Школа №2053 начала свою работу 1 сентября 2012 года в совершенно новом, динамично развивающемся районе-новостройке Москвы – Некрасовке.
Школа расположена за МКАД, ее основной контингент – учащиеся младших и средних классов из молодых семей, получивших социальное жилье, дети из наименее благополучных социальных слоев, находящихся в трудной жизненной ситуации, много семей мигрантов, малоимущих семей, родители учащихся и воспитанников – выпускники детских домов. В нашем учреждении большое количество семей, получивших служебное жилье и имеющих временную регистрацию в городе; много многодетных семей. Фактическая наполняемость школы превышает проектную мощность зданий: в школе – 129%, на дошкольном уровне – 151%. В настоящее время в 1-е классы школы уже зачислены 92 первоклассника при проектной мощности открытия 2 первых классов в параллели. С момента открытия педагогический коллектив школы выделил и решает те проблемы, которые включают школу в режим развития. Мы убеждены, что ресурс развития в общении! С сентября 2012 года школа стала участником проекта «Некрасовская республика», всех практических погружений, которые организовывала сетевая модель взаимодействия, что делает школы открытыми, легко вступающими во взаимодействие через различные практики. Сетевая форма взаимодействия делает масштабным любой проект, ускоряет процесс развития, становится внешним мотиватором в развитии. Школа транслирует реальные практики и благодаря открытому взаимодействию свободно генерирует идеи, которые поддерживают остальные школы-единомышленники, ведь этот проект – площадка для дискуссий, взаимного общения и обогащения. Если раньше педагоги детских садов и школ редко выходили за пределы здания своей организации, сейчас открытость в деятельности, лучшие практики, обсуждение слабых и сильных сторон в развитии образовательной организации помогают стать точками роста для большого комплекса, становятся нормой взаимодействия. Стратегия развития нашей образовательной организации сформирована на основе анализа общего социального заказа по созданию многопрофильного комплекса, позволяющего за счет эффективного использования ресурсов своей образовательной организации и школ сетевого взаимодействия максимально удовлетворить запросы московских семей на получение широкого спектра качественных образовательных услуг и стать социально-культурным центром района со своим образовательным укладом. На дошкольном уровне образования новые масштабы открывают новые горизонты и возможности. В школе выстраивают образовательный процесс на дошкольном уровне образования на основе решения задач по социализации воспитанников – через практики обучения ребенка правилам поведения в социуме, развитию его устной речи, которая формируется самостоятельно, из того, что он слышит, то есть из «эфира». У воспитанника формируется устойчивый навык внимательного и осознанного отношения к своему здоровью. Актуальна работа с педагогическими кадрами по решению проблем на уровне начального образования. Поскольку задачи, которые перед нами стоят, невозможно решить старыми дидактическими методами, каждому педагогу приходится меняться и перестраиваться, решение задач в области начального образования взято школой как установка. Есть технологии, которые внедряют, они работают на развитие читательской компетентности: маркировка текста значками, синквейн – эффективный метод развития образной речи, устное изложение материала по компьютерной презентации, создание связного текста по данным, содержащимся в графике или таблице; формирование навыков самообучения через создание проблемной ситуации, дискуссии; предоставление детям во время занятий свободы выбора в рамках образовательной области, работы с материалом, учебником или дополнительными учебными пособиями на уроке или во внеурочное время, выбора места для работы, партнера или партнеров, свободы общения с учителем или с детьми; регулярного читательского поведения, то есть поведения, лично определяемого, а не кем-то навязываемого чтения; через поведение «писательства», создание собственной коллекции письменных текстов в школьной газете, в литературно-публицистической студии «Поиск». На начальном этапе мы используем процесс измерения личностных результатов младших школьников в индивидуальной форме, которая демонстрирует достижения конкретного ребенка и в интегральной форме (комплексные тесты, портфолио). Важной задачей для реализации в образовательной организации стала преемственность между уровнями образования, которую достигают через организацию открытых коммуникативных форм – вебинаров, круглых столов, взаимных посещений, обсуждений и мастер-классов родителей, педагогов, воспитанников и учащихся. В основной школе происходит интенсивное освоение предметных дисциплин, одновременно это время воспитания конкретной ответственности у школьника за социум и в социуме. Непосредственное участие молодого человека в делах класса, школы – основная идея, которую реализуют не риторикой, а деятельностью (то есть вкладом самого себя), в предложенных практиках конструируют гражданственность и патриотизм. Мы поддерживаем развитие инициатив учащихся; восприятие школы как свободного пространства для самовыражения и реальной практики, где молодой человек может предложить социально полезную идею и тут же направить усилия на ее реализацию, будучи уверенным в поддержке взрослых; осуществление проектных работ разной направленности; организация социальных акций и проектов. Проектные идеи развития нашей образовательной организации с присоединением зданий-новостроек детских садов мы не один раз обсуждали с педагогическим коллективом школы и родительской общественностью: на расширенных заседаниях управляющего совета школы, с представителями родительской общественности школы и дошкольного уровня образования, на собрании родителей будущих воспитанников дошкольных подразделений, жителей района Некрасовка. Для выявления потребностей в образовательных услугах дошкольного уровня образования опрошены 238 родителей. По результатам анкетного опроса выявлено, что более 70% родителей не удовлетворены количеством образовательных учреждений в районе Некрасовка; 83% высказались за открытие в районе учреждений профессионального образования. Из запросов на развитие направлений в дошкольных учреждениях родители выбирали сразу несколько направлений, не останавливаясь на одном, большинство – коммуникативно-речевое (86%), интеллектуальное (84%) и физкультурно-оздоровительное (82%) направления развития. 93% опрошенных родителей считают приоритетом своей семьи в воспитании ребенка развитие умственных способностей и нравственных качеств (88%), столько же родителей поддержали идею создания условий для развития индивидуальных способностей, творческой сферы на основе гибкости и многообразия форм предоставляемых услуг в дошкольных учреждениях. Опрос был нам важен, в том числе и для развития сферы дополнительных образовательных услуг. При обсуждении проектов использования зданий-новостроек дошкольного уровня образования территориальная близость, шаговая доступность уже работающих зданий школы и детского сада с опорой на данные, полученные в ходе анкетирования родителей, стала одной из основных ключевых идей и вылилась в тему проекта «Дошкольное детство – территория личностного, когнитивного и психосоциального развития личности». Регулярные встречи и опросы родителей, жителей района показали, что родители нуждаются в развитии познавательной сферы, интеллектуальном развитии детей, в развитии их мышления. Родители заинтересованы в формировании у их ребенка представлений о себе, о мире, понимания, что он личность! В предложенном нами проекте на основе ФГОС интеллектуальное, творческое развитие воспитанников возможно через информационно-коммуникативные технологии, проектные, игровые, технологии творческих мастерских; клубные и дискуссионные формы работы. Необходимо учесть, что район Некрасовка – неблагополучный в экологическом отношении район, на территории которого расположены Люберецкая станция аэрации, завод «Эколог» по сжиганию ТБО, бетонный и асфальтовый заводы. Заболеваемость детей в районе составляет: 78% – ОРВИ, 9% – инфекционные заболевания, 7% – заболевания внутренних органов, 5% – бронхиты, 1% – пневмония, что выше статистических норм по Москве. Таким образом, возникает необходимость создания специальных условий на дошкольном уровне образования на основе использования здоровьесберегающих технологий для детей, нуждающихся в дополнительной поддержке (часто болеющих детей). Для этой категории воспитанников необходимы такие специфические условия, как оборудование для помещений с учетом индивидуальных особенностей часто болеющих детей (сенсорная комната, соляная пещера); иначе организованный учебный процесс; наличие специалистов, которые работают с часто болеющими детьми; обеспечение условий здоровьесбережения часто болеющих детей и детей, нуждающихся в дополнительной логопедической помощи. Специалистов мало, поэтому выходом из ситуации может стать система дошкольных учреждений, в которой возникает ресурсный центр работы с часто болеющими детьми, где учебный процесс можно организовать иначе, а наиболее эффективные практики внедрять и в других дошкольных учреждениях. Таким образом, концепция развития многопрофильного комплекса общая, но в проектах учтены специфика района, мнение родителей, статистические данные поликлиники №23, МФЦ района Некрасовка. Предполагаемые результаты реализации проекта: обогащение спектра направлений инновационной деятельности ОО через активизацию межшкольного сетевого партнерства; расширение зоны апробации технологий взаимодействия и сотрудничества; использование потенциала детско-взрослой общности; внедрение технологии форсайта в развитии ОО; эффективное управление ресурсами ОО в условиях запуска учреждения-новостройки; рост конкурентоспособности образовательной организации и ее выпускников через качество и разнообразие предоставляемых образовательных услуг; использование эффективных образовательных технологий; целенаправленная деятельность педагогов в направлении повышения адаптационных возможностей школьников и воспитанников; отслеживание достижений учащихся и сбор всесторонней информации для проектирования дальнейшей педагогической деятельности; демонстрация воспитанниками дошкольного уровня образования высоких показателей в 1-м классе; расширение радиуса оказания образовательных услуг за счет сетевых ресурсов «Некрасовской республики» (РИП) и сети университетско-школьного кластера (проект НИУ ВШЭ); распространение радиуса на образовательные объекты Московской области и районов Восточного округа; развитие сетевой формы реализации образовательных программ за счет использования таких форм коммуникации, как: информационной образовательной среды; технологии вебинаров и видеоконференций; развития информационного портала формирующегося образовательного комплекса; изменение содержания образования за счет оптимизации учебных планов и введения эффективного учебного плана; обеспечения деятельностного характера освоения учебного материала; участия родителей; дистанционных курсов обучения детей с разными возможностями здоровья, особенностями развития; уровня работы учителя, его профессиональных компетенций в работе с детьми разных возможностей; организация непрерывного образования и культурного досуга жителей микрорайона через включение локального сообщества в интерактивные практики работы, в формы общения, диалога; участие родителей (бабушек и дедушек) в жизни и развитии ребенка; практики совместного чтения, диалога с ребенком, проектной деятельности. В будущем мы видим свой образовательный комплекс центром района с уникальным образовательным укладом, который формируется на основе сетевого взаимодействия со школами-партнерами, инклюзии родителей, сопричастности детей на основе создания ученического самоуправления, непосредственного участия детей и родителей в управлении, проектировании, создании образовательной среды.Наши стратегические ожидания в ходе реализации проекта – с помощью мощнейших социальных партнеров, под руководством ВШЭ, за счет повышения качества дошкольного и школьного образования вывести население района на более высокий уровень.От реализации проекта «Образовательный комплекс – территория дошкольного детства» мы ожидаем возможности выступления с единых позиций педагогов и администрации при подборе форм работы с локальным гражданским сообществом на основе технологии форсайт, что непременно усилит образовательный эффект инновационных программ в дошкольном образовании, реализуемых школой. Ольга ВОЛКОВА, директор школы №2053
Комментарии