search
main
0

Мы в ответе за наше будущее

Социальное проектирование позволяет школьникам вкючиться в общественную жизнь. Оно стимулирует активную гражданственность. Каждый подросток реально может познакомиться с деятельностью различных уровней власти, средств массовой информации и общественных институтов, а также попробовать свои силы в служении обществу. Они могут активно участвоать в решении актуальных социальных проблем на уровне поселка, района, города, региона и попытке найти и предложить свои варианты их решения.

В 2006-2007 учебном году региональный Самарский центр гражданского образования организовал в районах и городах области конкурсы социальных проектов «Гражданин». Они делились на два этапа: «Моя малая родина» и «Родному городу (району) желаем…».

В декабре состоялся финал областного конкурса социально-образовательных проектов «Гражданин» (этап «Моя малая родина»).

По итогам экспертной оценки заочного тура его финалистами стали 16 лучших команд-победителей окружных, муниципальных конкурсов, представлявшие 12 территорий региона.

Анализ представленных на конкурс проектных работ позволил выделить следующие тематические направления:

Школьные и молодежные проблемы:

– «По одежке встречают…» – школа №90 г. Тольятти;

– «К юбилею школы» – школа №4 г. Жигулевска;

– «Школьной газете быть!» – школа №9 г. Октябрьска.

Проблемы экологии и охраны окружающей среды:

– «Мы верим: саду быть!» – Мокшанская школа Большеглушицкого района;

– «Кто в доме хозяин?» – школа №124 г. Самары;

– «Пить? Или не пить?» – Беловская школа Богатовского района;

– «Живи, родник!» – школа №21 г. Чапаевска;

– «За чистоту Голубого озера» – Сергиевская школа №1 г. Сергиевска;

– «Защитим Каменный дол – памятник природы» – школа №2 г. Кинеля.

Патриотической направленности:

– «Безымянные могилы» – Гвардейская школа Борского района;

– «Детство, опаленное войной…» – школа №3 г. Новокуйбышевска.

Проблемы безопасности и здорового образа жизни:

– «Внимание, дети!» – Мирновская школа Красноярского района;

Социальные проблемы:

– «Глухой синдром плеера» – школа №102 г. Самары.

Обустройство «малой родины»:

– «От спортивной площадки – к олимпийскому стадиону» – СОМЛИ г. Самары;

– «Детская площадка» – школа №24 г. Самары.

Гармонизация межнациональных отношений:

– «Вместе мы – одна семья, в слове «Мы» – сто тысяч «Я» – школа №23 г. Тольятти.

Многие представленные на конкурс проекты явились экономически и юридически грамотными вариантами решения поднятых проблем, имеют перспективы дальнейшего развития как в своем образовательном учреждении, так и в социуме.

Отличительной чертой многих проектов явились реальные, конкретные результаты, улучшающие социальную обстановку в селе, районе, городе. Жюри, анализируя проекты, сделало вывод о том, что большая их часть вполне выдержана в алгоритме технологии проекта «Гражданин».

По итогам конкурса жюри определило победителей.

Первое место жюри единогласно присудило команде учащихся из школы №2 поселка Усть-Кинельский за проект «Защитим Каменный дол – памятник природы», которые впервые участвовали в проектной деятельности, с первой попытки став победителями конкурса в Кинельском образовательном округе.

Защитить и сохранить для потомков уникальный памятник природы «Каменный дол» от разрушения и массового загрязнения – такова цель данного проекта. Каменный дол – это комплексный памятник природы, где произрастают редкие и исчезающие виды растений, в том числе занесенные в Красную книгу России, обитает редкое насекомое (дыбка степная), сохранились залежи бело-розового гипса. Однако территория поселка находится в зоне сильного накопления загрязнений. Каменный дол превращается в свалку строительных и бытовых отходов, которые загрязняют почву, воду и воздух, что может привести к ухудшению эпидемиологической обстановки в регионе.

Реализуя свой экологический проект, школьники направили все силы на привлечение внимания общественности и представителей разных ветвей власти к осуществлению мер по спасению этого памятника природы от варварского разрушения.

Участники проекта провели многоплановые исследования по проблеме: изучили нормативно-правовые документы, проанализировали СМИ и специальную литературу, провели шесть встреч и интервью с компетентными специалистами, написали ряд писем-обращений, собрали более двухсот подписей под петицией в защиту Каменного дола в адрес администрации города Кинеля, сделали анализ экологической ситуации в поселке Усть-Кинельский.

Силами учащихся школы была проведена серия акций экологической направленности: организован конкурс рисунков, выпущена школьная стенгазета, буклеты, листовки для граждан поселка, проведен трудовой десант по очистке оврага от мусора. Главный итог работы школьников – они добились от законодательной власти городского округа Кинель принятия нормативно-правового акта «Об охране Каменного дола». Кроме того, администрация города Кинель готовит «круглый стол» по волнующей всех проблеме, где будут присутствовать представители различных структур и ведомств, а также ученики школы №2. Участники проекта с оптимизмом смотрят в будущее и верят, что проблема сохранения памятника природы будет решена.

Два вторых места поделили между собой ребята из школ №124 и №102 г. Самары.

Проект учащихся школы №102 г. Самары «Глухой синдром плеера» направлен на привлечение внимания общественности и средств массовой информации к проблеме пагубного влияния плееров и сотовых телефонов на здоровье человека. Работа над проектом вылилась в широкомасштабную наглядную агитацию по данной проблеме, проведение классных часов и школьного референдума.

Учащиеся создали и представили в своей школе подборку различных газет и материалов на тему: «Влияние плееров на здоровье людей», после этого провели социологический опрос учащихся и отметили, что многие под воздействием их агитации стали реже приносить в школу плееры и сотовые телефоны, что позитивно воспринялось педагогами и родителями. Участники проекта надеются, что их инициативу поддержат учащиеся и других школ города Самары.

Тема проекта «Кто в доме хозяин?» учащихся школы №124 г. Самары непосредственно связана с проблемой экологии и санитарно-эпидемиологического состояния города Самары, в частности, с проблемой увеличения численности крыс в непосредственной близости от человеческого жилья.

Ребята собрали огромное количество информации о вреде, который приносят эти грызуны для здоровья человека, доказали, что наличие данных особей – это не только инфекционный риск, но и экономический ущерб, связанный непосредственно с уничтожением кормов и продуктов питания, порчей проводов жилищной инфраструктуры, провоцирование пожаров.

Проектантами было проведено социологическое исследование, изучена нормативная база (Конституция РФ, Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Постановление главного санитарного врача РФ «О мерах по борьбе с грызунами…», санитарные правила), проведен анализ СМИ по этой теме, проведены встречи с компетентными специалистами.

Итогом работы над проектом стало проведение акции «Город без грызунов» для жителей дома №375 по улице Ново-Садовая, бетонирование крыльца этого дома, разработка социального маршрута санитарных эпидемиологических служб, расклеивание листовок, направленных на профилактику распространения крыс в районе. Реализация данного проекта поставлена на контроль администрацией области.

Губернатор Самарской области К.А. Титов, проводя «круглый стол» с лауреатами президентской премии «Талантливая молодежь России», очень заинтересовался проектом школы №124 и принял во внимание предложения от участников проекта. Титов просил доложить о результатах взаимодействия ребят с ЖКХ и назначил повторную встречу с ними на февраль 2007 года.

Третье место оказалось в копилке трех команд: сергиевской школы №1, средней школы №21 г. Чапаевска и средней школы №23 г. Тольятти.

Целью проекта учащихся сергиевской школы №1 является обеспечение экологической чистоты государственного памятника природы Самарской области – Голубого озера. В результате невнимания властных структур к массовой организации экскурсий, из-за экологической невоспитанности самих гостей памятника Голубое озеро постепенно засоряется бытовым мусором, нарушается его экосистема.

Участники проекта в сложившейся экологической ситуации привлекли внимание не только местного, но и – через интернет – всего российского сообщества, организовали трудовые десанты по очистке озера, выявили проблемы по организации регулярного обеспечения порядка на его территории и скоординировали работу разных учреждений по решению этой экологической проблемы.

Идея предупреждения национального экстремизма и содействия формированию толерантных установок у учеников положена в основу проекта «Вместе мы – одна семья, в слове «Мы» – сто тысяч «Я!» учащихся школы №23 г. Тольятти. Проектанты решили углубить знания учащихся о культуре, быте и жизни разных народов. Ребята собрали информацию и подобрали материалы для проведения классных часов, «круглых столов», дискуссий по вопросам гармонизации национальных отношений, проведения фестиваля национальных культур в рамках традиционного Дня школы.

В ходе работы над проектом учащиеся исследовали Конституцию Российской Федерации, Уголовный кодекс РФ, провели социологические опросы и интервью с компетентными специалистами. К реализации проекта были привлечены мэрия городского округа Тольятти, городской Центр национальных культур, общешкольный родительский комитет и собиратель фольклора Жуковень З.А.

Итогом работы над проектом стало проведение городского молодежного «круглого стола» «Воспитание толерантности и реализация прав человека и гражданина», в школе с большим подъемом прошел фестиваль национальных культур с показом национальных сказок, песен, танцев и произведений устного народного творчества.

Инициативная группа старшеклассников средней школы №21 г. Чапаевска представила на конкурсе проект «Живи, родник!», целью которого является благоустройство родника и территории вокруг него.

Есть в Большом Томылово родник. Из многометровой толщи земли выбивается здесь вода, очень прозрачная и мягкая на ощупь. В народе говорят, что вода в этом роднике необычная, живительная, недаром приезжают к нему жители со всего города. Но с каждым годом источник все больше разрушается и загрязняется.

Участники проекта провели большую исследовательскую работу, целью которой явилось выявление влияния питьевой воды г. Чапаевска на здоровье людей. Данные исследования показали, что именно родниковая вода имеет нейтральную среду и не содержит органических соединений. В результате работы над проектом было привлечено внимание администрации города и всех слоев населения к данной проблеме, школьниками проведена уборка территории вокруг родника.

Тесным и плодотворным оказалось сотрудничество с компетентными специалистами, совместно с которыми составлен эскиз и план реконструкции данного родника.

В финале конкурса все команды-участницы были награждены грамотами Министерства науки и образования Самарской области за победу в целом ряде номинаций:

1. За высокий патриотизм – Гвардейская школа Борского района.

2. За сохранение традиций – школа №4 г. Жигулевска.

3. За заботу о безопасности граждан – Мирновская школа Красноярского района.

4. За здоровый образ жизни – Беловская школа Кинель-Черкасского района.

5. За активную жизненную позицию – СОМЛИ г. Самары.

6. За упорство в достижении цели – школа №24 г. Самары.

7. За инициативу и предприимчивость – Мокшанская школа Большеглушицкого района.

8. За взаимодействие со СМИ – школа №9 г. Октябрьска.

9. За уважение к прошлому – школа №3 г. Новокуйбышевска.

10. За пропаганду эстетических ценностей в школе – школа №90 г. Тольятти.

Решая проблемы местного сообщества в соответствии с технологией социально-образовательного проекта «Гражданин», школьники взаимодействовали с представителями органов власти, общественных организаций, гражданами. Их усилия по благоустройству территорий, оборудованию спортивных площадок, увековечению памяти земляков, решению проблем трудоустройства и досуга молодежи и других животрепещущих проблем получили заслуженно высокую оценку общественности. На конкурсе они представили компетентному жюри результат своих патриотических инициатив. Финал областного конкурса показал, насколько, по сравнению с предыдущим годом, возросло количество качественных, технологичных проектов, увеличилось число территорий, вовлеченных в проект «Гражданин». Самым главным итогом большой планомерной работы стало изменение сознания самих школьников: возросла их социальная компетенция, возросла гражданская инициатива и ответственность.

Технология проекта «Гражданин» помогла самарским ученикам не только по зову сердца приниматься за общественно-полезные дела, но и, что очень важно, грамотно организовывать совместную работу, которую выбрали самостоятельно, и извлекать из этого жизненные уроки.

Юлия ПИРОГОВА, Галина КОНДРАТ, методисты Самарского регионального Центра гражданского образования

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте