Мы с тобой одной крови
Даже если ни ты, ни я в это не верим
Пуганая ворона
…Моя коллега сетует: “Ну разве это жизнь, постоянно нужно всего бояться. Сидишь в квартире и думаешь: вдруг где-нибудь под нами заложена бомба? Проходишь на улице мимо припаркованной с домом иномарки и внутренне напрягаешься – вдруг она начинена взрывчаткой? Но больше всего меня настораживают они сами, особенно их дети”.
Интересно, что такого настораживающего в поведении наших общих учеников заметила она и упустил я? “В седьмом классе два брата Махмудовы (один должен был учиться в девятом), наблюдаю за ними последнее время – и даже как-то не по себе. Вот наши олухи – совсем другое дело, нормальные болваны, шаляй-валяй, без комплексов, смотришь в класс – и глаз не зацепится. А эти ведут себя весьма странно! Подозрительно…” Меня раздирает любопытство: “Ну и что, что именно подозрительного?” “Они слишком исполнительные, смирные и примерные для их национальности. Что ни спросишь – тянут руки, что ни задашь – сделают, да притом и аккуратно! Что-то тут не то, как будто они этой своей угодливостью специально хотят себя показать только с лучшей стороны. Может, усыпляют бдительность? Завуч проверял их личные дела и тоже отметил излишнюю тщательность заполнения. У наших, нормальных, всегда какие-нибудь недостатки: то подписи где недостает, то печать плохо проглядывается. А тут все как будто напоказ, хоть под стекло. Абсолютно не к чему придраться!”
Махмудовы приехали из Чечни несколько месяцев назад, купили квартиру в нашем микрорайоне. Говорят, отца их убили в 96-м, но обстоятельств гибели и подробностей никто не выпытывал – зачем в душу лезть? Я сам никогда не набрался бы смелости спросить, за кого был их отец. Хотя, что греха таить, думали и гадали об этом все в школе.
…”Oхота на ведьм” кавказской национальности имеет глубинные корни, и наивно думать, что ее породили печальные события сентября прошлого года. Независимо от обстоятельств мы часто оказываемся националистами в душе. Спросите учеников, что они думают относительно межнациональных отношений в стране, и в большинстве случаев услышите то, что говорят в их семьях: “Всех черных нужно выгнать из России!” “Негры и всякие там темнокожие ближе к животным, они произошли от обезьян, а мы – от Адама с Евой”. “Только тогда будем хорошо жить, когда с рынков и руководящих постов выкинем всякую нерусскую шушеру”.
Это все наши детишки. И их родители. Да и мы сами… Послушайте откровенные разговоры в учительской. Но в чем виноваты те же самые Махмудовы, которые приехали к нам учиться, работать? Самое гадкое состоит в том, что внутри себя мы все-таки думаем: а как они относятся к актам терроризма? Может быть, скрывают тайную радость, что довольны отмщением за убитого отца и родственников, за разрушенный дом в Грозном и разбитую жизнь счастливой семьи? Грязно и тяжело становится на душе оттого, что мы так думаем о том, что они думают.
Не позорь нацию!
Альберта Казимагомаева в классе не любят. Никто. Да и трудно добиться любви, если ведешь себя так. Ведь из-за его болтовни, перебиваний, дурацких реплик и комментариев, из-за вызывающего поведения на переменах и полного нежелания работать на уроке и откровенной тупости учителя просто отказываются работать в этом классе. А когда дело дошло до драки где-то в раздевалке, Казимагомаев-старший наконец-то пришел в школу, чтобы обвинить всех в придирках на национальной почве: “Моего сына обижают, потому что он дагестанец! Он должен быть мужчиной и отстаивать свою честь, хотя бы и в драке!”
Я натянуто лоялен к Альберту. Почему-то иногда становится жалко этого парня: все-таки языковой барьер, другое воспитание. А результат – неспособность (или нежелание?) найти общий язык с людьми другой культуры, национальности. Вот если поместить моего сына в 8-й класс какой-нибудь таджикской школы, то я не уверен, что он не стал бы вести себя так же, а его приняли бы лучше, чем Альберта. Но иногда, когда уже больше нет сил терпеть выходки бравого молодца, я остаюсь с ним на перемене один на один, закрыв дверь на замок (потому что желающих увидеть, как учитель будет мочить гада, предостаточно), и высказываю все (да нет, конечно, не все!), что о нем думаю: “Ты понимаешь, дубина, что таким поведением ты позоришь свою нацию?!! И что, твои русские одноклассники потом будут относиться к твоим соплеменникам так, как ты их приучил?!! Хочешь жить нормально, без осложнений – не настраивай против себя людей!” И так далее. А он, невзирая на мои крики, самодовольно улыбается.
Я вынужден относиться к нему по возможности более мягко. Впрочем, не выделяя его из всех остальных. Не хватало мне еще в классе межнациональных конфликтов. И это не потому, что я так люблю южан или действительно являюсь ярым интернационалистом. Просто ко всем остальным школьным проблемам вовсе не хочется прибавлять еще одну. Поэтому я решительно пресекаю все нападки на Казимагомаева со стороны детей. И даже иногда пытаюсь успокоить его на уроке, говоря: “Ну что ты, Альберт, мы все тебя любим! Особенно за доброту, отзывчивость и юмор!”
А может, и не надо вообще ничего говорить, если искренне не веришь в это? Как же быть?
Равнение на!..
“Представляете, дочка моего соседа вышла за азербайджанца. И что вы думаете? Он на нее не надышится! Ходит вся в золоте, не работает – муж полностью обеспечивает, говорит, что женщина должна заниматься исключительно домом и детьми. А года через два они уедут в Америку – у них там мощная диаспора, приглашают к себе. Вот так! А мы тут копейки считаем до получки. Все ругают черных, а ведь для них семья – это все! И не это ли главное?”
Я слушаю этот восторженный монолог в учительской и чувствую себя крайне неловко. Коллега, по женской своей наивности сама того не желая, закинула камень в мой огород. Ведь получается, что настоящий мужчина – тот, который полностью обеспечивает семью и для которого она является всем. Но тогда я со своей мизерной зарплатой, способной лишь смягчить горечь существования своей супруге, не гожусь на роль настоящего хорошего мужа, не подхожу под этот стандарт. И еще один вывод можно сделать: те мужчины, которые действительно ценят семью и жену, давно ушли на хорошо оплачиваемую работу. Остались только малодушные, которым на жену и детей наплевать.
И настроение после этого крайне скверное. Не станешь же оправдываться: кто-то же должен двигать прогресс, не все же о деньгах да о золоте! Просто у нас разные представления о ценностях!
Да ведь не поймут меня мои коллеги-женщины. Потому что их сущность такова – рассматривать мужика как добытчика. И на фига ты тут со своей наукой, если дома есть нечего!
Хотя… Бытует в школе и другая точка зрения на тех же ценителей семьи. Мол, если уж они так много зарабатывают, чтобы в состоянии кормить многочисленную семью, то тут дело наверняка нечисто. Потому что честным путем столько денег не заработаешь. Следовательно, мы получаем мало, зато честно. И это суждение мне ближе по духу (хоть я и понимаю его прокоммунистическую сущность), потому что хоть как-то оправдывает мое собственное бедственное положение.
Светлый образ врага
Саша Ястребов пришел в класс в черной рубахе со значком-свастикой РНЕ на груди. Это уже нечто гораздо более экстраординарное, чем просто гладко выбритый череп скин-хэда. Поэтому сделать вид, что ничего не произошло и каждый имеет право ходить так, как ему хочется, нельзя. Но и метать громы и молнии, багровея лицом, я не собираюсь.
– Значит, все-таки будем “гасить иноверцев”?
– А что, давно пора вычистить страну от всякой заразы! А то понаехали, пройти нельзя спокойно!
– Саша, я знаю о твоем отношении к неславянам. Но если так, то скажи, кого ты предлагаешь убрать в первую очередь?
– Всех этих “якобы беженцев”! Что им у себя дома не сидится? Говорят, есть нечего, а сами с рынка не вылезают, цены заламывают. И посмотрите, кто стоит в обменных пунктах! Это что, от плохой жизни?
– Ну, допустим, можно выселить всех недавно прибывших… нерусских. Но ведь на этом не остановишься! Следующим этапом нужно выселить тех, кто уже давно ассимилировал, живет здесь много поколений и имеет родственников среди русских.
– Все равно каждый народ должен жить на своей родине!
– Но это их родина!..
…Интересно, действительно ли Саша говорит то, что думает? Ведь если вдуматься в смысл его слов, подойти к нему буквально, то тогда Саша должен начать свою акцию с семьи Вагабовых из параллельного класса. Потом перейти к Овакимян, учительнице русского языка. Затем надо заняться Тимуром Гаджиевым и Русланом Гайнеевым, сашиными одноклассниками. Наконец, очередь дойдет до меня (кто докажет, что предки Мелешко – кубанские казаки, а не выходцы с Украины?). И апофеозом станет самоизгнание самого Ястребова, поскольку наверняка окажется, что, возможно, кто-то из его пращуров был финном, варягом, удмуртом…
Но об этом я вслух не скажу. Вообще лучше не начинать подобные споры с толпой. В данном случае – с классом. Потому что тема больная, да и пытаясь переубедить детей, я автоматически переубеждаю их родителей. А это уже гораздо сложнее. И аргументы нужны посильнее.
Хотя самое сложное – искренне верить в праведность своих собственных слов. Иначе все теряет смысл. Разве я сам не вижу, как с подмосковных рынков кавказцы вытесняют наших же бабушек и дедушек, вынуждая их завышать цены в угоду хозяину? Или я не знаю, что в домах-новостройках к моменту их сдачи чуть ли не половину квартир заняли (вполне законно!) армяне, грузины, ингуши? А две трети магазинов принадлежит опять же вовсе не русским и даже не россиянам?
Вот с такими мыслями приходится работать. И, убеждая детей, убеждать себя самого в том, что все люди должны быть братьями, и ни одна раса, нация, национальность не имеет никакого права считать себя выше всех остальных. Пока с переменным успехом.
Формирование образа
– Все они животные! – Лена, чувствуется, давно выстрадала эту фразу. – Нельзя по рынку пройти: обязательно какой-нибудь торгаш-кавказец пристанет со всякой гадостью. А то встанут в круг и давай бесстыдно обсуждать всех проходящих мимо девушек! Вот оно, лицо нации!
– Да ведь этих самых “торгашей” на их родине вовсе не делегируют представлять нацию. Мало того, там к ним скорее всего относятся почти так же, как и мы к своим торговцам-челнокам. Эх, если бы вы побывали где-нибудь в Польше на рынке и посмотрели на наших “делегатов от мелкого бизнеса”, вы бы поняли, как поляки после этого должны относиться к русским. Наглые пьяные матершинники не могут сформировать положительный образ россиянина. Поэтому не следует судить обо всем народе по рыночным торговцам.
Но Лену этим не убедишь. Потому что всю жизнь она видит только этих кавказцев, представляющих свой народ у нас, под Москвой.
…Можно долго говорить о дружбе народов и единстве наций. Но прежде всего должна быть краткая установка, своего рода заклинание, фраза типа: “Ты – такой же хороший, как и я. А я не хуже тебя ни в чем!” И если кто поставит ее под сомнение, подходить со всей строгостью закона. Но для этого нужно ужесточить санкции против тех, кто разжигает межнациональную вражду во всех формах ее проявления. Только так можно выжить в многонациональном государстве.
Вадим МЕЛЕШКО,
учитель биологии
Комментарии