– написано в ученическом стихотворении о Сургутской гимназии
Директорский клуб “УГ”
Удостоверение
САлАхОВ
Валерий Михайлович
Директор гимназии, заслуженный учитель России, доцент Омского Технического университета
г. Сургут
“Через каждые пять лет я обычно выхожу на новый уровень. Что будет через гимназическую “пятилетку” – пока не знаю”, – это слова Валерия Михайловича Салахова, директора Сургутской гимназии (Тюменская область), произнесенные им в 1992 году. Тогда “Учительская газета” впервые в своей истории посвятила целый номер одному учебному заведению (“УГ”, N 46-47).
ролетело обещанное время – Сургутская гимназия ярко отпраздновала свой юбилей, а у нас, журналистов “УГ”, сегодня появилась возможность узнать, насколько последователен оказался Валерий Михайлович в своих планах, точен в прогнозах на будущее, сумел ли он удержать высоко взятую планку.
Перелистывая тот номер, мы удивлялись, что и сейчас он не потерял своей актуальности. Чего стоят, например, советы Салахова “что нужно сделать, чтобы стать богатым и перестать беспокоиться о проблемах материальной базы”. Валерий Михайлович – не Карнеги, но многие директора школ писали нам в редакцию о том, что “Учительская газета” с рассказом о Сургутской гимназии стала для них настольной, подверглась вдумчивому прочтению с карандашом в руках.
Успех специального номера, нам кажется, был в том, что педагогическая общественность нуждалась тогда в определенных ориентирах: по какому пути должна развиваться школа, как выживать в условиях рынка, как строить отношения между директором и педагогическим коллективом, организовывать воспитательную работу без искусственно насаждавшейся идеологии. Можно признать: отвечая на эти вопросы, Салахов и его команда во многом предугадали то, что сегодня уже не вызывает сомнений.
Они одними из первых начали практическую реализацию концепции непрерывного образования, построили свою гимназию как комплекс “детский сад-школа-вуз”, наладили взаимоотношения с Омским Техническим университетом. Когда об этом и речи не шло, Салахов горячо убеждал, что Министерство среднего образования должно быть единым с Министерством высшей школы. Тогда, в 92-м, преподаватели омского вуза приезжали в Сургут время от времени читать лекции, теперь дневное отделение университета работает в стенах гимназии и в нынешнем учебном году у него – первый выпуск. Специальности наипрестижнейшие – “экономика и управление”, “автоматизированные системы управления”. Коммерческие фирмы города в очереди за студентами, которые в совершенстве говорят по-английски и владеют компьютером.
Салахов очень чутко чувствует рыночную коньюнктуру и успешно извлекает из нее дивиденды для своей гимназии, что и позволяет ей быть экономически “на плаву”. Уловив момент, когда сургутчане оказались готовы платить за хорошее образование, открыл коммерческий филиал Университета Тихоокеанского побережья США, а также отделение повышения квалификации по экономике и управлению для взрослых. И это помимо всевозможных платных курсов, кружков, других дополнительных образовательных услуг.
Конечно, у гимназии есть шефы – городская администрация и обьединение “Сургутгазпром”. Но стали бы они выделять деньги нерадивому хозяину! Вот, например, Салахов подсчитал однажды, что на оплату гостиницы специалистам и ученым, которые приезжают читать лекции, уходит огромная сумма денег и… создал свой отель прямо на территории гимназии. Впрочем, не будем грешить против истины – здесь тоже бывали задержки с зарплатой (все-таки государственное учреждение!), но в целом модель существования школы в рыночных условиях, апробированная Валерием Михайловичем, оказалась жизнестойкой. По-прежнему питание в столовой остается вкусным, разнообразным и полноценным, а главное – доступным по цене, учителям выплачивается достойная зарплата, а главное – совершенствуется материальная база. Сегодня гимназия – это уже четыре здания, построен современный бассейн, о котором в 92-м только мечтали, открылась телестудия, закуплено дополнительно несколько компьютерных классов.
Вообще, по мнению первого заместителя министра общего и профессионального образования России Владимира Дмитриевича Шадрикова, ученики гимназии Салахова (а ее чаще так и называют) могут соперничать с любыми студентами зарубежных учебных заведений по степени владения современной вычислительной техникой и окажутся в победителях. Почему с зарубежными? Потому что на городском, областном, российском уровнях на олимпиадах по информатике гимназистам нет равных. Вот недавно выпускник Евгений Ерусланов защитил на конкурсе в Москве свою авторскую компьютерную программу и автоматически стал студентом Московского Технического университета.
Компьютер органически вошел во все области жизни гимназии, “прописался” не только в кабинетах английского языка, но и физики, в бухгалтерии, библиотеке и у делопроизводителя. В этом – заслуга заместителя Салахова – руководителя гимназического Центра новых информационных технологий “Северная звезда” Сергея Петровича Митрофанова. Будучи последовательным сторонником всеобщей компьютеризации, он проделал трудный, но благодарный путь от кабинета информатики в маленькой сельской школе, оснащенного допотопным оборудованием, до суперсовременного, нашпигованного немыслимой для простого смертного техникой подразделения престижной гимназии. И всегда выпускал и выпускает в жизнь талантливых учеников, которые являются надеждой интеллектуальной России. Кстати сказать, совсем недавно Указом Президента России Сергею Петровичу Митрофанову присвоено почетное звание “Заслуженный учитель Российской Федерации”.
Впрочем, славу гимназии и России приносят не только ребята-информатики. Победителями всевозможных олимпиад и предметных состязаний становятся физики, биологи, математики, а также и гуманитарии. Так, девятиклассница Ирина Майсак заняла третье место в прошлогоднем турнире школьников по литературе, проходившем в Ярославле.
В гимназии умеют как работать, так и отдыхать. Ведь ничто лучше праздников и других общешкольных мероприятий не сплачивает большой ученический и учительский коллектив. Об этом говорит история гимназии, курс которой здесь также преподается наряду с историей города. Причем гимназические акции не закрыты для других школьников и педагогов Сургута. В ежегодные Дни науки, например, количество учеников гимназии иногда даже удваивается за счет окрестных школ. Ну а праздник, посвященный пятилетнему юбилею, отмечался всем городом. Поглядеть на бал выпускников-медалистов разных лет, на спектакли театральной студии и кукольного театра, на “немецкий ресторанчик”, устроенный семиклассниками, любящими кулинарию и немецкий язык, на водное шоу пришло много гостей.
“В гимназии сформирован отличный психологический климат, – убежден Владимир Шадриков. – С одной стороны, уважительное отношение к ребенку, стремление к созданию условий для его развития и вместе с тем требовательность. Ученики и преподаватели взаимно настроены друг на друга”.
Если бы, подводя итоги нашего контент-анализа, нужно было выписать в один столбик идеи, которые Валерий Михайлович и его коллеги только собирались реализовать и о чем рассказал спецвыпуск “УГ”, то в другом пришлось бы наставить сплошные “галочки”. Даже на концепцию личностно ориентированного обучения, которую на словах принимают все, но внедряют единицы, гимназия в этом году перевела 7-10-й классы. А это значит, что проделана огромная работа – подготовлены специальные учебные планы, разработаны компьютерные программы, но, самое главное, созрели сами педагоги!
Один из активных популяризаторов личностно ориентированной педагогики Владимир Дмитриевич Шадриков много раз бывал в Сургуте и так же, как и мы, имел возможность проследить развитие гимназии. “Шаги здесь сделаны абсолютно нетривиальные, – считает он. – Это, можно сказать, уникально для России и, может быть, даже для мира. Но хотелось бы в силу значимости этого эксперимента, чтобы ему было дано более глубокое, всестороннее обоснование. Я собираюсь поговорить на эту тему с учеными из Российской академии образования, это должен быть хлеб для них”.
Первые пять лет для гимназии – это определенный рубеж. Уже подоспели в России к этому времени новые учебные заведения, готовые поспорить за право услышать из уст первого заместителя министра слова об уникальности в стране и мире. Так что расслабляться и почивать на лаврах в Сургуте, видимо, не будут. Как бы дело дальше ни повернулось (дай Бог успеха!), верим в то, что говорил нам в интервью в 1992-м глава администрации города Александр Сидоров, кстати, вновь недавно переизбранный: “Если нас и вспомнят лет двадцать спустя, то только потому, что в 1991 году мы открыли в Сургуте эту гимназию”.
Валерий ЕРМОЛОВ,
Сергей САФРОНОВ
Не “над”, а рядом
Продолжаем обсуждение проблем повышения квалификации учителей
Наш институт появился как филиал Белгородского ИУУ в феврале 1994 года. Сейчас, через два года, уже можно подвести первые итоги.
первую очередь цель нашей деятельности – повышение квалификации педагогических работников как школьных, так и дошкольных учреждений. Второе направление – изучение, обобщение, внедрение в практику работы образовательных учреждений передового опыта.
На сегодня в нашем филиале 20 сотрудников, среди них 9 педагогических работников и 6 методистов. Сложность в том, что такой небольшой педагогический штат должен охватывать буквально все направления, все специальности. Поэтому каждому работнику приходится курировать не один, а целый ряд предметов.
Мы обслуживаем два города (Старый Оскол и Губкин) и три самых крупных района нашей области. Филиал находится в довольно интересном положении. Дело в том, что, являясь по названию филиалом основного института, мы по сути дела самостоятельное юридическое лицо. У нас свой спецсчет, свой бюджетный лицевой счет, есть своя печать, все необходимые реквизиты. Наш учредитель – не областной институт, как это ни парадоксально, а управление образования администрации Белгородской области. Одновременно это же управление образования – учредитель и областного института. Таким образом, мы по идее второй в области институт усовершенствования учителей.
Город Старый Оскол – крупный промышленный центр. Такой же крупный центр – Губкин. Промышленность этих городов очень тесно связана. Значит, в какой-то мере требуется единая образовательная программа. В наших городах не очень много вузов. В Старом Осколе – филиал Московского института стали и сплавов, в Губкине – филиал Горного университета и техникумы, ПТУ, педколледж, музыкальные школы. Поэтому с первого дня мы так поставили работу, чтобы в первую очередь обеспечить связи наших районов с научными работниками других регионов. Потому что жить изолированно в наше время невозможно.
Итак, что достигнуто? Начинали мы с нуля. Мы – бывшие работники школ, которые не были знакомы с системой повышения квалификации. Начали знакомиться с работой нашего республиканского ИПКРО. Нужно отдать должное – ни один наш вопрос не остался без ответа, все просьбы были удовлетворены. Ежегодные командировки в Москву (на базе РИПКРО) и в другие регионы бывают очень продуктивными и многое дают для работы здесь, на месте. Обычно, приезжая из командировок, мы очень тщательно обсуждаем все то, что привозим, это становится достоянием всех.
Также очень большую роль сыграло и внимание к нам институтов системы повышения квалификации, которые нас поддерживали. Среди них Институт образования взрослых (в Санкт-Петербурге), с которым одно время мы работали в тесном контакте (потом вынуждены были договор расторгнуть, потому что не позволяли финансовые возможности). Большую помощь и дельные советы дает нам Одесский ИУУ во главе с директором Пульсенко Леонидом Ивановичем. Лекторы этого института часто читают лекции в нашем институте. И наши работники выезжают в Одессу знакомиться с опытом их работы. У нас часто работает профессор этого института Николай Николаевич Палтышев. Одесский институт с нас за это денег не просит. У нас с ними очень хорошие дружеские отношения, взаимная поддержка. Также тесные связи сложились сейчас с Воронежским ИПКРО, где ректором Нина Андреевна Морозова. Не так давно мы выезжали туда целой бригадой. Поработали на кафедрах, купили очень много литературы, разговаривали о создании научно-экспериментальных площадок на базе школ в Старом Осколе и Губкине. Нельзя не назвать и Белгородский областной институт, недавно отметивший сорокалетний юбилей, с которым мы также поддерживаем дружеские контакты.
Основной состав наших лекторов – преподаватели вузов, в основном педагогических. Для того чтобы учителя и дошкольные работники были знакомы со всеми современными технологиями, инновационными процессами, в которых сложно разобраться, мы на базе филиала создали шесть проблемных творческих групп. В них входят передовые учителя, которые рассматривают интересующие их проблемы. Затем по итогам работы групп идет обобщение опыта и издается литература. Мы считаем, на сегодня это наиболее правильный путь в поиске передовых идей и передового педагогического опыта. Потому что сейчас, в сложное финансовое время, учитель не может выписать все газеты и методические издания, которые идут потоком. Он, чтобы выжить, вынужден брать очень большую нагрузку. Наша задача в том, чтобы помочь учителю разобраться, направить, подсказать, предложить опыт других учителей.
Еще одна отличительная черта нашего филиала – курсы переподготовки учителей. Не каждый филиал, а порой и не каждый институт имеет возможность провести такие курсы. В этом году у нас прошли девятимесячные курсы переподготовки учителей по специальности “Иностранный язык” (английский и немецкий). В январе, сдав выпускные экзамены, наши бывшие студенты стали учителями, получив вторую специальность. Мы сумели показать, что за девять месяцев можно научить учителя и дать ему вторую специальность. Экзаменационная комиссия подтвердила, что уровень преподавателей высок. Курсами в основном занимается Галина Ивановна Гавриленко, которая и сама работала в этих группах, и занималась всей документацией. Она – ведущий специалист в городе по иностранному языку.
За два года на базе нашего филиала повысили квалификацию 2334 педагогических работника. Кроме этого, большое внимание уделяем издательской деятельности. Выпущено 11 публикаций, которые были одобрены советом нашего филиала и рекомендованы для использования педагогическим работникам области. Среди них книга-пособие учителя музыки гимназии N 1 Людмилы Бурой.
Сейчас наиболее важная задача – развитие научно-экспериментальной работы, то есть создание на базе наших районов экспериментальных площадок, которыми руководили бы научные работники.
Мы не ограничиваемся только разработкой планов курсов повышения квалификации, а думаем о том, чтобы взять на себя задачу формирования педагогической культуры, компетентности педагога.
Мы не прерываем наше взаимодействие со слушателями, как только заканчиваются курсы. Они приходят сюда и после них. А кроме того, мы не хотим, чтобы наше обучение носило информационно-инструктивный характер. Мы со слушателями спорим, предлагаем варианты и идем по пути совместной выработки решений.
Учреждения системы повышения квалификации всегда стояли над учителем. Мы хотели бы стоять с учителем рядом.
Светлана ЗЕМЦОВА,
директор Старооскольского городского института повышения квалификации педагогических кадров
Белгородская область
Комментарии