Московские учителя направили письмо министру образования и науки РФ Дмитрию Ливанову.
«Единый государственный экзамен в 2013 году только начался, а средства массовой информации уже полны сообщениями о многочисленных злоупотреблениях. Наши ученики, честно и добросовестно готовившиеся к экзаменам, приходят с рассказами о выпускниках, пользующихся во время экзамена мобильными телефонами, выходящими «в туалет» по нескольку раз за три часа или исчезающими на двадцать минут. Варианты заданий и ответы на них уже появились в Интернете. Все это не только подрывает значение ЕГЭ, но и производит подавляющее и развращающее впечатление на молодых людей, которые, едва вступив во взрослую жизнь, видят такое огромное количество злоупотреблений взрослых, неизбежно влекущие за собой нарушения детей. Мы требуем обеспечения честного проведения экзаменов, в частности, реального запрета пользования мобильными телефонами и обеспечения на деле этого запрета. Мы требуем немедленного розыска и наказания людей, причастных к появлению заданий ЕГЭ в Интернете, а также наказания ответственных за сохранение этих заданий в секрете. Эти меры необходимы не только для обеспечения нормального проведения государственного экзамена, но и для правильного формирования молодого поколения, которое мы выпускаем во взрослую жизнь». Среди подписавших письмо: Заслуженные учителя РФ Тамара Эйдельман, Лев Соболев, Эдуард Безносов, Николай Соловьев, Евгения Абелюк, учителя Юлия Кушнерева, Юлия Раскина, Ольга Свеницкая, Николай Панкрашкин, Алексей Венедиктов, Ольга Кирьянова-Греф, Антон Скулачев, Алла Сараева, Александр Авдеев, Наталья Лесскис, Ирина Лукьянова, Михаил Поваляев, Инна Карезина, Ольга Тугунова, Ирина Фалина и другие.Людмила МЯСНИКОВА, председатель Московского городского экспертно-консультативного совета родительской общественности:- Нечестный, безответственный подход к проведению экзаменов по ЕГЭ нарушает права большинства людей, особенно тех, которые честно готовились и честно сдают экзамены. В условиях дискредитации ЕГЭ со стороны коррупционеров москвичи дискриминированы как участники процесса сдачи ЕГЭ, для которых результат имеет одинаково решающее значение, как и для участников сдачи ЕГЭ из субъектов РФ. Это ставит под угрозу доступ москвичей в московские вузы. Родители голосуют не за отмену ЕГЭ, родители голосуют за честное проведение и оценку результатов ЕГЭ.Необходимо сделать и показать общественное равенство в доступности, подходе, организации и независимой оценке данного экзамена.Наталья АНДРЕЕВА:- Почему уважаемое сообщество до сих пор не обратило свой праведный гнев на владельцев поисковиков и соцсетей? 28 мая в Яндексе по запросу «ЕГЭ» показывали рекламные объявления, предлагающие услуги по решению заданий ЕГЭ, онлайн-помощи на экзаменах. За каждый клик (нажатие на объявление) под строкой поиска Яндекс получает от 0,15 цента до 5$. Запрос «ЕГЭ» за последние 30 дней был задан в Яндексе около 4 млн раз. Кликабельность первого места – 5%. Только после того как скриншот неоднократно перепостили в фэйсбуке и призвали к ответу сотрудников рекламного отдела Яндекса, рекламные запросы по теме ЕГЭ перестали показываться в результатах поиска Яндекса. Аналогично можно было найти ВСЕ решения ЕГЭ до экзаменов ВКонтакте. Мне кажется, администрация соцсетей и поисковиков должна разделить ответственность за слив ЕГЭ с чиновниками и детьми, выкладывавшими результаты в Сеть. Тамара ЭЙДЕЛЬМАН, заслуженный учитель Российской Федерации:- Нарушения на ЕГЭ случались не только в этом году, списывали и до ЕГЭ, списывали, пользуясь мобильными телефонами и в предыдущие годы. Мы написали письмо министру образования и науки РФ Дмитрию Ливанову, потому что лопнуло терпение, потому что на самом деле главный вопрос не с мобильными, а с утечкой информации до экзамена. Сейчас видно, как находят стрелочников-детей, аннулируют их экзамены. Да, они, безусловно, виноваты, они должны быть наказаны. Хорошо, если поставят глушилки в школах, они, конечно, дорого стоят, но, мне кажется, что образование стоит дороже, но, с другой стороны, молодое поколение очень умело, лучше старшего, решает технологические вопросы, на глушилку оно придумает еще что-то. Сейчас, судя по тому, что начинаются разговоры, что учителя плохо следят за экзаменами, наверное, будут наказывать и учителей. На самом деле мы обратились к министру, потому что считаем: руководство должно принять несколько достаточно простых шагов, и тогда если вся коррупция не исчезнет, то по крайней мере уменьшится. Я думаю, достаточно найти тех людей, которые продавали эти варианты, ведь доступ к этим текстам был очень мал. Есть еще одна вещь: почему экзамен должен длиться три часа без перерыва? Дети получают возможность отпроситься в туалет, а организаторы думают, естественно, как не выпустить ребеночка. Почему нельзя сделать простую вещь – разделить, продиктовать часть заданий, потом 45 минут перерыв – все вышли, затем получили другие задания. Это все очень просто.Вообще, конечно, проблема коррупции, мобильных телефонов – это проблема не только ЕГЭ. Меня убивает всеобщая развращенность: взрослые продают детям варианты ЕГЭ. Я не могу представить себе, как ученик мог сфотографировать на экзамене все свои задания, ведь задания по ЕГЭ – несколько больших листов, и они что, вынули мобильники прямо в классе и на глазах у всех фотографировали? Это какая-то мифическая история. Ясно, что все это выложили взрослые за деньги. Я просто убита статьей, появившейся в «Учительской газете», где описывается весь механизм – целые классы скидывались на то, чтобы получить заранее эти варианты. Ясно, что учителя и репетиторы говорили детям, дети приходили домой и говорили родителям: «Дайте денег на то, чтобы купить эти варианты», родители давали деньги. Эта такая ужасная коррупционная лестница, и с ней надо что-то делать. Лев СОБОЛЕВ, заслуженный учитель РФ, учитель русского языка и литературы гимназии №1567:- Мне кажется, что не надо идти вслед за предложением министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова, который считает, что все дело в нарушениях на местах и надо наказывать тех, кто нарушал там. Не нужно путать следствие и причину, все-таки ЕГЭ имеет множество недостатков по сравнению с традиционной формой экзамена, и до сих пор, как известно, есть множество уважаемых учителей, которые борются с ЕГЭ и считают, что его надо отменить. Но у ЕГЭ есть неоспоримое преимущество: он призван дать объективную картину знаний наших выпускников. Если он этой задачи не исполняет, он смысла не имеет. Мне кажется, что главная причина и главная беда этого года – то, что в Сети появились варианты, настоящие – не настоящие, с ответами или без ответов, и это зачеркивает всю нашу работу, потому что, например, наша школа каждый год гордилась, что у нас есть стобалльники и что это реальное доказательство наших успехов, каждый год, кроме того что наши дети побеждают на олимпиадах, в том числе и во Всероссийской олимпиаде школьников, на всякого рода конференциях выступают с докладами, успехи наших детей в сдаче ЕГЭ были признаком все-таки очень важным, независимым подтверждением успехом учителей в их обучении. Если дело в ловкости рук, то тогда все это ничего не стоит, и тогда сам замысел независимого экзамена сразу же становится скомпрометированным. Я не начальник, поэтому могу судить о произошедшем в этом году на ЕГЭ только по появившейся информации. Но мне кажется, можно было бы ЕГЭ на Дальнем Востоке начинать в 9 часов утра по московскому времени, тогда не будет разницы в часах, тогда не будет выложенных материалов. Можно было бы посылать в разные регионы с разными часовыми поясами разные варианты заданий. Я не знаю, что здесь лучше и правильнее сделать, но вице-премьер Ольга Голодец обещала наказать тех, кто выложил настоящие варианты заданий в сеть Интернет. Тех, кто причастен к выкладыванию вариантов в Сеть, тех, кто был допущен к этим секретам, нужно, по-моему, снять с работы, следующий набор сотрудников уже будет осторожнее. Что касается вины детей, то если ребенок, сохранив в кармане мобильный телефон, вышел и в туалете написал своему другу, спросил, как пишется то или иное слово, – это, в общем, пустяк, потому что в ЕГЭ по русскому языку сорок одно задание и, кроме того, есть часть С, все это списать, понятно, затруднительно, это не сочинение на заранее данную тему. Я помню, как когда-то у памятника А.С.Пушкину до 1 июня продавали фотокопии сочинений на темы, которые предполагались на экзамене в школе. Конечно, недобросовестные люди будут всегда, конечно, добросовестным людям это все очень тяжело переживать, очень тяжело видеть, но если бы не варианты в Сети, мне кажется, не было бы в этом году ни шума, ни скандала. Конечно, то, что из других районов страны в Москву приезжают люди со стобалльными свидетельствами о ЕГЭ и не могут грамотно написать заявление о приеме, для вузов достаточно грустно.Ефим РАЧЕВСКИЙ, директор Центра образования «Царицыно» №548, член Общественной палаты Российской Федерации:- Я полагаю, что есть решимость Министерства образования и науки РФ, для того чтобы принять вполне рациональные, конкретные меры по улучшению ситуации.Я полагаю, что обстоятельства должны вынудить власть к принятию решительных, может быть, жестких, даже очень непопулярных мер. Например, приняли очень непопулярные меры – увеличили штрафы за езду по встречной полосе, но люди стали меньше так ездить, стали активнее пропускать пешеходов, переходящих дорогу по «зебре». В такой гигантской гуманитарной системе, как Россия, подобные вещи должны обязательно снабжаться решимостью и жесткостью – иначе ничего не получится. События с ЕГЭ, не исключаю, могут быть связаны с компрометацией ЕГЭ как явления и желанием возврата к мифологеме, что советское образование – самое лучшее в мире, к экзаменам «глаза в глаза», «конверт в руку». Не секрет, что у профессионального сообщества на разных уровнях, и не только у профессионального сообщества, у значительной части наших политиков тоже, есть яростные противники ЕГЭ, яростные противники участия российского образования в международных проектах, те, кто такие слова, как «магистратура» и «бакалавриат», произносят с тональностью нецензурной брани. Меня спрашивают, а не станет ли министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов жертвой всей этой истории с ЕГЭ? Я полагаю, что он уже ею стал или, во всяком случае, близок к этому, ведь популярны те министры, что обаятельны, чьи действия никоим образом прямо не отражаются на сегодняшней жизни, которые где-то там делают что-то неведомое, а образование и здравоохранение – это сферы, которые интересуют и затрагивают абсолютно всех. Ту решительность, с которой Министерство образования и науки РФ идет против глобальной лжи, в частности плагиата в докторских и кандидатских диссертациях, в сдаче ЕГЭ, я абсолютно и полностью приветствую, хоть где-то кто-то пытается говорить правду.Логика Закона «Об образовании» заключается в том, что федеральное министерство определяет стратегию и не вмешивается в региональную политику, школьное образование – это сфера ответственности регионов. Полагаю, что если мы не сделаем честным ЕГЭ, то мы не сделаем честными и выборы.
Комментарии