search
main
0

Мы служим детям

Разговор с учителем

Виктор ВИЛЕНСКИЙ, учитель географии московской школы на Юго-Западе №1543. Работает в школе с 1979 года.

Виктор Михайлович, расскажите, пожалуйста, в какой школе учились вы?

– Школу на Красной Пресне только построили. Мы были первым классом, который туда пришел, и мы же были первым выпуском. Хорошо помню уроки географии, вел ее директор – фронтовик в возрасте, рассказывал интересно, мне нравились эти уроки.

У нас есть информация, что в начальной школе вы хотели стать космонавтом, затем сотрудником уголовного розыска

– Когда встал вопрос, куда поступать, я вспомнил нашего директора, подумал: «Дай-ка я пойду на географию». И поступил на географический факультет пединститута. А на втором курсе пошел в военкомат и попросил, чтобы меня забрали в армию.

А сотрудник уголовного розыска… Вообще-то, когда я начал работать в 43‑й школе, у меня был период, когда я думал года через три-четыре пойти в милицию. Мне нравилось, что я буду стоять на защите людей, буду бороться с преступностью, но… понял, что то, чем я занимаюсь, мне нравится, зачем менять?

Что определило ваш профессиональный выбор школы?

– В 1978 году мы, группа студентов географического факультета, пришли на практику в школу №43. Мы готовили уроки, проводили их в разных классах, то есть учились быть учителями. Юрий Владимирович Завельский (все время о нем вспоминаю, потому что, чем больше времени проходит, тем больше понимаешь, насколько он был мудр и велик в своей работе), директор школы, как-то задержал меня и сказал: «А не хочешь ли ты работать в школе?» И мы с ним договорились. Поэтому после окончания института я уже пришел к нему, и он предложил мне вести начальную военную подготовку.

Я стал также заменять заболевших коллег, вел труд, физкультуру (мне даже Андрей Александрович Корзыков, тогдашний учитель физкультуры, предлагал заняться этим, а не только НВП). Биологию вел, потому что у меня специальность была «география и биология», много чего. Дети на капустнике это обыгрывали, они такую частушку про меня пели, до сих пор помню: «Знает много он наук и зовется военрук». А затем принял эстафету у Юрия Владимировича Завельского и стал преподавать географию.

Юрий Владимирович говорил, что мы служим школе, детям. Он всегда подчеркивал, что у нас самая почетная и значимая работа. Действительно, если разобраться, мы передаем опыт будущему поколению, мы готовим тех, кто придет нам на смену. Я не сразу это понял, но с возрастом пришло осознание этого.

Когда впервые переступил порог этой школы, здесь уже работали Александр Юльевич Волохов, Галина Владимировна Пикалова. Буквально следом за мной пришли Леонид Александрович Кацва, Елена Дмитриевна Волжина, те учителя, которые сейчас являются лицом этой школы.

Принимали ли вы участие в школьных театральных постановках?

– Конечно! Как правило, писали тексты наши филологи. Когда шел учительский капустник, невозможно было войти в зал – он был забит битком. Постановки объединяют всех: и учителей, и родителей, и учеников, и выпускников.

Вы часто ездите со школьниками. Расскажите, куда и зачем?

– Раньше мы ходили в походы, обошли с ребятами Крым и Кавказ. Устраивали соревнования, старшеклассники готовили трассы, маленькие бегали и так далее. Костры, палатки – это было классно.

У меня супруга – классный руководитель всегда в гуманитарных классах, которые ездят в поездки всегда. Маршруты выбираем в соответствии с программой: Владимир и Суздаль, Новгород и Ладога… Если сейчас вспоминать, это древнерусские города, потом Нижний Новгород, Питер, конечно. Когда ребята становятся старше, едем в Ферапонтово на Соловках. Достаточно интересная программа, разнообразная. Главное, что она необходима, потому что одно дело, когда мы читаем или смотрим картинки, а другое дело, когда ты сам там находишься. Вот мы были сейчас в церкви Покрова на Нерли. Нам очень много интересного рассказывали. Все стояли, смотрели, слушали. Это остается у человека в памяти на всю жизнь.

А что запомнилось больше всего?

– Конечно, Соловецкие острова. Но любая поездка в первую очередь связана с теми детьми, с которыми ты едешь. Отношения с детьми по-разному складываются. Бывает, становимся очень близкими, чувствуем себя одной командой, одним коллективом. Вот тогда это клас­сно! Дети счастливы, ты счастлив, потому что происходит единение душ.

Какова роль учителя в жизни его учеников?

– Учитель – человек, с которого хочется брать пример, который должен быть таким примером во всем: в поведении, в культуре.

Например, я, когда брал свой первый класс, думал, чем ребят зацепить. Я тогда играл в бадминтон (мог еще) и организовал секцию бадминтона, туда стали ходить несколько человек. А потом уже мы стали ездить с ними по Москве, смотреть московский модерн (у нас была программа).

Как говорил Юрий Владимирович Завельский: «Ищите что-то хорошее, оно всегда есть!»

Среди выпускников у меня появилось много друзей, мы поддерживаем отношения до сих пор. Недавно у меня был юбилей, многие прислали свои поздравления. Это все те, кто окончил школу десять, пятнадцать лет назад. Это, конечно, очень трогательно.

Что бы вы хотели пожелать ученикам?

– Хотелось бы, чтобы мы с вами были единомышленниками. Мы решаем одну общую задачу: вы пришли сюда получать знания, мы здесь для того, чтобы давать эти знания. Мы делаем одно дело и должны взаимодействовать.

Поэтому глобально – чтобы мы были одной семьей, делали одно общее дело и помогали друг другу, нужно взаимодействие: вы нам, а мы вам. И тогда, я думаю, нам будет легче работать, и вам легче учиться.

 

Дмитрий УСЕИНОВ, Константин ШМАКОВ, Иван МИЩЕНКО, ученики гуманитарного класса L параллели московской школы на Юго-Западе №1543

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте