search
main
0

Мы станем богаче душой Молодежный центр прав человека и правовой культуры “Из опыта преподавания прав человека в начальной и средней школе”

Тема “Ценность разных культур”. Старшие классы
Цель: воспитание терпимости к людям иной национальности, культуры, религии.

Задачи:
– выявить стереотипы и предрассудки в нашем отношении к другим национальностям;
– помочь учащимся определить и проанализировать причины своего восприятия и конкретных представителей других национальностей, с которыми они общаются, и национальностей в целом;
– на примере донского казачества показать, как могут уживаться вместе представители разных культур;
– показать недопустимость, пагубность насильственной ассимиляции.

Форма: беседа; работа с книгой “Права человека”; выполнение упражнений “Шкала социального расстояния (степени приятия)”.
Ребята, на прошлом занятии мы говорили о культуре, даже культурах разных народов. А где живем мы?
– В России.
Правильно, а точнее?
– В Ростовской области.
– На Дону.
– В столице казаков.
– В Новочеркасске.
А какие народы живут в нашем крае? Люди каких национальностей?
Ответы: русские; армяне; грузины; азербайджанцы; евреи; украинцы; белорусы; молдаване; цыгане; много кавказцев: дагестанцев, аварцев, кабардинцев, ингушей; есть чеченцы; у нас в школе учился чернокожий мальчик, но у него мама русская; за городом прямо в палатках целая группа таджиков живет, там мужчины, женщины, дети, они от войны убежали; татары; калмыки…
(Далее проводится упражнение “Шкала национального приятия” и идет обсуждение).
Ребята, а почему некоторые из вас говорят о какой-то национальности с неприязнью?
– Наши соседи – беженцы из Чечни, у них там был дом, машина, а остались без ничего. Там жить им было нельзя.
– Наши соседи из Грузии бежали, они там родились, они хорошо знают грузинский язык, дочь закончила грузинскую школу, а им пришлось за бесценок продать все и ехать сюда, потому что ни улицу нельзя им было выйти, дети грузинские даже кричали: “русские свиньи”. Пусть и живут все народности каждая у себя.
– Моя тетя из Узбекистана приехала с мужем, детьми. Муж был военный. Там их оскорбляли, обзывали. Они все бросили: и квартиру, и мебель. Мне обидно за них.
Ребята! Вы хотели бы, чтоб все люди разных национальностей уехали: армяне к армянам, евреи к евреям, украинцы к украинцам?
– Нет, пусть, кто уже приехал, останутся.
– Мне таджиков жалко, они ходят и просят все одежду; мама им кастрюлю отдала.
– У меня мама украинка, что же, ей уехать, а нам с папой оставаться?
Лина Одинцова: А я вообще везде плюсы поставила, а черты национальностей не хочу писать. Как это можно? Ведь все бывают и добрые, и злые. Даже среди чеченцев добрые бывают, а среди русских – злые; везде есть талантливые, веселые, молчаливые. Мне не нравится отвечать на эти вопросы.
Свой разговор мы начали с того, что мы живем на Дону, в казачьем крае. А откуда взялись казаки? Бежали люди обиженные, самых разных национальностей. Всех Дон принимал и никого не выдавал. “С Дона выдачи нет” – вот такой был закон у наших предков. Жили сперва казаки одни, без женщин, а когда устроились, захотели семьи завести. Жили тем, что устраивали набеги на турок, поляков, черкесов, иранцев. Вот и везли пленниц оттуда и брали их в жены. А те привыкали, рожали детей, шли поколения одно за другим. И теперь мы и сами не знаем, чья кровь в наших жилах течет, кто были наша прапрапрапрабабка или прапрапрапрадед. Но с гордостью говорим: мы – казаки, хотя это не национальность, а сословие. Гордимся, что казаки много для России сделали, славились своей храбростью и всегда жили дружно. Людей с одной станицы называли односумниками: если кто погибал, то добыча делилась и на его семью. Не забывали погибшего, его родных. Как бы хотелось, чтобы и сейчас мы встречали всех, как когда-то принимали к себе, независимо от национальности. “С Дона выдачи нет!” – говорили наши предки. А мы бы сказали: “Пусть приезжают к нам люди разных национальностей, пусть себе живут, хватит всем места”. А если будем жить в мире и терпении, то только богаче станем от этого душой. Присмотримся ближе к окружающим нас людям, попробуем их понять. У нас в городе работает воскресная армянская школа. Там занимаются не только армянские дети, но и русские дети и взрослые с увлечением. Ее двери открыты всем желающим. Не хотят армянские жители Дона растерять свое духовное родство, мало того, и нас, всех желающих, принимают (показываю снимок из газеты, где русские и армяне сидят на занятиях). Может быть, и нам стоит приблизить к себе всех, кто нас окружает? Как нам приблизиться? Подумаем над этой проблемой и на следующем занятии.
(Продолжается обсуждение “Шкалы национального приятия”).
Ребята, чем определялось ваше решение назвать именно эту черту характера?
Армяне – вредные (у нас мальчик в лагере был вредный такой, всем надоел, приставучий); грязные (у нас соседи были, у них как-то грязно всегда было); ленивые (не любят физическую работу, только на базаре торгуют); любят танцевать (я была на концерте, там выступали армяне, очень красиво танцуют, поют); высокомерные (у нас родственница вышла замуж за армянина, а его родители были против: “Зачем тебе эта грязная русская!”); предприимчивые.
Евреи – умные, хитрые (все евреи в начальстве, почти все имеют высшее образование – так говорят).
Украинцы – жадные, хитрые, хорошо ловят рыбу (отдыхали на Дону, а рядом тоже отдыхали с Украины, они хорошо ловили рыбу); музыкальные (мама говорит, что украинский язык самый мелодичный после итальянского, песни украинские очень красивые, их все поют, на каждом домашнем празднике); добрые (у меня бабушка украинка, она добрая-добрая); упрямые.
Чеченцы – злые, злопамятные, жестокие, грязные (у меня двоюродный брат погиб в Чечне, он был добрый и молодой); они всегда мстят, грязные (мне так кажется); самолюбивые (они хотят сами жить, не хотят быть с Россией); воинственные (все время воюют, еще Толстой писал).
Русские – добрые, дружелюбные, гостеприимные (у нас живут разные народы, мы никого не обижаем, никого не гоним).
У нас русский язык и литературу преподает Эльмира Мамедовна, она азербайджанка. Сперва наши родители ходили к директору, просили, чтоб русский язык кто-то другой преподавал, а директор не разрешил. А теперь привыкли. У нее мама русская.
Ребята, а почему вы не хотите принимать людей другой национальности?
Русским пришлось уехать ото всех, их везде обижали.
Русских никто не любит, почему мы должны их любить?
Они не хотят, чтоб их парни женились на наших девушках, и мы не хотим.
Зачем, у всех свои обычаи, пусть каждые народы живут со своим народом.
Да пусть живут все, никто не мешает, лишь бы люди были хорошие.
Пусть все живут, кроме чеченцев, а то чеченцы будут мстить.
У нас столько беженцев живет. У меня соседка, она в 22-й школе учитель, приехала из Узбекистана, она там столько лет прожила, бросила квартиру, работу, а сейчас на квартире живет.
А сколько из Чечни приехало людей, из других республик…
Ребята, на прошлом занятии мы говорили о том, что каждый человек должен обладать культурой межнационального общения: быть уважительным, терпимым, отзывчивым, уважать национальные чувства других народов. А на деле в жизни у нас что-то это не получается…
Голоса: “Это совсем другое, мы уважаем традиции других народов, но замуж выходить и жениться лучше не надо…”. Эти мнения типичны для большинства школьников. Да и взрослые частенько убеждены, что национализм, тем более фашизм, им чужд, но в то же время не стесняются признаться, что при оценке человека его национальность является для них важным фактором (часто отрицательным). То, что на занятии дети увидели в себе проявление нетерпимости к отличающимся от них национальным культурам, – самый главный итог работы. Заметили они и другое: мы переносим наше знание о каких-то конкретных людях (болтливая девочка-армянка, “грязные таджики” и т.д.) на весь народ, хотя о своей нации говорим более объективно (лучше знаем?). Можно обратить внимание детей на то, что утверждение “все евреи хитрые, умные и занимают высокие посты”, по сути дела, аналогично таким: “все учителя грубые, неучи, ненавидят детей”, “все врачи в государственных больницах – взяточники”, “все милиционеры – преступники”, “все девчонки – плаксы, а мальчишки – хулиганы”…
(У ребят это первый серьезный разговор на такую щекотливую тему, как национальный вопрос. Многие факты, например сообщение учителя, что казаки женились на украинках, чеченках, армянках и т.д., заставляют их задуматься. Выходит, все, что они писали о разных национальностях, относится и к ним? Соглашаются: да, разные люди есть среди всех народов, нужно учиться культуре общения).
Казаки принимали в свои ряды и мусульман (тех же горцев, тех же чеченцев), и буддистов (казаков-калмыков). У нас в Новочеркасске до 1917 года рядом с православными храмами стояли католический костел и протестантская кирха. Как хотелось бы, чтоб у нас на Дону возродились глубокие традиции этнической и религиозной терпимости. Может быть, накануне третьего тысячелетия мы откажемся от “войны на фронте и в тылу”, от мести и реванша и станем людьми. Не чеченцами и казаками, а прежде всего людьми.

“Нельзя ненавидеть целый народ, коль скоро он включает в себя все мыслимые противоположности – женщин и мужчин, стариков и детей, богатых и бедных, злодеев и людей достойных…”

Подумайте хорошо над этими словами французского писателя Анатоля Франса, они сейчас особенно актуальны, когда велик соблазн все беды свалить на “инородцев” и “иноверцев”.
(Проводится игра “Особенности национальной культуры”. Выходят два человека, учитель дает таблички с буквами: а, б, в. Предлагаются несколько ситуаций и даются варианты ответов, дети должны выбрать правильный, с их точки зрения, вариант и поднять табличку с буквой варианта. Остальные обсуждают, верно ли выбран ответ).
Жители Ирана никогда не поинтересуются друг у друга, как поживают их родственники. Как вы думаете почему?
а) В этой стране культура этикета находится на низком уровне, им не приходит в голову, что это будет приятно собеседнику.
б) В исламских странах личная жизнь – “строго охраняемая территория”.
в) В Иране родственные отношения поддерживаются очень слабо. Спрашивать об этом бессмысленно, вряд ли кто-то из них знает что-либо о здоровье родных.
Одного европейского путешественника в Индии пригласили в гости. В семье был очень милый младенец, путешественник поцеловал его в голову. Как вы думаете, как отнеслись к этому родители ребенка?
а) Естественно, им было приятно.
б) Родители ребенка испугались и обиделись.
в) Не обратили внимания на такой пустяк.
(Выбрали правильный вариант “б”, но объяснили это боязнью инфекции).
(Разбираем ситуации).
Охотник, по национальности чукча, охотился и, подкравшись, обнаружил спящую нерпу. Как он поступит?
а) Он не станет ее убивать. (Правильный ответ. Беззащитных не убивают).
б) Он не будет упускать момент, цель охотника – убить зверя.
в) Поймает живой.
(Разбираем ситуации, дополняем).
Конечно, невозможно знать обычаи, традиции, языки всех народов. Но как правильно повести себя?
Ответы: надо больше читать книг о разных народах; надо, чтобы по телевидению такая передача была о традициях, обычаях всех народов; когда едешь в какую-то страну, надо все о ней узнать; нельзя смеяться над чужими обычаями; нужно смотреть, наблюдать, что делают люди, то же самое повторять; нет, лучше больше молчать, не вылезать; нужно вежливо себя вести, приветливо и т.д.
Ребята, это все верно. Но все-таки в неловкую ситуацию попасть нетрудно. Не лучше ли создать одну культуру на все страны? Или взять за основу культуру какого-то народа и распространить ее на всех? И тогда не надо думать, как поступать в каких ситуациях, в любой стране ты можешь спокойно путешествовать. Не будет споров, разногласий.
Ответы: нет, нет, нельзя; скучно будет это, как стоят дома одинаковые все. Красиво, когда у нас в городе старые дома, все отличаются друг от друга, каждый интересен своей постройкой, архитектурой. Так и народы; нельзя всех под одну гребенку; если общая культура, то пусть нашего народа; каждый захочет, чтоб его культура была, все разругаются; нет, мы сегодня узнавали традиции, обычаи разных народов, как-то интересно это, а когда все везде одинаково, нечего будет узнавать; я считаю, что надо культуру других народов изучать, но и свою знать, традиции, обычаи своего народа. А то мы толком не знаем свою культуру; это невозможно сделать, никто не захочет отказываться от своих обычаев; это, правда, неинтересно будет, да и невозможно и т.д.
Ребята! А правда, тут было предложение: пусть будет наша культура, нашего народа общей для всех. Распространим ее на всех?
Ответы: нет, никто не захочет, да и не нужно это; традиции народа зависят от природы окружающей, от климата, от привычек, которые сложились еще Бог знает когда.

В. КОЛЕСНИКОВА,
И. МАКСИМОВА,
учителя права
Новочеркасск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте