Этими словами школьного директора можно начать рассказ о системе образования Пермской области. Потому что если учителям не платят зарплату, ни о каких инновациях, экспериментах и Интернете уже не имеет смысла далее говорить.
В самой Перми, в райцентрах, в селах я смогла говорить об этом очень долго. И последним моим собеседником был губернатор Пермской области Геннадий Игумнов. По дороге в аэропорт я заехала в Пермский государственный университет – первый университет на Урале. Губернатор как раз садился в машину, только что он встречался со студентами. Мне даже не пришлось прорываться сквозь стену охранников – их просто не было. Я задала губернатору один – единственный вопрос: что лично вы сделали для образования?
– Погашены абсолютно все долги перед учителями. Более того – за последний год мы трижды делали надбавки к зарплате бюджетников на 20%. Хотя надо прямо сказать, что учителя в нашей стране получают пока крайне низкие доходы и в идеале повышать зарплату надо в 4-5 раз. Так что в будущем году мы будет продолжать увеличивать расходы на образование.
Образование всегда было приоритетным направлением развития Пермской области, особенно в последние годы. Несколько лет назад была поставлена стратегическая задача – подъем промышленного производства и вывод его из кризиса. Привлекались кредиты, были снижены ставки налогов, идущих непосредственно в региональный бюджет, даны налоговые отсрочки. Мы исключили суррогаты денег и начали вести расчеты только живыми деньгами. В результате около 70% предприятий стали получать прибыль. Прошлый год мы закончили с ростом объема на уровне 9%, в этом году ожидается рост на 14-15%. За счет того, что теперь бюджет перевыполняется, стало возможным вкладывать в образовательную сферу гораздо больше средств, чем раньше. Кроме того, более 60% областного бюджета идет на поддержание социальной сферы.
Уже третий год работает схема минимальной бюджетной обеспеченности. Подобная практика существует, может быть, еще в двух-трех регионах, не больше. Она позволяет наиболее целесообразно распределять средства между образовательными учреждениями области: в расчет берется не материальная основа районов, а потребности учителя и ученика. Ежегодно закладывается определенная сумма на каждого человека. Исходя из количества людей в каждом районе, мы и планируем наш образовательный бюджет. К тому же сами районы, если им удается собрать налогов сверх нормы, оставляют эти средства себе и могут их вкладывать в образование.
Я считаю, что все статьи расходов на образование надо расценивать не как затраты, а как инвестиции. Образование – это как раз то, с чего начинается жизнь каждого человека. В школе детей готовят ко взрослой, самостоятельной деятельности и от того, насколько продуктивно они проведут время за партой, зависит не только их личное будущее, но и будущее России. Мир развивается с такой скоростью, что поспевать за ним может только тот, кто быстро и вовремя получает знания. Поэтому в Пермской области так активно идет процесс компьютеризации средних школ, в том числе и сельских. Полагаю, что в следующем году у нас не будет ни одной школы без компьютерных классов – таких школ, кстати, осталось совсем немного. Мы стараемся укреплять материальную базу, подразумевая под этим не только здания и оборудование, но и учебники, методическую литературу. Идет работа по обновлению начального профессионального, высшего и послевузовского образования. Все это делается для того, чтобы подготовить людей к вызовам XXI века, который принесет с собой массу новых проблем, не имеющих пока проверенного решения. Справиться с ними под силу только грамотному человеку.
Мария КОЗЛОВА
Комментарии