Наверное, все любят песни… Широкой и вольной волной льется голос поющего, и если это ребенок, то непременно трогает до глубины души. Но если тот же ребенок поет на языке жестов? А разве такое возможно? Да, на Кубани, где песня, похоже, является одним из ярких воспитательных инструментов, можно услышать и такое.
Выступление детского хора жестового пения от номера к номеру производит все большее впечатление. Участники августовской педагогической конференции не могут сдержать слез, ведь в песне юных исполнителей вся радость и боль, несмотря на то что в их арсенале лишь движения рук и открытые живые лица, а они не могут солгать. Невыраженное в слове «спасибо» адресовано сегодня тем, кто учит их с терпением и участием, и гордость за тех, кто так же, как и они, преодолевает себя…Конечно, для того чтобы ребенок с ограниченными возможностями здоровья смог так свободно и уверенно выступать перед большой аудиторией, должно пройти много времени. Нужно приложить массу усилий, чтобы он сумел раскрыть свой талант, и еще больше, чтобы он по возможности ни в чем не отставал от сверстников. Для этого образовательные траектории детей с ОВЗ начинают выстраиваться начиная с дошкольного уровня.На сегодняшний день, по словам министра образования и науки Краснодарского края Наталии Наумовой, уже удалось добиться того, чтобы детские сады могли воспитывать и сберегать здоровье детей с 41 особенностью развития, включая сахарный диабет, пищевую аллергию, синдром Дауна, не говоря уже о других нарушениях интеллектуального и физического развития.За время общения в коллективе дети привыкают и друг к другу, и к педагогам, поэтому, чтобы сделать переход на следующий уровень более плавным, в Краснодарском крае при коррекционных школах, в которых сегодня обучаются порядка 8 тысяч детей, открываются и дошкольные отделения. Как отмечает директор школы-интерната города Тихорецка Снежана Тесленко, открытие дошкольного отделения действительно позволило тем, кто приходит в первый класс, избежать болезненного периода адаптации.Конечно же, формы образования для детей с ОВЗ на Кубани не ограничиваются только коррекционной школой и детскими садами. Наталия Наумова подчеркивает, что сейчас в крае идут по пути предоставления родителям и детям широкого выбора образовательных возможностей: от интеграции особого ребенка в обычный класс до дистанционного образования. Естественно, не все дети с ОВЗ после детского сада отправятся в школы, кому-то будет удобно перейти именно на дистанционное обучение, и такая возможность у них сегодня есть: существует базовая школа, обучены педагоги, закуплено необходимое оборудование и программное обеспечение.Правда, по словам министра, система дистанционного образования в крае не замыкается лишь на школу, здесь дают возможность получать его даже на уровне колледжей, техникумов и вузов. И уже есть первые выпускники, которые задумываются о трудоустройстве. Это весьма важный шаг, тем более в жизни ребенка с ОВЗ, поэтому в крае открыты и особые десятимесячные курсы подготовки по таким специальностям, как «штукатур», «маляр», «плотник» и т. д. Ежегодно 400 ребят поступают на эти курсы, успешно оканчивают их и находят свое призвание. Например, среди воспитанников Тихорецкой школы-интерната, по словам Снежаны Тесленко, трудоустроены уже 16% воспитанников, а 60% решили даже продолжить дальнейшее обучение.Еще одной важной формой образования для детей с ОВЗ является инклюзия. На создание безбарьерной среды для детей-инвалидов в общеобразовательных школах только в этом году было выделено 130 млн рублей.У Минобрнауки Краснодарского края есть смелые планы по введению в обычные классы детей с аутизмом: понятно, что это будет непросто, потому что обычные дети могут быть не готовы увидеть таких сверстников, педагоги могут быть не готовы к работе с ними. Но в то же время мы все знаем – инновации начинаются с чистого листа.Особое внимание детям с расстройствами аутистического спектра уделяется в регионе не случайно. За последние два года их стало на 300 человек больше.Самое большое число таких детей (около 60 человек) сегодня в школе-интернате №2 города Сочи. Здесь на вооружении специалистов, как отмечает ее директор Наталья Никулина, самые разнообразные технологии – от сказкотерапии до канистерапии. В школу-интернат специально приезжают кинологи с обученными лабрадорами, они помогают детям развить навыки общения с животными и как следствие научиться взаимодействовать с окружающим миром.Но самая главная задача в работе с таким ребенком, по словам Натальи Никулиной, – добиться не временных улучшений в поведении или настроении, а помочь ему раскрыть заложенный в нем потенциал (а он обязательно есть), научить его жизни в большом городе, дать основы профессии… Но для этого в первую очередь нужно просто услышать ребенка.Краснодар – Сочи – Тихорецк
Комментарии