Первым уроком в новом учебном году стал урок толерантности «Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила», который состоялся 1 сентября. А 3 сентября московские школы отдавали должное памяти детей, погибших от рук террористов в Беслане. Как мы должны воспитывать наших детей, чтобы они, разных национальностей, разных культур и верований, жили в мире, взаимопонимании и уважении?
Комментарий «УГ»Летом отметил десять лет со дня создания Поликультурный центр дополнительного образования детей Северного округа. Он был образован в июле 1998 года решением Правительства Москвы и столичного Комитета образования для создания для детей условий профессионального изучения родного языка, истории, культур и традиций своих народов; реализации идеи этнокультурного образования в многонациональной среде населения округа. С сентября 2003 года Поликультурный центр получил статус Центра международных проектов и программ. Сегодня Центр превратился в многопрофильное образовательное учреждение, осуществляющее обучение и воспитание около 600 учащихся в возрасте от 6 до 18 лет (русские, украинцы, белорусы, армяне, грузины, ассирийцы, евреи, казахи, татары, удмурты, уйгуры) по культурологическому, социально-педагогическому, художественно-эстетическому и спортивно-оздоровительному направлениям. Они могут учить семь национальных и пять иностранных языков в 62 коллективах, учебных группах, объединениях по интересам. В центре под руководством Д.Варданяна работает многонациональный педагогический коллектив, в котором есть профессор, три кандидата педагогических наук, 14 педагогов высшей категории; мастер спорта по восточным единоборствам, которые передают любимым воспитанникам свой богатый опыт, знания, тепло души и сердец, воспитанники добиваются высоких творческих достижений.Творческие коллективы Центра: хор «Дружба» (руководитель Ш. Варданян), хореографические коллективы «Жар-птица» (руководитель О.Чайковская), «Сулико» (руководители К.Чалаташвили и Б.Мчедлидзе), «Томирис» (руководитель Д.Тасмагамбетова), «Рухсара» (руководитель З.Хасанова) – многократные лауреаты городских, окружных смотров и конкурсов «Юные таланты Московии», «Северное созвездие», «Рождественская песнь», «Весенний хоровод», московского международного фестиваля национальных искусств «Красота спасет мир».Спортивно-оздоровительная группа Поликультурного центра школы «Вьет Во Дао» – серебряный призер московского первенства по восточным единоборствам (руководитель В.Геворгян).Поликультурный центр участвует в реализации программ Правительства Москвы «Москва с любовью. Связь времен – связь народов», «Этносфера Москвы и межкультурное сотрудничество», он активный участник движения «Москва на пути к культуре мира».С сентября 2003 года Поликультурный центр участвует в международном проекте, организованном Северным окружным управлением образования «Дети России – дети Италии».
Ольга ЛАРИОНОВА, руководитель Департамента образования (из доклада на городском педагогическом совете):
– Москва – город многих культур и традиций, где в каждом образовательном учреждении учатся и воспитываются дети разных национальностей. Важно иметь в виду, что многонациональный характер московской школы имеет ключевое значение для сохранения межнационального и межконфессионального мира в столице и актуализирует учебно-воспитательную работу, которая ведется на основе городской целевой программы «Столица многонациональной России».
В системе московского образования статус учреждений с этнокультурным (национальным) компонентом имеют 52 образовательных учреждения, еще 130 реализуют различные программы этнокультурного компонента. Учащимся разных национальностей предоставлена возможность изучения языка, культуры, истории и традиций ряда народов Российской Федерации, стран ближнего и дальнего зарубежья.
Высокий уровень жизни столицы, большое число привлекательных рабочих мест сделали ее главным центром притяжения миграционных потоков в России. Вопросы адаптации и интеграции детей-мигрантов также уже давно стали частью образовательного процесса. Апробированы многие интересные нормативно-организационные подходы, созданы учебно-методические пособия, работает сеть специализированных общеобразовательных учреждений, осуществляющих первичную адаптацию мигрантов. Подтвердила свою эффективность и модель «Школы русского языка». В них ежегодно обучается более 30 тысяч детей-мигрантов, причем итоговая диагностика показала, что 9 из 10 учащихся готовы к обучению в московских учреждениях образования. В экспериментальном режиме мы приступили и к обучению взрослых мигрантов, слабо владеющих русским языком.
Вопросы воспитания гражданской идентичности в сочетании с духовно-нравственным воспитанием, толерантного отношения к людям других национальностей для каждого московского учреждения актуальны. Поэтому перед нами стоит задача воспитать и сохранить в каждом учреждении единую межнациональную общность москвичей, научить жить в согласии, знать, понимать и уважать культурные традиции других народов. Эта системная работа должна вестись как в урочное, так и во внеурочное время, причем с использованием разных форм и методов. В курсах основных предметов, таких как история, литература, обществознание, педагогам следует особое внимание обратить на поликультурное воспитание, а школьной администрации ввести в учебный план каждой школы города факультативные занятия по курсам «Народоведение», «История религий мира и мировая художественная культура». В прошлом учебном году эти курсы велись только в 50 процентах московских школ. МИОО продолжит работу по подготовке кадров.
Процесс воспитания толерантности и гражданского самосознания – непрерывный процесс, поэтому внеурочная деятельность также должна быть спланирована с учетом сегодняшних реалий и обязательно должна знакомить ребят с культурами и традициями разных народов. По инициативе Департамента образования весной в учреждениях образования стартовал фестиваль «Мы разные – в этом наша сила, мы вместе – в этом наше богатство». Его окружные этапы состоятся в начале нового учебного года, а завершится фестиваль в ноябре 2008 года двухдневным городским форумом, посвященным вопросам толерантности.
Нелли ЭМ, директор школы №1086 с этнокультурным корейским компонентом:
– В этом году исполняется ровно 50 лет, как я работаю в системе образования: начала с воспитателя детского сада, была учителем, завучем, теперь директор нашей замечательной школы. У нее своя история. В 1989 году в Москве создали корейскую ассоциацию, для которой первым вопросом, целью и задачами стали изучение языка, культуры, традиций. Я была членом ассоциации, и когда собирался женсовет, то, конечно, разговор всегда шел о том, что нужно учить детей, но было не ясно, где. Тогда и возникла идея открыть корейскую школу. Спасибо тогдашним руководителю Департамента образования Любови Петровне Кезиной и начальнику окружного управления образования Юго-Западного округа, ныне покойной Жанне Минаевне Гаспарян, которые поддержали эту идею. Вот так на Юго-Западе и создалась корейская школа.
Я принимаю в школу детей любой национальности, задавая родителям только один вопрос: «Зачем вам изучение корейского языка?»
В нашей школе на изучение корейского языка в рамках этнокультурного компонента отводится два часа в неделю для средних и три часа в неделю для старших классов, плюс есть интегрированный курс по истории и географии Кореи для того, чтобы дети познакомились с этой замечательной страной. Во второй половине дня дети по желанию могут заниматься изучением традиций, обычаев, корейских танцев, песен. Причем очень многие дети добровольно, по желанию, ходят на такие занятия. Я считаю, что детей нужно готовить к внешнему миру, поэтому нужно знать не только корейские традиции, но и русские, даже другие традиции тех национальностей, которые обучаются в нашей школе. Любой ребенок любой национальности в нашей школе может рассказать о своих национальных традициях и совершенно свободно ознакомиться. Это важно, так как в нашей школе учатся дети более 50 национальностей. Больше всего, конечно, русских детей, но 45 процентов – корейцы, дети русскоязычных корейцев, живущих в Москве, которые корейского языка не знают, дети тех, кто приезжает в Москву из Средней Азии на работу. Я думаю, что этнокультурные школы нужны, но не в узком направлении, а как поликультурные школы, ведь Москва – это многонациональный мегаполис. В таких этнокультурных школах нужно детей учить толерантности, взаимопониманию, любви, делать все, чтобы они могли знать культуру разных национальностей и народов, терпимо и дружелюбно относились вне школы к людям, независимо от национальной принадлежности.
Денис РЕБРИКОВ, преподаватель биологии гимназии №1543:
– На самом деле проблемы национальных конфликтов в школе как таковой нет. Мне кажется, государство должно обращать в первую очередь внимание на воспитание взрослых. И уже взрослые, воспитывая своих детей, будут задавать определенный уровень толерантности. Ведь мы, взрослые, даем детям ориентиры. И начиная говорить о разных национальностях, мы, во-первых, говорим детям, что это существует, а во многих странах ни дети, ни даже взрослые особо не задумываются о том, что такое национальность как таковая. Дети не понимают сейчас, что такое национальность, но они верят взрослым, что есть грузины, осетины, все национальности. При этом даже большинство взрослых вообще не понимают, что это такое. Но ребенок, не понимая, что это такое, начинает подсознательно или сознательно этого немного бояться. Когда человек не понимает, а тем более ребенок, что это такое, то он этого боится. И как только человек начинает бояться, у него сразу появляется то, что называется ксенофобией, – боязнь, неприязнь к чужому. Это защитная реакция. Естественная потребность преподавателя – работать с удобными для обучения детьми. Когда преподаватель встречает нестандартного ребенка, ему с этим ребенком, понятно, сложнее. Если приезжают дети, которые плохо говорят по-русски, которые вообще по другой программе проходили предыдущее обучение, то здесь в школе может возникнуть сложная ситуация, когда ребенок нестандартный. Не потому, что он осетин, или грузин, или русский, а потому, что он учился по другой программе, плохо владеет языком. Я в своей практике встречал преподавателей, которые с трудом таких детей тянут. Это, может быть, отчасти непрофессионализм, который нужно преодолевать. Мы знаем, что есть государственные программы, например городская целевая программа «Столица многонациональной России» на 2008-2010 годы. Мне «понравилась» формулировка в целевых показателях программы: «Снижение популярности этноцентристских лозунгов на 12 процентов за три года». Парадоксально, но так и будет, мы точно в 2008 году на
2 процента снизим, в 2009-м – на 4 процента, а в 2010 году уже на 6 процентов. Весь вопрос в том, станет ли от этого наше общество толерантнее.
Евгений БУНИМОВИЧ, председатель Комиссии по науке и образованию Московской городской Думы:
– Я помню первую чеченскую войну, когда на телевидении еще были бурные обсуждения и прямые эфиры, как девочка, обращаясь к взрослым, не говоря, кто прав, кто виноват, просто сказала: «Что вы делаете? Вы нас обрекаете на то, что всю жизнь между нами будет стоять эта стена ненависти». Тогда эти высказывания не услышали взрослые. Я вспомнил их, когда увидел глаза террористов, которые захватили «Норд-Ост», когда понял, что это и есть те самые дети, которые уже в школе-то не учились, их школой был лес. В этом случае дети сразу становятся воинами, еще не становясь людьми. Вот это самое главное, чего нам надо избежать в любом конфликте: как можно меньше привлекать детей к взрослым выяснениям отношений. Был международный съезд по толерантности в Праге в позапрошлом году, в котором участвовали и президенты, и премьер-министры, и политики со всего мира. Меня поразило в решениях то, что там главным и ключевым было названо образование – обязательное и хотя бы начальное. Меня поразило то, что ничего нового, ничего невероятного, кроме образования, участники съезда придумать не смогли.
В Москве около 40 школ с разным этнокультурным компонентом: и азербайджанские, и армянские, и белорусские, и грузинские, и греческие, и еврейские, и многие другие. Есть, кстати, и русские национальные школы, в которых тоже есть этнокультурный компонент, такие школы ближе к православным. Как только появляется запрос, так сразу появляется и школа. Такие модели школ были всегда: французские, немецкие, испанские, где изучали языки, традиции, культуры. В этом смысле между французской спецшколой и корейской спецшколой большой разницы нет, кроме того, что во французской школе учатся не французы.
Сегодня в столице есть и еще одна проблема: более 70 тысяч детей мигрантов учатся в московских школах. Этнокультурные школы умеют работать с детьми разных национальностей, но у нас есть трудовые мигранты, которые приезжают с детьми. С детьми мигрантов работают самые обычные школы на окраине Москвы, и там таких детей много. Это дети югославов и турок, которых много на московских стройках, дети родителей, приезжающих из Средней Азии и других стран дальнего и ближнего зарубежья. По закону всех их принимать надо, но было не так просто и не так легко объяснить, убедить, заставить директоров школ брать этих детей, потому что, как правило, дети плохо знают русский язык, потому что они не всегда приходят учиться первого сентября. Они приехали в Москву первого октября, ноября, и не известно, сколько будут учиться, ведь через год они могут уехать. Это довольно сложный контингент. Если ребенок не говорит по-русски или очень слабо говорит по-русски, даже если у него есть способности по математике или химии, он не сможет учиться в столичной школе. Поэтому мы открыли сейчас для детей 10 школ русского языка плюс еще около 300 групп отдельно. При этом мы думаем не только о детях мигрантов, мы еще думаем и о московских детях, которые будут с ними рядом жить, ведь все они должны быть адаптированы к жизни в многонациональном обществе.
Родителям сегодня интересно отдавать своих детей в сильную московскую школу, вне зависимости от того, есть у нее этнокультурный компонент или нет, а просто потому, что она хорошая. Если там хорошая толерантная атмосфера, которая должна быть в любой московской школе, а не только в этнокультурной, тогда родители совершенно спокойно туда отдают детей.
В Москве сотни национальностей. Мы вместе – это и есть Москва. Мы разные – и богатые, и бедные. Мы разные – наши родители имеют разные взгляды на жизнь. Я совершенно не уверен, что нужно обязательно изучать основы религии, но нужно понимать, что когда ты входишь туда-то, там нужно снимать обувь, там надевать шапку, а в другом месте, наоборот, снимать ее. Это вещи, которые могут оскорбить, а человек даже не подозревает об этом. Знание таких взаимно культурных вещей очень важно.
По телевизору могут что-то брякнуть, но если родитель в этот момент скажет дома: «Ну разве можно так говорить о людях?!», то ребенок воспримет оценку родителей, а не ту чушь, которую мелят по телевизору. То же самое и в школе. Если у учителя есть авторитет, то сказанное им влияет на наших детей не меньше, чем белиберда СМИ. В Москве есть очень сильный Московский городской психолого-педагогический университет. Его преподаватели, кроме того, что они психологи, еще и педагоги, работают во всех горячих точках, их приглашают туда все время, потому что они умеют это делать профессионально. По-моему, гораздо важнее для нас всех, если мы, взрослые, ответственные люди, чтобы наши дети учились, чтобы они были заняты, чтобы они развивались.
Евгений ЯМБУРГ, директор Центра образования №109:
– Каждый должен заниматься своим делом. Я не геополитик, не военный. Я педагог. Школа – это территория любви, где нет ни эллина, ни иудея, ни грузина, ни осетина, есть дети. Когда-то в нашей школе мы уже принимали осетинских детей. Это было после первой войны. Помню, как мудрая женщина-педагог ввела осетинского ребенка в класс и сказала: «Ребята, у вас новый товарищ. У вас у всех есть дом, а вот у этого мальчика больше дома нет». Я думаю, что требуется огромный такт, колоссальная деликатность, для того чтобы не допустить обострения. По-моему, год назад школы хотели заставить составлять списки с подозрительными фамилиями на «швили», и московские директора и московский департамент сказали «нет». К сожалению, амплитуда общественного настроения меняется: сначала мы проявляем горячее сочувствие, а потом говорим: «Понаехали тут». Поэтому здесь требуются терпение, такт, повышенная деликатность, психологическая и нравственная бдительность.
Есть исследования, которые показывают, что воспитание толерантности реально и возможно только до шести лет.
Если брать государственные программы, то ни в одной государственной программе, ни в одном учебнике не проповедуется национальная ненависть. Но, как говорил великий Корчак, школа стоит не на Луне. Мы говорим им в школе одно, а потом они приходят домой и обсуждают с родителями, с семьей, слыша подчас совсем другое. 30-го мы вылетели из Москвы с Ольгой Владимировной Окуджавой в Калининград принимать самолет, на котором будет написано «Булат Окуджава». Замечательный русский поэт, который называл себя «грузином московского розлива». Как-то у нас странно в последнее время – либо так, либо так. Ну не может быть у человека два клапана в сердце, один клапан – русская культура, другой – грузинская. Все войны проходят, остается самое главное. Я уверен – в том, что ни один из нас не имеет права навязывать свою позицию детям и втягивать их в политику. Мне пришел на память случай дореволюционный. Царская гимназия, директор гимназии, известный своими правыми националистическими взглядами. Он идет по школе и видит плачущего ребенка. Директор спросил: «Ты чего плачешь?» Ученик ответил: «Меня обозвали жиденком». И этот человек, по политическим взглядам жесткий, говорит: «Запомни, это царская гимназия, здесь нет ни евреев, ни православных. Есть только ученики царской гимназии». Все сделать невозможно, каждый должен заниматься там, где он может, тем, чем должен.
– На протяжении всей истории развития школы в том или ином виде всегда возникает дискуссия на тему «Какова же главная задача педагога – учить или воспитывать?». Лучший ответ на поставленный вопрос дает, конечно же, время. Педагогам как никому другому известно, что процессы обучения и воспитания всегда идут вместе, взаимно дополняя и обогащая друг друга. И хотя каждое время рождает свои требования к педагогам и воспитателям, всегда есть что-то общее. Воспитание юного человека должно начинаться с уважения к нему. Ребенок должен не просто слышать на словах об этом уважении, он должен его постоянно ощущать. Без этого никогда не воспитать в нем собственного уважения к самому себе, чувства собственного достоинства, чести и свободы. А чувство чести, чувство уважения к себе рождает с самых ранних лет ответственное отношение к своим обязанностям, серьезное отношение к жизни вообще. Здесь же истоки настоящей, подлинной дисциплины и поступков, и ума, без которых немыслимо освоение новых знаний и умений. Только при этом условии человек с детства приучается не проходить мимо тех богатств, которые его окружают: мимо богатства тех возможностей, которые дает жизнь в обществе, среди людей; мимо богатств, которые дарят природа, искусство, знания. Вбирая в себя весь спектр этих богатств, человек как существо социальное уже со школьных лет учится радости жизни, радости общения, учится отличать вечное от преходящего, учится быть полезным своим близким, обществу.
Воспитание ребенка – процесс целостный и непрерывный, зависящий от множества факторов. Разделить меру ответственности за ребенка или ответить на вопрос «Кто играет главенствующую роль в процессе воспитания: школа, семья или социум?» невозможно, да и не нужно. Всем участникам воспитательного процесса необходимо осознать, что наши действия должны быть совместными и согласованными, и направить свои усилия на формирование у детей и молодежи гражданской ответственности и инициативности, духовности и культуры, самостоятельности и толерантности, способности к успешной социализации в обществе и адаптации на рынке труда.
Каждое образовательное учреждение должно обеспечить включение обучающихся в разнообразную, соответствующую их возрастным и индивидуальным особенностям деятельность, направленную на формирование у детей гражданственности, патриотизма, трудолюбия, экологической культуры, эстетического отношения к окружающему миру.
В последние годы в Москве работа с детьми и молодежью приобрела межведомственный программный характер. На создание условий для гражданского становления личности, ее самореализации и адаптации направлены программы «Молодежь Москвы», «Патриотическое воспитание молодежи Москвы», «Профилактика детской беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту», определены дополнительные меры государственной поддержки детских общественных объединений, в реализацию которых активно включилась и система московского образования.
Комментарии