search
main
0

Мы строим «Страну детства»

Лицей №1158 нынче стал крупным, многофункциональным, многоуровневым и многопрофильным образовательным комплексом, в состав которого входят 4 школы и 7 дошкольных отделений с общей наполняемостью 4350 обучающихся и воспитанников.

Важным фактором при принятии решения о слиянии детских садов и лицея №1158 стала близость местоположения этих учреждений, что позволило существенно расширить возможность использования дополнительных ресурсов   как для дошкольных отделений, так и для школ. Формирование инфраструктуры комплекса за счет его территориального расширения путем  присоединения здания  школы №550 (большое здание 2) дало нам возможность провести  дальнейшее разделение  различных уровней обучения на базе 4 зданий школы. Выделение первой ступени обучения в зданиях бывших школ №679 (малое здание 1) и №855 (малое здание 2), а также в строящемся  блоке начальной школы (малое здание 3) позволило  создать  самостоятельную структуру начальной школы с собственными территориальными границами (отдельные здания) со своими технологиями, системой коммуникаций, внешкольной деятельностью, кружковой работой,  спортивными и игровыми сооружениями, комфортной психологической средой, высоким уровнем безопасности, что способствует   полной реализации возрастных возможностей младших школьников.Основная наша цель –  построение   единой образовательной среды в микрорайоне Северное Чертаново и дуги Сумского проезда посредством создания  модели школы-ступеней лицея №1158  с мощной спортивной базой,  с развитой  ИТ-инфраструктурой, психолого-педагогической и социальной поддержкой участников образовательных отношений, научными сообществами.  Объединение на базе передовых технологий под эгидой сильной школы должно привести к повышению качества обучения во всех структурах, входящих теперь в единое целое. Создание единства между объединенными учреждениями, обладающими собственными уникальными ресурсами, методическим, кадровым и творческим потенциалом,  способствует общему повышению качества воспитания и обучения, переходу на новый информационно-технологический и гуманитарно-психологический уровень. Для успешной реализации модели  многофункционального образовательного комплекса, а также  развития механизмов управления системой образовательной организации необходимо постоянно повышать культуру управления, усиливать ее научную составляющую.С введением новых федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего и основного общего образования актуальным становится обеспечение преемственности на всех ступенях обучения, в том числе в психолого-педагогическом, логопедическом  и дефектологическом сопровождении образовательного процесса в детском саду и  в дальнейшем в начальной школе. Все перечисленное обеспечивает комплексу значительную популярность среди жителей микрорайона. Лицей имеет стабильный набор в первые классы. Выстраивание вертикали устойчивой образовательной системы на основе преемственности стандартов и подходов при сохранении возрастно-психологической специфики детей (от 1,6 до 18 лет) обеспечивает доступность и вариативность образования, а также равные стартовые возможности. Появилась реальная возможность выстраивания индивидуальной воспитательно-образовательной траектории ребенка с раннего возраста до окончания школы.В  наше время возникает объективная необходимость наряду с традиционными формами получения образования создавать инклюзивные группы в дошкольных отделениях и в школе, а также классы коррекционно-развивающего обучения. Следует отметить, что в нашем образовательном комплексе разработана структура консультационного центра и идет активная подготовительная работа для его открытия и успешной работы. В лицее  есть все необходимые ресурсы для оказания качественных диагностических, консультационных и коррекционно-развивающих услуг по запросу родителей и педагогов.Формируя конкурентные преимущества лицея в условиях модернизации образования, мы взяли курс на создание инновационной образовательной организации, где основной акцент  сделан на создание условий  для успешного развития личности ребенка. Концентрация материальных ресурсов позволяет проводить постепенное оснащение зданий лицея современными техническими средствами обучения, информационно-коммуникационными технологиями, интерактивными компьютерными устройствами, медийным оборудованием.  В перспективе у всех зданий начальной школы будет своя специфика обучения. В малом здании 2  будут классы со спортивной направленностью, в малом здании 1 – с упором на проектную и исследовательскую деятельность, а в малом здании 3 будет организована интеллектуальная деятельность учащихся начальной школы через проектирование и моделирование, а также через развитие научно-технического творчества учащихся. Мы планируем изменение учебного плана. Для этого в сетку часов учебного плана будут включены часы внеурочной деятельности на введение курсов, формирующих специфику обучения в каждом блоке начальной школы. Увеличение и расширение территории средней и старшей школы  позволит в перспективе полностью развести контингент учащихся на среднюю предпрофильную   и старшую профильную школу при территориальной близости и единой инфраструктуре и значительно  увеличить количество предлагаемых профилей. Материально-техническая база лицея (спортивные и танцевальные залы, актовые залы, библиотеки, музеи, компьютерные классы) стала доступной для воспитанников детских садов, а свободные помещения, расположенные в дошкольных отделениях, используют для оказания развивающих услуг воспитанникам педагогами дополнительного образования различных направлений и учителями начальной школы. У нас расширились возможности использования кадровых ресурсов за счет оптимизации штатного расписания и увеличения стимулирующего фонда оплаты труда для воспитателей дошкольных отделений и учителей.В результате уже проделанной работы в лицее выстроена эффективная иерархическая структура государственно-общественного управления, учитывающая интересы всех участников образовательных отношений, начиная с первого уровня общего образования. Система управления представлена моделью, которая включает в себя как внешнюю, так и внутреннюю составляющие. Стратегическое руководство образовательной политикой принадлежит выборному органу – управляющему совету лицея, в состав которого входят представители всех структурных подразделений. При этом   совет принимает решения по актуальным вопросам и проблемам комплекса в целом, тем самым обеспечиваются открытость и прозрачность всех управленческих решений.В лицее создана эффективная управленческая команда, четко понимающая стоящие перед ней цели, владеющая  формами  и методами организации работы и  мотивированная  на результат. Каждый член команды  руководит конкретным направлением работы, но при этом  все взаимозаменяемы и во всех делах стали единомышленниками главным образом с точки зрения понимания тех целей и задач, которые управленческая команда ставит перед собой, но не с точки зрения путей их достижения. Очень важно, чтобы каждый член команды хорошо знал и выполнял свои функции. Как они распределяются? Административное управление школой осуществляют директор и его заместители. Основная  задача директора – координация усилий всех участников образовательного процесса через управляющий совет, педагогический совет, методический совет, общешкольное собрание, а также часть полномочий по подготовке и принятию управленческих решений на первом уровне общего образования делегируется совету дошкольных отделений.  Заместители директора по учебной, воспитательной и хозяйственной работе реализуют прежде всего оперативное управление образовательным процессом и осуществляют мотивационную, информационно-аналитическую, планово-прогностическую, организационно-исполнительскую, контрольно-регулировочную и оценочно-результативную функции. Можно сказать, что такое управление ОУ обеспечивает организованность совместной деятельности всех участников образовательных отношений и мотивирует на правильное определение стратегических векторов развития всего комплекса. Когда пройдет  «размытие» границ между структурными подразделениями, входящими в образовательный комплекс, а именно   благоустройство внешней инфраструктуры разных ступеней,  проведение ремонтных работ в зданиях, обновление компьютерного парка и дооснащение присоединенных зданий для приведения к единому уровню, объединение всех зданий образовательного комплекса в единую локальную сеть, развертывание и внедрение современных средств на базе Lyncserver, обеспечивающих формирование объединенных коммуникаций,   пройдет адаптация педагогов к условиям одного образовательного учреждения, тогда и сформируется  новый  педагогический коллектив, управление которым будет проходить, в том числе с использованием средств аудиовизуального взаимодействия.Система управления эффективна только тогда, когда она обеспечивает выполнение каждой из основных управленческих функций.В результате присоединения детских садов и школ было получено большое количество научных сообществ, творческих и рабочих групп, методических объединений, которые  осуществляют научно-исследовательскую и учебно-методическую работу, удовлетворяя запросы участников образовательного процесса. При этом регулярно производится внешняя оценка качества предоставляемых услуг.Ключевое звено в административной работе школы – кадры, которым мы уделяем большое и серьезное внимание. Стратегическое направление работы с педагогическими кадрами – создание условий для профессионального саморазвития, готовности к инновациям, творческой самореализации, непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства учителей, их эрудиции и компетентности в области учебных предметов, методики и технологии их преподавания. На сегодня 90% учителей имеют высшее профессиональное образование, все педагогические работники перешли на персонифицированную систему повышения квалификации, что уже сейчас положительно сказывается на качестве образования в целом. 85% учителей имеют высшую и первую квалификационные категории, в лицее созданы условия для участия учителей в  семинарах, конференциях, конкурсах различного уровня.Созданный образовательный комплекс  позволяет нам развивать материально-технические возможности, кадровые и интеллектуальные ресурсы и одновременно применять такие методы и средства обучения, которые  соответствуют  возрастным и психологическим особенностям и потребностям учащихся. Такое развитие ресурсов обеспечивает конкурентоспособность лицея,  уровень стабильного функционирования и организацию учебно-воспитательного процесса с четко обозначенными целями и планируемыми результатами, что гарантирует:- качество обучения учащихся, предоставление вариативности в выборе содержания образования;- предоставление возможности дополнительного образования;- реализацию концепции языкового образования;- выполнение образовательного заказа общества;- реализацию спортивно-оздоровительной программы и создание здоровьесберегающего образовательного пространства школы;- полную укомплектованность высококвалифицированными кадрами с достаточно высокой теоретической и технологической подготовкой;- соблюдение основных принципов образовательной политики лицея;- слаженность работы всех служб школы и профессиональное административное управление;  – реализацию системы работы с одаренными и высокомотивированными учащимися;- удовлетворение общеобразовательных потребностей учащихся и их родителей;- создание условий для творческой деятельности школьников, профессиональной  подготовки учащихся;- развитие правового пространства школы: соблюдение прав и свобод учащихся как участников образовательного процесса.Как бы хорошо ни работал лицей, он не может не меняться. В связи с этим одним из важнейших объектов управления в школе стал процесс ее развития. Лицей, как и любая организация, существует не изолированно, а в определенной социальной среде и способен  конкурировать: – как образовательное учреждение микрорайона с другими школами Северного Чертанова за ресурсы,  качество образовательных услуг, контингент;- как конкретный производитель образовательных услуг со школами  Москвы за признание, ресурсы, лидерство, гранты;- как школа определенной модели  с профильными школами за одаренных и высокомотивированных детей;- как  социальный институт образования, воспитания с другими моделями организации жизни (семейной, уличной, клубной) за влияние,  привязанность, признание;- как школа с развитой инновационной, проектной и  исследовательской деятельностью со школами Москвы  за участие в экспериментальных площадках, научное признание, ресурсы на исследования.Наш лицей, с одной стороны, очень сильно ощущает на себе все изменения, трудности, возникающие в жизни города, микрорайона, а с другой стороны, сам способен оказывать существенное влияние на решение социальных проблем микрорайона, оперативно реагировать на происходящие вокруг события. Он  развивается как центр взаимодействия учащихся, учителей, родителей с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга и другими организациями социальной сферы. Все изменения, произошедшие в комплексе, позволили нам добиться определенных успехов – за достижение высоких результатов в образовательной деятельности в 2011-2012, 2012-2013 и 2013-2014  учебных годах лицей стал лауреатом гранта мэра Москвы 2-й степени. Мы одержали победу в конкурсах «Школа – лаборатория инноваций» и «Школа новых технологий». Лицею присвоен общественно-профессиональный статус «Школа – лаборатория инноваций». По итогам результативности мы вступили в Клуб лидеров качества образования. Необходимо отметить, что существующая модель многофункционального образовательного комплекса  позволила нам сделать главное – создать единую  среду – «Страну детства» –  в микрорайоне Чертаново Северное.Конечно,  у нас будут возникать новые задачи управления и новые направления исследований, с которыми мы надеемся достойно справиться.Татьяна КИРКОВА, директор лицея №1158,  заслуженный учитель РФ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте