополченца Мартина Пеньи с хорошо сохранившимися смертным медальоном и запиской в нем.
Восемнадцатилетний Мартин Пеньи погиб 7 августа 1941 года, по архивным данным, он числился погибшим и не вынесенным с поля боя.
Игуменья Варвара, настоятельница Сяндемского Успенского женского монастыря, расположенного в нескольких километрах от памятного монумента, потрясенная историей испанцев, погибших в Карелии, предложила увековечить их имена на мемориальных стелах и в православной традиции поминать всех поименно. С изготовлением памятника помогли меценаты, а выявлением имен занимался Петербургский региональный информационный центр ТАСС.
Испанский центр в Москве сумел найти изображения двенадцати испанских юношей, погибших на Карельском фронте.
Поисковики из отряда «Патриот» передали испанскому послу в России Игнасио Ибаньесу Рубио личные вещи, обнаруженные вместе с останками Мартина Пеньи, и дипломат пообещал взять под особый контроль розыск его родных.
Всю собранную информацию ребята разместили в самодельной Книге Памяти, которую передали в дар музею иберо-американской культуры как эстафету поколениям нынешним и будущим. Экскурсоводы из числа учащихся провели экскурсию в школьном музее.
Из года в год растет число проводимых в музее мероприятий, музей стал центром идейно-нравственного воспитания школы.
Школа живет и развивается, уверенно идет в будущее, в завтрашний день. Но у нее есть и прекрасное прошлое, которое бережно хранится в школьном музее и является достоянием каждого ученика и учителя, предметом гордости и восхищения.
Лилия ГРОМОВА, педагог-организатор школы №1568 имени Пабло Неруды
Комментарии