На самом деле ни тот, ни другой подход подлинных интересов учащихся не затрагивает. Мы специально опросили около ста школьников: какому из двух вариантов они отдают предпочтение? Лишь восемь (!) высказались “за” или “против”. Большинству это оказалось совершенно все равно. “Лишь бы ХОРОШО преподавали, а в 9-м или 10-м классе – без разницы”, – цитируем наиболее распространенный ответ.
Итак, главное, чтобы преподавали ХОРОШО. И вот, исходя из этого, становится ясно, что подход министерства, хотя и зиждется на каких-то иных основаниях, почти СЛУЧАЙНО совпадает с этими пресловутыми интересами. Опыт показывает, что “трудные” вопросы, если и возникают у кого-то (как правило, это 3-4, от силы 5 человек на класс), то время их возникновения, точнее, время вывода их на более или менее СОЗНАТЕЛЬНЫЙ уровень – это 15-летний возраст. Конечно, и в 14, и в 13 кто-то уже задумывается, а у тех вышеупомянутых 3-5 человек процесс думания не прекращается с детства. И если “Герою нашего времени” еще везет, то “Горе от ума”, “Евгений Онегин”, а тем более “Мертвые души” во всей своей стилистической и метафизической сложности ПРАКТИЧЕСКИ НЕДОСТУПНЫ ВОСПРИЯТИЮ УЧЕНИКА 9-го КЛАССА.
Так что жалеть и сокрушаться по поводу “старших подростков” не приходится. Тем более что если перечитать письмо министерства внимательнее, то там совершенно ясно сказано о ВАРИАТИВНОСТИ. Не нравится – изучай по старинке.
Илья БРАЖНИКОВ
Комментарии