search
main
0

Мы ваши ученики, Лев Иосифович! К 70-летию Льва Соболева

​В августе семидесятилетний юбилей отпразднует заслуженный учитель Российской ФедерацииЛев Иосифович Соболев, чей педагогический и профсоюзный стаж приближается к отметке в полвека. За это время его выпускниками стали сотни талантливых, успешных и благодарных учеников. Лев Иосифович успешно реализовал себя не только как гениальный учитель, но и как отец большой и дружной семьи, ставшей настоящей педагогической династией, – дочь и внучка Льва Иосифовича тоже связали cвою жизнь с образованием.

В юбилейных статьях, адресах и личных поздравлениях принято говорить слова, неизбежно тяготеющие к пафосу и высокому «штилю»: от них почему-то неловко и поздравляющему, и принимающему поздравления. Но когда речь идет о человеке близком и любимом, от пафоса, наоборот, тянет к душевности и неофициальности. Лев Иосифович Соболев не просто учитель – он родной человек, а это дает возможность пренебречь жанровыми требованиями юбилейного поздравления и сказать просто о нем. Поэтому вместо эпиграфа, почему-то пропустившего вперед себя предисловие, повторю за булгаковским Левием Матвеем: «Я его ученик». А его ученику невозможно говорить об учителе официозно, даже если этот ученик давно уже окончил школу…Выпускники иногда используют выражение «мой бывший учитель» – оно кажется странным и неуместным, когда говоришь о Льве Иосифовиче, потому что это личность настолько уникальная и многогранная, что любая беседа, любая встреча с ним (пусть даже не очная: например, его телелекции из цикла «Русская литература» или литературоведческие печатные статьи) – это без преувеличения духовное обогащение. Это учитель, который не может быть бывшим: его влияние настолько велико, что даже воспоминание об общении с ним продолжает формировать человека как личность.Трудно посчитать, сколько за 40 лет работы в гимназии №1567 сделал Лев Иосифович, скольких учеников выпустил, скольким помог поверить в себя и раскрыть до того незнакомые самому ребенку качества. Еще труднее осознать, на скольких детей, коллег, зрителей его спектаклей и передач, посетителей научно-учебного сайта повлияла его личность. Школа – сложная «площадка» для внутреннего роста: она затягивает, увлекает и поглощает все внимание, всю энергию, все силы и духовные ресурсы – тем сложнее сохранить что-то вне работы: а Лев Иосифович Соболев – редкое исключение, за которым хочется тянуться, как за примером. Заслуженный учитель Российской Федерации, ученый-филолог, методист, режиссер… Все это так, но как-то сухо и холодно звучит, когда речь идет о гениальном человеке, талант которого не замкнулся в себе, не оберегаем от чуждых влияний, напротив – он подарен всем, кто вокруг, кто может и хочет понимать и воспринимать.Особенно сильно его влияние ощущается теми из его выпускников, кто связал свою жизнь со словесностью, с литературоведением, с преподаванием: его манера как-то незаметно и органично срослась с представлением о том, каким должен быть учитель и словесник, ученый и филолог – и невольно ловишь себя на использовании его приемов, его выражений, его интонаций, его мимики, его подхода к тексту в частности и к своему делу в целом.Лев Иосифович никогда не занимался ни на уроках, ни в приватных беседах какими-то долгими рассуждениями на отвлеченные темы, никогда не уходил в сторону от предмета, хотя нередко и на его уроках, и на его репетициях спектаклей звучали, казалось бы, «развлекающие» его младших слушателей истории. Такие легкие, часто комические сюжеты и анекдоты из жизни школы, из биографий знаменитых писателей, из воспоминаний о театральных капустниках, забавные ошибки в сочинениях учеников прошлых лет… – а запоминались до того, что впору было носить с собой на уроки и репетиции диктофон, ну или записывать сразу в отдельный блокнот на память. А сейчас очевидно, насколько все это значимо и важно: через них как-то незаметно, легко, без нажима и морализаторства вошли в жизнь интерес к театру, интерес к институту музея, интерес к науке, интерес к книге, интерес к каждой встречающейся личности, внимание к поистине удивительной тайне взаимосвязи эпохи и искусства, их синтеза как отражения того или иного временного периода. Лев Иосифович никогда не преподавал и не преподает сейчас только словесность – он прививает необходимость к осмыслению жизни и себя.И еще он приучил к редкому, удивительному вниманию к слову, причем не только к слову литературному, но к слову вообще.Что можно пожелать такому человеку, как Лев Иосифович? Наверное, в первую очередь великих сил и терпения, чтобы еще долго-долго оказывать свое магнетическое влияние на молодых людей, которым посчастливилось у него учиться. Непременно здоровья и крепких нервов, чтобы спокойно и радостно переносить все сложности общения с таким непростым контингентом, как формирующиеся личности подростков. Обязательно – мощной эмоциональной и энергетической отдачи от тех, в кого вложены силы и чувства, на кого возлагаются надежды и с кем связываются ожидания. И великого оптимизма, без которого немыслимы ни сам Лев Иосифович, ни русская литература, которая становится для его учеников частью их дальнейшей жизни.От имени всех выпускниковЕкатерина ДЕМИДЕНКО,Елена ДЕМИДЕНКО,учителя гимназии №1567, кандидаты филологических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте