Оглянись, друг мой, старший вожатый!
В легкой дымке прожитых лет
За твоею спиною ребята,
Лучше их никого в мире нет!
Ровно 100 лет назад, 19 мая 1922 года, в Советском Союзе появились пионеры. Эта организация просуществовала почти 70 лет и насчитывала 210 миллионов советских школьников. Поступление в пионеры – один из самых узнаваемых символов СССР. Не быть пионером для советского ребенка было так же странно, как для российского не иметь страниц в социальных сетях.
К 100‑летию пионерии было очень много публикаций, воспоминаний бывших пионеров разных лет о том, почему на самом деле красный галстук и клятва пионеров так много значили для них. Мне тоже сегодня хочется, дорогой читатель, поделиться с вами своими воспоминаниями о пионерском и вожатском прошлом. Тем более что многие ценности того времени, такие как дружба, взаимопомощь, творчество, любовь к Родине, актуальны и сегодня…
Мои пионерские годы
Оглядываясь назад, в свое далекое детство, могу сказать, что было оно счастливым, несмотря на то что мы находились в гораздо более зависимом положении, чем современные дети. Нас сдерживала и роднила общая тайна – клятва, которую мы дали при вступлении в ряды пионерской организации. Мы ощущали себя частью большой и самой лучшей в мире страны. Мы читали одни и те же книги, слушали одни и те же песни, одевались в одинаковую форму, ходили строем, пели хором, участвовали в трудовых операциях «Миллион Родине», «Зеленая аптека», принимали участие в сборе металлолома и макулатуры, участвовали в смотрах-фестивалях детского творчества, организовывали встречи с ветеранами, участвовали в военно-спортивной игре «Зарница».
Участвуя в работе пионерской организации, я научился дружить, понимать, чувствовать ответственность не только за себя, но и за своих товарищей. Мы предлагали такие формы совместной деятельности, которые были полезны в нашем советском обществе. Участвовали в областных фестивалях с пионерскими песнями, где в хоре я был солистом. В будущем это мне пригодилось в педагогической работе.
Пионерская организация помогла мне сформировать организаторские и литературные способности. Приходилось организовывать шоу-программы, быть ведущим этих программ, писать сценарии, разрабатывать игровые ситуации, что впоследствии позволило мне написать пособие по программе «Игра – дело серьезное».
Слово о призвании
Я бы назвал нашу работу вожатскими университетами. Танцевать, играть на барабане, проводить массовые игры и затеи, учить актерскому мастерству, написанию средств наглядной информации различными видами шрифтов, ходить в походы, участвовать в слетах – вряд ли я научился бы этому, не будь в моей биографии восьми вожатских лет и двух лет работы во Всероссийском ЦК ВЛКСМ пионерском лагере «Орленок». Но главное – вера в детей, в их инициативу, фантазию и творчество. Без этого стержня нет вожатого. Коллективное творчество – вот основа моей работы.
Я был счастлив, когда вместе с ребятами забывал о должности и возрасте, так как моими помощниками были заповеди пионерского вожака:
– Стал вожатым – не пищи, легкой жизни не ищи.
– В работе с ребятами твори, выдумывай, пробуй.
– Прежде чем требовать с ребят, требуй с себя.
– Воспитывая личность, помни, лучший воспитатель – коллектив.
– Не обещай ребятам золотые горы, если у тебя их нет.
С чего все начиналось
После окончания педагогического училища я был направлен на работу учителем начальных классов Чисто-Перхуровской школы Павлово-Посадского района. После года работы я вновь вернулся в родную школу, которую я оканчивал, на должность старшего пионервожатого, где проработал 8 лет.
У каждого поколения пионерских комиссаров были свои секреты мастерства, формы работы, наставники, верность знамени и традициям пионерской организации.
Моими наставниками я считаю Евгению Афанасьевну Коржавину, Тамару Семеновну Баринову, Светлану Александровну Лачину, Светлану Олеговну Горячеву, которые всю свою жизнь отдали воспитанию подрастающего поколения.
Энтузиазм плюс знания
Самый большой опыт я приобрел, работая во Всероссийском ЦК ВЛКСМ пионерском лагере «Орленок». Прежде чем приступить к работе с детьми, нас, молодых вожатых, обучали в инструктивно-методическом центре.
Работая в пионерском лагере «Орленок», я узнал об орлятских законах, которые в дальнейшем применял в своей работе:
– закон «00», или закон точности;
– закон поднятой руки;
– закон критики;
– закон доброго отношения к песне.
Я всегда был энтузиастом, опирался в своей работе на пионерский актив, добивался того, чтобы мой отряд, дружина были лучшими в городе, области. Три года подряд нашей дружине имени А.И.Покрышкина присваивалось высокое звание «Правофланговые». Мы не унывали в трудную минуту, а всегда помнили: кто хочет, тот добьется.
Вожатый – одна из самых всесторонних профессий. Он воспитатель, методист, агитатор и пропагандист, спортивный судья и руководитель художественной самодеятельности, старший товарищ и друг пионеров.
Все эти роли такие разные по значению! Сердцем каждый из нас всегда неспокоен. Мне выпала честь организовать и быть пионерским комиссаром вожатской республики, которая работала в школе №24 Павловского Посада на протяжении многих лет.
Эта республика объединяла два клуба: вожатых старшеклассников «Вега» и вожатых октябрят «Искра». Председателями этих клубов долгие годы были Галина Колпакова, Ирина Калачева, Галина Маркина, Людмила Гирчук.
Затем я работал методистом в Киевском районе Москвы. В мои обязанности входили обучение и повышение квалификации вожатых школ района, а также обучение начальников и старших вожатых загородных пионерских лагерей, которое проходило на базе лучших загородных лагерей Киевского района.
И вот сейчас, вспоминая всю свою трудовую деятельность, еще раз убеждаюсь, что тот человек, который пошел на пионерскую работу по велению сердца и разума, никогда не разочаруется в ней.
Я и мои коллеги-вожатые воспитали не одно поколение прекрасных советских, а потом и российских граждан на лучших традициях пионерской организации.
Александр ШИШОВ, ветеран педагогического труда, заслуженный учитель РФ, почетный работник общего образования РФ
Комментарии