20 декабря 2002 года состоялось III Собрание представителей профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ (съезд Ассоциации). Члены Ассоциации трех профсоюзов – образования, здравоохранения, культуры – подвели итоги работы за год, провели выборы Совета Ассоциации и выработали общую позицию по актуальным проблемам сегодняшнего дня. Самыми горячими “точками” съезда стал доклад президента Совета Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ Владимира ЯКОВЛЕВА и обсуждение правительственной Концепции реформирования системы оплаты труда работников организаций бюджетной сферы.
Застойная бедность – беда государства
Главный вывод, который сделал Владимир Михайлович Яковлев, анализируя работу Ассоциации за последние годы: профсоюзы, входящие в ее состав, успешно противостоят наступлению на государственные системы образования, здравоохранения, культуры, на права работников, обучающихся. До сегодняшнего дня Ассоциации “удавалось остановить ускоренную реализацию концепций реформирования государственных систем образования, здравоохранения в их наиболее радикальных вариантах, разработанных без учета реального социально-экономического положения в отраслях”.
Объединение трех профсоюзов научило власти уважительно относиться ко всем трем бюджетным отраслям как к “братским” сферам, не решать проблемы одной за счет других.
Благодаря согласованным действиям трех профсоюзов, напомнил Владимир Яковлев, удалось добиться принятия необходимых законов и постановлений и непринятия непродуманных документов. Так, было принято постановление об усилении ответственности федерального Правительства и руководителей субъектов РФ за погашение задолженности по зарплате. А намерение Правительства РФ значительно сократить размер надтарифного фонда в бюджетных отраслях с 2002 года под видом его упорядочения в жизнь не воплотилось.
Победа Ассоциации – сохранение 25-процентной надбавки специалистам в сельской местности и важные добавления в Трудовой кодекс РФ, в частности: “При непосредственном участии Ассоциации в Трудовом кодексе РФ предусмотрены гарантии сроков выплаты зарплаты (2 раза в месяц), размер индексации несвоевременно выплаченной зарплаты и права работников на приостановку работы в случае ее задержки”.
Особая сфера деятельности Совета Ассоциации – участие в работе Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Также “Совет Ассоциации принимал участие в разработке и реализации генеральных соглашений между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ, добиваясь включения в них обязательств сторон соглашения по погашению долгов по зарплате работникам бюджетной сферы, по повышению ответственности органов федеральной и региональной государственной власти в решении этой задачи”. В результате “в Генеральное соглашение были включены обязательства сторон по приданию ставкам и окладам ЕТС статуса минимальных государственных гарантий по оплате труда на всей территории России”.
Сделано многое, однако на сегодняшний день, с грустью констатирует Владимир Яковлев, “материальное положение работников образования, здравоохранения, культуры продолжает оставаться критическим”. Да, темп роста зарплаты в бюджетной сфере был выше на 12%, чем в среднем по отраслям экономики, выше на 14%, чем темп роста прожиточного минимума. Но “опережающий рост заработной платы в бюджетной сфере в рассматриваемом периоде позволил сократить разрыв в оплате труда в бюджетной сфере и в промышленности лишь на 5,2 %. Это соотношение в 1997 году – 53,2 %, за 9 месяцев 2002 года – 58,4 %”. К тому же средняя зарплата в бюджетной сфере лишь в полтора раза превышает прожиточный минимум, в то время как в промышленности и в отраслях экономики в целом зарплата выше прожиточного минимума соответственно в 2,6 и 2,2 раза.
Президент Совета Ассоциации считает, что “нельзя согласиться с решением Правительства и Госдумы РФ об увеличении бюджетных ассигнований на оплату труда работников бюджетной сферы с октября 2003 года в 1,33 раза при ожидаемом росте прожиточного минимума за период с декабря 2001 года по октябрь 2003 года не менее чем в 1,4 раза, то есть реально жизненный уровень снизится на 7 %”.
Научное исследование, которое по заказу Профсоюза работников народного образования и науки провели ученые Всероссийского центра уровня жизни при Минтруде РФ, показало: бедность в семьях учителей стала носить застойный характер, а заработная плата в образовании ниже научно обоснованного минимума в среднем по России в 3,7 раза. Эти выводы с полным основанием можно отнести и к врачам, работникам культуры.
Вместо того, чтобы создавать условия для развития экономики, направлять средства на развитие отраслей социальной сферы, в Правительстве РФ постоянно возникают предложения по реформированию или модернизации отраслей бюджетной сферы. Их главные цели, уверен Владимир Яковлев:
“способствовать сокращению ответственности государства за положение дел в этих отраслях, за обеспечение реализации конституционных прав граждан на образование, медицинское обслуживание, доступ к культурным ценностям на всей территории России;
минимизировать бюджетные расходы на содержание учреждений социальной сферы, в том числе за счет сокращения сети этих учреждений, численности работающих в них;
передать субъектам РФ и муниципалитетам максимум полномочий и ответственности по финансированию расходов на содержание учреждений бюджетной сферы без сохранения минимальных государственных гарантий по уровням оплаты труда и без принятия мер по финансовому обеспечению передаваемых полномочий”.
Последнее по времени “правительственное новшество” – законопроект Минэкономразвития РФ о замене статуса учреждения на специализированную государственную некоммерческую организацию. Реализация этого законопроекта предполагает снятие субсидиарной ответственности государства за школу, больницу, дворец культуры, открывает путь к банкротству учреждений социальной сферы, позволяет извлекать прибыль. В конечном итоге все это приведет к расширению платности в сфере образования, здравоохранения. К сожалению, Минэкономразвития РФ не желает знакомить с этим документом профсоюзы.
Основные бои сегодня развернулись вокруг Концепции реформирования системы оплаты труда. Владимир Михайлович подробно объяснил позицию профсоюзов бюджетной сферы по этому вопросу: “Ассоциация выразила категорическое несогласие с рядом принципиальных позиций проекта Концепции реформирования системы оплаты труда работников организаций бюджетной сферы, подготовленного Минтрудом России, главными из которых являются: передача всех полномочий по определению уровней оплаты труда работников бюджетной сферы субъектам РФ и муниципальным образованиям, в том числе по установлению систем оплаты труда и сроков индексации, исходя из имеющихся финансовых средств, и отказ от устанавливаемых на федеральном уровне минимальных государственных гарантий по размерам заработной платы. В спешке, без денег, в условиях отсутствия государственной политики в вопросах оплаты труда, предлагается очередная реформа, затрагивающая жизненные интересы 15 миллионов работников.
Представители правительства, в том числе министр труда А. Починок, фактически дезинформируют общество, постоянно заявляя в СМИ о том, что введение отраслевых систем оплаты труда позволит значительно улучшить материальное положение основных категорий работников. Это не так.
Предлагаемое введение новой системы исчисления заработной платы одновременно с крайне незначительным увеличением в 2003 году размера финансирования расходов на заработную плату (на 33 %), по нашему мнению, не позволит создать оптимальные отраслевые системы оплаты труда, способствующие повышению эффективности и качества труда в отраслях бюджетной сферы, и неизбежно будет иметь негативные последствия, в том числе, как мы уже говорили – в среднем реальный жизненный уровень снизится на 7 %. Введение новых систем оплаты труда в условиях, когда не решены проблемы межбюджетных отношений, не обеспечены возможности достаточного финансирования бюджетных учреждений, неизбежно скажется на квалификации работников, качестве оказываемых услуг в депрессивных регионах, сделает недоступными для граждан многие услуги, требующие высокой квалификации работников.
Сегодня важно общими усилиями противостоять возможному одобрению или согласию по умолчанию с предложенной Концепцией администрациями субъектов РФ; важно преодолеть разобщенность в действиях профсоюзных организаций в территориях, и, в первую очередь, определиться с возможными коллективными действиями, направленными на недопущение принятия Концепции, содержащей прямую угрозу реализации конституционных гарантий граждан в вопросах образования, здравоохранения, культуры, ущемляющей права работников бюджетной сферы.
На заседании президиума наш профсоюз принял решение – если наши доводы не услышат, готовить в феврале 2003 года акцию”.
Владимир Яковлев пригласил коллег из профсоюзов здравоохранения и культуры направить в адрес парламентских слушаний “О проекте Концепции реформирования системы оплаты труда работников организаций бюджетной сферы (в части образования)”, которые Комитет Госдумы РФ по образованию и науке запланировал на 14 января 2003 г., мнение своих территориальных организаций об отношении к Концепции, а также посоветовал предложить своим профильным комитетам Госдумы тоже провести подобные слушания.
Парламентские слушания, посвященные Концепции реформирования оплаты труда, важно провести всем вместе еще и потому, что важно показать обществу и власти – члены Ассоциации выступают единым фронтом. Владимир Яковлев: “Мы обязаны объединить наши усилия, иначе поодиночке нам будет гораздо сложнее защищать интересы наших членов профсоюза. Не нужно делать такие подарки власти – ее очень не устраивает скоординированность наших действий”.
Важная отрасль работы трех дружественных профсоюзов касается законопроектов, вносимых в Госдуму: “Постоянно, из года в год, Правительство РФ вносит в Государственную Думу РФ законопроекты с предложениями об отмене или приостановке действия ряда важнейших норм действующего законодательства в сфере образования, здравоохранения, культуры, связанных с финансированием учреждений, оплатой труда учителей, врачей, работников культуры, социальной защитой студентов, аспирантов и, опираясь на послушное большинство депутатов, достаточно легко претворяет их в жизнь”.
К сожалению, к числу фракций Государственной Думы, члены которой зачастую голосуют за законы, негативно сказывающиеся на бюджетной сфере, ее работниках, относится и “Единая Россия”, с которой ФНПР планирует заключение соглашения.
Задачи на будущее Владимир Михайлович Яковлев сформулировал лаконично и четко: “Мы уверены, что образование, здравоохранение, культура должны оставаться в ведении государственной власти, что позволит обеспечить конституционные гарантии прав граждан России на образование, здравоохранение, культуру. И нам необходимо добиваться изменения отношения власти к этим социально значимым сферам. Добиться улучшения положения работников, сохранения государственных гарантий можно только на основе укрепления единства Ассоциации, развития и укрепления ее региональных структур, широкой информационной и разъяснительной работы в коллективах учреждений бюджетных отраслей”.
Хватит говорить,
пора действовать
Концепцию реформирования системы оплаты труда не поддержал никто из выступавших на съезде – ни медики, ни учителя, ни работники культуры. Наоборот, собрание представителей профсоюзов трех бюджетных отраслей показало – отношение к правительственному проекту резко отрицательное. Выступающие спокойно, аргументированно доказывали, почему концепцию ни в коем случае нельзя принимать.
Людмила ДЕВОТЧЕНКО, врач “скорой помощи”, Санкт-Петербург: “В этой концепции заложено, во-первых, растащить нас, бюджетников, по отраслям, во-вторых, не будет никакого повышения благосостояния. Заявлено, что в октябре 2003 года произойдет якобы повышение зарплаты относительно прожиточного минимума, роста цен. Но никакого повышения не будет. Это обман”. Людмила Николаевна напомнила о том, с чем сталкивается практически каждый, обратившийся в систему здравоохранения, – без подарка нельзя подойти ни в врачу, ни к медсестре. Молодые доктора и сестры, с горечью говорила Людмила Девотченко, уже просто-напросто занимаются вымогательством. А разве не похожая ситуация в образовании? Виной тому – низкая зарплата. Конечно, никакого новогоднего настроения у медиков нет. Чему радоваться? Люди думают только о том, как заработать на стороне. “В докладе говорилось, что правительство не хочет для нас искать средства. Что значит не хочет? Деньги есть. В прессе я читаю информацию о том, что разворовываются миллиарды долларов, и при этом понимаю, что в моем кармане нет рубля лишнего до зарплаты”. Конечно, о моральном аспекте проблемы не приходится говорить, когда человек не может обеспечить себя и свою семью хлебом насущным. И все же… Николай ТИМОФЕЕВ, председатель Саратовского обкома Профсоюзова работников образования: “Я отец, у меня два сына, оба учителя. Эти несчастные учителя женились на учительницах. И дело даже не в том, что денег нет, а в том, какой моральный ущерб нанесен душам. Они учились, получили высшее образование для того, чтобы прозябать в нищете. Этого допустить нельзя”.
Еще хуже ситуация в сфере культуры. Печально известные копеечные зарплаты библиотечных работников не повысятся с принятием концепции. Председатель Липецкого обкома профсоюза работников культуры Клавдия КОПЕНКИНА: “Мы пишем в постановлении, что необходимо сохранить двадцатипятипроцентную надбавку работникам здравоохранения, культуры, народного образования, работающим на селе. Но сегодня работники культуры, в частности библиотекари городов и поселков, унижены больше, чем сельские бюджетники. Если для сельских работников есть двадцатипятипроцентная надбавка, им оплачиваются коммунальные услуги, то библиотекарь города или поселка, если не решен вопрос на договорных началах с муниципалитетами, получают 800-1000 рублей. Это немыслимо! Эти проблемы, конечно, нам надо решать сообща, всем трем отраслевым профсоюзам”.
Концепция, отмечали выступавшие на съезде Ассоциации, не только сырая, неподготовленная, бесперспективная. Она способна навредить бюджетной сфере страны, потому что совершенно не учитывает существующие реалии. Прав саратовский лидер обкома Профсоюза народного образования и науки Николай Тимофеев: “Эта концепция – не что иное, как уход государства от ответственности за бюджетную сферу. Меня возмущает – по версии авторов концепции, органы местного самоуправления уже обеспечены собственными источниками доходов и правом самостоятельно определять направления их расходования. У нас в Саратовской области 39 районов и городов. Более половины из них, в том числе Саратов, областной центр, получают дотацию. О каких самостоятельных источниках в сельской местности идет речь? Просто желаемое выдают за действительное”.
Чтобы не позволить концепции наделать бед, профсоюз должен выступать против неразумных действий правительства России вместе с региональными властями. Серьезное препятствие для этого – отсутствие проекта концепции у губернаторов и законодателей. По официальным каналам документ не дошел, а в интернете, как справедливо заметил Владимир Михайлович Яковлев, губернатор концепцию искать не будет. Хотя текст проекта есть и на сайте Профсоюза работников народного образования и науки, и на сайте Министерства труда. В тех регионах, где о концепции узнали, власти находятся в недоумении. Александр ШЛЫКОВ, главный врач городской больницы N16 г. Воронежа, член ЦК профсоюза работников здравоохранения: “Буквально две недели назад у нас состоялась встреча с губернатором Воронежской области. Губернатор проанализировал состояние дел и откровенно сказал, что реализовать эту концепцию на территории области невозможно. Финансовая база не позволяет. Таких регионов в России много”.
Тем не менее существует вполне реальная опасность, что в регионах концепцию, не долго думая, просто “примут к сведению” и начнут послушно воплощать в жизнь. Об этом говорил председатель Ярославской областной организации профсоюза работников здравоохранения Юрий ГАНЕЛИН: “Наша губерния – донор. Но внутри губернии 14 территорий – дотационные районы. Губерния выходит с новым бюджетом на 2003 год с дефицитом 700 млн. рублей. Когда мы встречались с губернатором, мы говорили с ним о концепции и поняли, что власть на местах не знает, как с ней работать, департаменты здравоохранения тоже не знают. Они отвечают: что будет предложено, то и будем делать. Средства в бюджетах для увеличения зарплаты на будущий год, я уверен, нигде сегодня не заложены”.
В этой ситуации главная задача профсоюзов – донести информацию о новом проекте до общественности, губернаторов, Президента РФ. Участники съезда убеждены – необходимо принять обращение к премьеру, к президенту. А если голос профсоюзов не будет услышан, придется пойти на непопулярные для правительства меры, такие, как пикетирование.
Председатель профсоюза работников здравоохранения РФ Михаил КУЗЬМЕНКО: “Ассоциация вправе принять решение об акции протеста. Мы должны предъявить свои требования, разговаривать и с Матвиенко, и с депутатами, и с нашими комитетами в Госдуме. Хватит говорить, пора уже нам всем действовать”.
Председатель Алтайской краевой организации российского профсоюза работников культуры Сергей КОРМИН добавил: “Мы рассмотрели документ на нашей региональной Ассоциации, и у нас выработалось единое мнение – надо активнее, жестче выступать по данной концепции. Меры надо принимать быстрее, иначе мы можем опоздать. Ведь Починок – специалист по развалу”.
А председатель Тверской областной организации профсоюза работников здравоохранения Светлана ДЬЯКОНОВА считает, что, обсуждая концепцию, надо не забывать о насущных проблемах: “Мне кажется, концепция – это сознательное отвлечение бюджетников от нашего основного вопроса. Сейчас нам надо все-таки настаивать на основном требовании – повышении зарплаты в ближайшее время, учитывая рост цен на коммунальные услуги. У нас просто не на что народу жить. Надо требовать и повышения стипендий. У меня предложение – принять сегодня решение о повышении заработной платы бюджетникам в ближайшее время”.
Путевка не по карману
Выступление Татьяны ПЕТРЕНКО, председателя комиссии по защите прав работников санаторно-курортной системы, было коротким и, казалось бы, частным. Татьяна Афанасьевна зачитала обращение к председателю Правительства России комиссии и правления “Роскурорта”, а также главных врачей ряда курортных регионов России о положении дел в санаторно-курортной системе. И всем стало понятно, что ситуация в санаториях и домах отдыха сложилась действительно критическая. Какой уж там частный вопрос, если в отечественных здравницах на Черноморском побережье, в комплексе Кавказских Минеральных Вод практически не осталось отдыхающих – путевка многим не по карману. А лечиться и отдыхать за счет средств социального страхования стало намного сложнее. 1 января 2001 года был введен единый социальный налог. А в 2002 году средства, выделяемые Фондом социального страхования РФ на санаторно-курортное лечение трудящихся и членов их семей, сократились в два раза. Цепочка событий выстраивается такая: курорты и санатории пустуют – уменьшаются поступления налогов в бюджет – наносится непоправимый экономический ущерб регионам, где расположены санаторно-курортные учреждения. Это проблемы дня сегодняшнего. А завтра они усугубятся. Татьяна Петренко: “Все это может привести к закрытию ряда санаторно-курортных учреждений, возникновению безработицы в санаторно-курортной сфере. До сих пор отсутствует концепция государственной политики санаторно-курортной и оздоровительной деятельности. Действующие в настоящее время законы и другие нормативные акты, регулирующие использование санаторно-курортного комплекса, имеют общий характер. В условиях низкого жизненного уровня значительной части населения страны такая ситуация обязательно скажется на здоровье людей”.
Участники собрания представителей профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ поддержали обращение к председателю Правительства РФ о положении дел в санаторно-курортной системе.
Оксана РОДИОНОВА
Комментарии