search
main
0

Мы в одной команде. Работа дискуссионных клубов уже началась

​«Конвергентное образование», «высокий стандарт качества», «новые результаты» – про все это слышали, пожалуй, в каждой московской семье. Но что на практике подразумевается под этими оборотами речи и какую роль в жизни ребенка сейчас играет школа, вам ответит далеко не каждый родитель.

Как маме и одновременно как работнику системы образования мне предоставилась возможность убедиться, что в образовании и педагоги, и родители задаются одной и той же целью – подготовить детей к самостоятельной и осознанной жизни. Казалось бы, все просто: единая установка, все с ней согласны, но, нет, «трудности перевода» случаются, и даже очень часто. И этот разлад в школьных родительско-учительских отношениях опасен не только тем, что забывается сама благородная образовательная цель, но и тем, что атмосфера затаенного недопонимания обязательно приведет к напряженности в классе, в школе, в обществе.Мы живем в огромном мегаполисе, и нет смысла перечислять все оттенки существующих мнений, само качество образования москвичи склонны понимать по-разному. Доказательства этому не надо искать долго, в Интернете и социальных сетях число «желающих высказаться» об уровне общего образования подтверждает сохраняющийся в глазах общества вес школы как публичного института.Так почему бы не компенсировать виртуальное самовыражение (без возможности изменить проблему по существу) реальным диалогом и сотрудничеством со школой?Представляется, что это возможно и даже необходимо для всех. Для родителей – так как все мы понимаем, что наши дети проводят в школе без преувеличения большую часть своей жизни. Для педагогов – так как без обратной связи с семьей обучение будет гораздо менее эффективным, а воспитание, дай Бог, останется на примитивно-эмпирическом уровне.Открытие в школе дискуссионных площадок и клубов при грамотной их организации послужит выгоде, как это принято говорить, всех участников образовательного процесса. Но, дискуссионный клуб не самоцель, его успех – это результат целенаправленной деятельности по установлению доверительной атмосферы к школе. И не последнее место в этом процессе принадлежит психолого-педагогическому мастерству специалистов службы сопровождения.Вообще хотелось бы отметить, что роль школьных психологов несправедливо сводить только лишь к работе с детьми. Подбирая ключи к ребенку, психолог обязательно изучает стиль работы всех учителей и окружающую ребенка домашнюю среду, и он, как никто другой, знает, что ожидает от школы родитель и какая из применяемых методик подойдет конкретному ребенку. Ориентируясь на это, педагогами-специалистами могут быть организованы продуктивные дискуссии, совместные тренинги для учителей и родителей одного класса (возможно, даже с участием директора) с целью повысить общую педагогическую грамотность. В этом видится принципиальное отличие дискуссионных клубов от конфликтных комиссий (само это слово «конфликтный» в обывательском понимании несет отпечаток чего-то негативного).Явное преимущество такой работы – доверительная, партнерская атмосфера, располагающая участников задавать друг другу волнующие их актуальные вопросы без опасений быть осужденными за свою откровенность. Причем сотрудникам школы нужно приготовиться прокомментировать не всегда удобные и однозначные мнения, как, например: «Лучше бы в школе учили, как сделать ремонт, и что делать, если попал в ДТП, а не теоремам и логарифмам, которые в жизни не нужны».В школе №97 работа дискуссионных клубов уже началась. Откровенно обсуждая с родителями, коллегами и ребятами такие актуальные в обществе вопросы, как учебная нагрузка, трудовое воспитание в школе, миссия современного учителя, программы повышения педагогической грамотности родителей, преимущества и проблемы реализации инклюзивного образования, мы далеко не всегда имеем дело с единомышленниками. Но здесь важно не столько прийти к одной неоспоримой истине, сколько к естественному принятию участниками дискуссионных клубов чужого инакомыслия как нормального явления в обществе. Добиться этого в 97-й школе удалось постепенно и благодаря тому, что инициаторы клубных собраний заранее прогнозируют возможные причины недовольства и сопротивления грядущим изменениями, готовятся услышать очень разные мнения.Воспитание культуры общения в 97-й дает свой положительный результат. Например, за последний год были приняты эффективные и в то же время компромиссные для всех решения в вопросах обучения и воспитания (посещение родителями уроков, индивидуальные образовательные маршруты для одаренных и неуспевающих ребят, электронное образование), в финансово-хозяйственных вопросах (развивающее трансформируемое пространство дошкольных групп, переоборудование помещений библиотек), в кадровой политике (программа адресного повышения квалификации педагогов с целью дальнейшего обмена опытом внутри школы).Очевидно, что наличие в школе действующего общественного инструмента для генерирования предложений по развитию повышает уровень доверия к школе и ее авторитет. Конфликты случаются, и это естественно, но предусмотрительнее не запускать их течение, не замалчивать, чем впоследствии распутывать последствия решений, принятых без учета голоса тех, кто думает иначе. Обсуждая с коллегами, родителями, ребятами то, что их волнует, какие первоочередные и стратегические проблемы нам предстоит решить вместе, можно рассчитывать на понимание смысла школьного образования и поддержку родителями и учителями наших «общих» детей.Аида РАДЖАБОВА,руководитель структурного подразделения школы №97

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте