search
main
0

Мы служители Мельпомены

Творить всегда, творить везде - вот лозунг наших юных «солнц»

Система дополнительного образования в России формировалась из уникальных отечественных форм вне­школьной работы и возникла еще в конце XIX века в виде мастерских, дневных приютов. Это были лишь единичные внешкольные учреждения, созданные прогрессивными русскими педагогами – творцами своего дела, которые ставили перед собой цель – удовлетворение культурных и общественных потребностей детей, в основном малообеспеченной части населения.

В советское время на государственном уровне решение о развитии внешкольного образования было принято уже в ноябре 1917 года, именно тогда в Народном комиссариате просвещения РСФСР был создан отдел внешкольного образования. А в 30‑е годы термин «внешкольное образование» был заменен на «внешкольное воспитание». Как вы знаете, в послевоенное время шло бурное восстановление системы внешкольного воспитания, росла численность домов и дворцов пионеров. После 1991 года система внешкольного воспитания не распалась, а в соответствии с Законом РФ «Об образовании» с 1992 года вне­школьные учреждения стали именоваться учреждениями дополнительного образования детей. Важно отметить, что произошла не простая смена вывесок, а качественное изменение содержания и форм деятельности как учреждений, так и педагогов дополнительного образования детей.

Я, к своему счастью, начала свою деятельность в 1986 году, задолго до создания этой системы, методистом и руководителем коллектива на базе районного Дворца пионеров. Тогда в приоритете была воспитательная система, главной задачей которой было не только обучение предмету, а создание плодотворной среды для воспитания подрастающего поколения. Поэтому когда в 1997 году, будучи уже актрисой ТЮЗа, я открыла свою первую театральную студию, то столкнулась с проблемой неприятия «нетворческих» форм планирования (календарного, поурочного) в создании образовательных программ. Но спустя годы ко мне пришло понимание необходимости всего этого для достижения наивысшего результата.

Дополнительное образование держится на крепких своеобразных «китах». Первый – воспитательный процесс. Ради чего мы обучаем ребенка? Второй – участие родителей в творческом процессе, их заинтересованность в конечном результате совместной работы. Третий – детский коллектив, его преемственность и сплоченность вокруг главной цели – этюда, концерта, спектакля. Девиз моего коллектива: «Творить всегда, творить везде…».

В школе №1236 имени С.В.Ми­ла­шен­ко­ва я руководитель детско-юношеского театра-студии «Творчество». Театр создан на основе театральной студии с одноименным названием. Студия была организована в 2010 году, и в этом учебном году мы уже отметили свой первый юбилей! Ежегодно, начиная с 2017 года, студии присваивается звание «Ведущий коллектив города Москвы».

Мы с ребятами побывали в различных городах нашей страны на профессиональных международных театральных детских фестивалях «Русская драма», «Брянцевский». Сыграли свои спектакли на сцене Центрального дома работников искусств в Москве, Санкт-Петербургского ­ТЮЗа имени А.А.Брянцева, театра «Русская драма», Театрального института имени Бориса Щукина. За время существования студии было поставлено восемнадцать спектаклей, в их числе – «Золушка» Е.Щварца, «Конек-Горбунок», «Звериная история» по пьесе М.Бартенева, «Тут-тук. Кто там?». Мы даже замахнулись на классику русского театра и поставили «Женитьбу Бальзаминова, или Картины из московской жизни» А.Н.Островского, «Каменный гость» А.С.Пушкина, «А зори здесь тихие» Б.Васильева, который стал для студии культовым спектаклем. Эта постановка получила признание на многих фестивалях и собрала высшие награды. Последней работой стал спектакль по произведению этого же автора «Завтра была война». Его премьера состоялась 19 марта 2020 года и имела большой успех.

В постановке этого спектакля участвовали ребята из 6-9‑х классов, и многие спрашивали их: «Что такое – верить в будущее?» Некоторые, а это было докарантинное время, не могли ответить на этот вопрос, не понимали, зачем во что-то верить, когда и так все есть… Но сегодня изменился мир, изменилось понимание этого вопроса. Как любой спектакль обязан затрагивать души зрителей, так и любое занятие с детьми в рамках дополнительного образования (будь это театральная студия, вокальный ансамбль или спортивная секция) должно развивать в ребятах умение думать и сопереживать, не только желание быть первыми, но «будить мысли, а не убаюкивать их», развивать чувства справедливости, доброты, честность. Только через совместную деятельность педагога и обучающихся, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей, можно реализовать задачи воспитания и создать условия для разнонаправленного развития личности. Вот чему должно служить дополнительное образование, а не только обучать профессии как предмету или навыку.

Сегодня мы продолжаем творить и ищем новые формы работы. В ноябре этого года наш театр предложил зрителям радиоспектакль «Курьезы любви» по рассказам А.П.Чехова, а также моноспектакль «Давай с тобой построим дом» по лирическим произведениям современных авторов. И это только начало. Готовится к постановке радиоверсия спектакля по произведениям Г.Х.Андерсена. Ребятам очень интересно репетировать (пока только дистанционно). Ведь современные школьники привыкли, к сожалению, к визуализации, это ведет к неумению слышать друг друга, а следовательно, понимать и сопереживать, откуда и вырастает инфантилизм.

Почти треть нашего коллектива обучается в других образовательных организациях города. А самое главное – у нас играют мальчишки! Заинтересовать детей – очень важная часть работы педагога. Необходимо каждый раз повышать планку в достижении цели, то есть идти от простого к сложному, чтобы не потерять интерес к самому процессу. Многие студийцы пришли в театр в возрасте 6-7 лет, а кто-то и раньше, и «дожили» до выпускного класса. Разве это не успех педагога?! Но главная моя гордость состоит в том, что наши лучшие выпускники пришли в студию в качестве преподавателей. Вот это и есть главная цель работы педагога дополнительного образования. В этом учебном году наши выпускники-студенты стали вести занятия в младших группах «Творчества» и проявлять свою инициативу в качестве режиссеров новых спектаклей.

Конечно, все это не могло бы осуществиться без помощи педагогов-единомышленников. Нельзя творить в одиночестве. Многие годы вместе со мной работали педагоги по смежным направлениям – по речи, по вокалу и хореографии. Только вместе можно достичь успеха. Главное – соблюдать основной принцип творчества: критикуешь – предлагай, и тогда любые цели будут достигнуты.

Марина ЖАЛНИНА, педагог дополнительного образования школы №1236 имени С.В.Милашенкова

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте