search
main
0

Мы рычим, как львы! Формирование элементарных навыков звукового анализа в коррекционной школе VIII вида на начальных этапах обучения (1-4-е классы)

В структуре дефекта интеллектуальной недостаточности один из ведущих симптомов – нарушение речевого развития. Речь страдает как целостная функциональная система, нарушаются все ее компоненты: фонетическая сторона, фонематические процессы, лексические средства, грамматический строй. Поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом, работа ведется последовательно и поэтапно.

Одно из важнейших направлений в системе логопедической коррекции – работа по формированию навыков звукового анализа, развивающихся на базе фонематических процессов. Особенно важно формировать начальные навыки звукового анализа у учащихся первого класса, поскольку именно на данном этапе закладывается база для овладения письменной речью.Как показывает практика, многие дети с нарушением интеллектуального развития с трудом усваивают такие понятия, как гласные и согласные звуки, звонкость/глухость и твердость/мягкость согласных, и даже на более поздних этапах обучения продолжают испытывать трудности в определении и дифференциации данных категорий. Это обусловлено тем, что помимо имеющихся нарушений речевого и психического развития у первоклассников преобладает наглядно-образное, а у некоторых и наглядно-действенное мышление; ведущим видом деятельности является игра, а ребенку при этом приходится усваивать довольно много абстрактного, непонятного для него материала.Для решения данной проблемы была разработана система, способствующая овладению элементарными базовыми понятиями, такими как «звук», «буква», «гласные и согласные звуки», «звонкость/глухость» и «твердость/мягкость» согласных, «слог», «слово» (звукослоговой состав слова).В работе выделяется четыре этапа, которые представлены в виде серии логопедических сказок с элементами практических упражнений. Такая форма облегчает усвоение терминов и процесс формирования умений и навыков звукового и звукослогового анализа, а также повышает мотивацию к дальнейшей работе.Новизна и актуальность предлагаемого материала заключаются в том, что логопедические сказки имеют одну сюжетную линию, содержат причинно-следственные связи.Этапы работы1-й этап (подготовительный)Первая серия логопедических сказок позволяет учащимся подробно и доступно ознакомиться с процессом звукопроизводства. Главные герои – Воздушная Струя, Голос и Веселый Язычок.Детям предлагаются задания, выполняя которые, они учатся управлять воздушной струей и голосом, подробно знакомятся с органами артикуляции. Широко используется опора на зрительный и тактильный анализаторы, схемы и пиктограммы.Примерные тексты сказок и упражнений в приложении 1.На этом же этапе ведется работа по развитию фонематических процессов на материале неречевых звуков.Данный этап совпадает с добукварным периодом обучения грамоте. Дети учатся выполнять различные артикуляционные упражнения, создавать и удерживать базовые артикуляционные позы.Таким образом, к окончанию первого этапа у ребят развиваются умения управлять воздушной струей, голосом и органами артикуляции; формируется кинестетическая база, что облегчает процесс усвоения звуков и букв и создает предпосылки к формированию понятий – «гласные» и «согласные звуки», звонкость и глухость согласных.2-й этапВторая серия сказок посвящена формированию и дифференциации понятий «гласные» и «согласные звуки». Основа усвоения данных понятий – зависимость типа звуков от наличия или отсутствия преграды на пути воздушной струи.Учащиеся подробно анализируют способы образования звуков, наличие и отсутствие преграды, а также узнают, какие артикуляционные органы создают преграду (это поможет в последующем анализировать группы согласных звуков и место их образования).Вводится понятие «буква».Примерные тексты сказок и упражнений в приложении 2.Начинается работа по развитию фонематических процессов на вербальном материале (на уровне гласных звуков).Если данный этап опережает начало букварного периода обучения грамоте, то термины «гласные» и «согласные звуки» можно опустить, а ограничиться лишь практической выработкой умения определять тип звука.К окончанию второго этапа работы учащиеся овладевают понятиями «гласные», «согласные звуки» и умением их дифференцировать.3-й этапЗадачи третьей серии логопедических сказок – формирование понятий о звонкости/глухости и твердости/мягкости согласных звуков, а также представлений о группах согласных звуков (свистящие, шипящие, соноры).На основе взаимодействия все тех же главных героев сказки (Воздушная Струя, Голос, Веселый Язычок) учащиеся знакомятся со способами образования звонких и глухих согласных, характером произнесения звуков. Овладевают приемами определения звонкости/глухости согласных, подробно анализируют причины, от которых зависит их отнесенность к той или иной категории.Дается понятие о группах согласных звуков.Примерные тексты сказок и упражнений в приложении 3.Ведется активная работа по развитию фонематических процессов.По окончании третьего этапа учащиеся усваивают понятия «звонкость/глухость» и «твердость/мягкость согласных», приобретают умения анализировать звуки, давать им характеристику по месту и способу образования.4-й этапЧетвертая серия сказок затрагивает понятия «слог» и «слово». Основная задача данного этапа – формирование представлений о звукослоговом составе слова и начальных навыков звукового анализа.Здесь широко используются хорошо знакомые и любимые детьми сказочные сюжеты.- Игра на основе сказки «Теремок», где главными героями становятся не звери, а звуки и буквы. Каждый звук, постучавшись в Теремок, должен назвать себя и дать себе характеристику. Звуки, уже находящиеся в Теремке, прежде чем впустить нового героя, просят его выполнить различные задания, связанные со звукобуквенным и звукослоговым анализом и синтезом. Героями сказки могут стать также слоги. Окончанием сюжета должно стать составление слова.Игра на основе сказки «Репка». Принцип построения тот же, что и в игре «Теремок». Главные герои – звуки или слоги. Цель – составление слова.Игра на основе сказки «Колобок». Главный герой – звук или слог, который встречает на своем пути другие звуки и слоги. Герои могут либо дружить (составлять слоги, слова), либо ссориться (образовывать новые слова путем перестановки, замены, добавления или опускания звука или слога).В дальнейшем такие игры можно проводить в рамках работы над предложением, главными героями сделать слова, а не слоги и звуки.Применение в коррекционной работе таких приемов ценно еще и тем, что позволяет охватить сразу несколько структурных компонентов речевого развития: фонематические процессы и звуковой анализ (при выполнении основных заданий), мелодико-интонационную и просодическую стороны речи (различные интонация, темп и модуляция голоса при построении диалогов), звукопроизношение (если в сказке участвуют дети, находящиеся на этапе автоматизации какого-либо звука), а также коммуникативные умения.Сказочным сюжетам, если есть возможность и время, можно посвятить целое занятие, при этом использовать декорации, элементы костюмов, расширить сюжет, усложнить, разнообразить и увеличить количество заданий. А если возможности нет, применить как этап занятия и ограничиться предметной наглядностью, даже в такой форме они не теряют своей эффективности и привлекательности для детей.На протяжении всей работы каждый вновь появляющийся термин, новое понятие сопровождаются опорными символами, схемами и пиктограммами, которые активно используются и в последующей работе по коррекции дисграфии.Таким образом, по завершении четвертого этапа работы ученики усваивают специальную терминологию и овладевают элементарными навыками звукового и звукослогового анализа.​Ирина КРАСИЛЬНИКОВА, учитель-логопед новоуральской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы №50 Свердловской области, победитель XIV Всероссийского конкурса «Сто друзей»Приложение 3Логопедические сказки (примерные тексты и упражнения)Звонкие и глухие согласныеОднажды Голос немного заболел… И не смог пойти гулять с Воздушной Струей… Погоревала Воздушная Струя, но делать нечего, нельзя забывать о своих обязанностях, ведь так хочется поговорить ребятам. И вышла она на этот раз без Голоса…Странно получилось, непонятно немного, непривычно… Думала она сначала, что совсем не получится у нее ничего без Голоса, и Язычок еще опять ей преград наставил… Но, как ни странно, звуки все равно получались, только тихие-тихие очень, как будто глухие…Давайте и мы попробуем произнести звуки без голоса.Понравилось этим звукам такими быть, и попросили они оставить их. Подумали-подумали Воздушная Струя и Голос и решили, что пускай остаются, раз им так хочется, так даже интереснее будет. И Голос хоть иногда отдохнуть сможет, а то любят его ребята до усталости доводить криками да визгами.Только Веселый Язычок не совсем с ними согласился, решил, что раз уж Голос дома остается, то и Воздушной Струе на прогулке делать нечего, поэтому и преграды ставить начал, когда она без Голоса выходила. А это значит – какие звуки получались? Гласные или согласные?С тех пор начала Воздушная Струя не только с Голосом, но и без Голоса на прогулку выходить, несмотря на препятствия. Так стали получаться глухие звуки.Когда Воздушная Струя с Голосом выходит, получаются звонкие согласные, а когда без Голоса, получаются глухие согласные. Голос в это время спит, даже не шевелится совсем. Давайте это проверим.Упражнения в произнесении звонких и глухих согласных, определение работы голоса.Твердые и мягкие согласныеКак вы уже знаете, звуки согласные разные у нас бывают – звонкие и глухие. Но не только это их отличает.Оказывается, что характер у них тоже меняться может! То они, как орехи, твердые становятся – поди-ка раскуси… А иногда ну такие мягкие, ласковые, прямо как облачко на небе, так и хочется на нем полежать!Вот послушайте…Анализ твердого и мягкого вариантов произношения звуков.Давайте мы с вами тоже попробуем согласным звукам характер поменять.Выполнение упражнений на дифференциацию твердых и мягких согласных:- опознание на слух;- выделение в словах;- выделение слов с мягкими согласными.Как звуки на группы поделилисьЖивут-поживают звуки согласные, горя не знают. Но случилось однажды, что начали они между собой ссориться.Никто уже и не помнит, из-за чего спор разгорелся, да только никак успокоиться не могут. Только и слышно со всех сторон: «Я главнее!», «Нет, мы главнее!»…Что делать? Пришлось опять Воздушной Струе за помощью к доброй волшебнице обращаться.Пришла добрая волшебница к согласным звукам и выяснила, что надумали они, оказывается, главными кого-нибудь назначить, а кого – решить не могут…Одни говорят: «Мы рычим, как львы! Мы главнее!» Другие кричат: «Мы свистим, как соловьи-разбойники! Мы важнее!» Третьи шипят: «Мы, как змеи, можем! Мы страшнее!» Что делать?Удалось рассудить их доброй волшебнице. Сказала она им: «Все вы, звуки, – и главные, и важные! Только все – по-своему! Вот вы, которые шипите, будете шипящими называться, в этой группе главными станете. Вы, которые свистите, свистящими, и у себя в группе командуйте, ну а вы, которые рычите, – сонорными будете…»Понравилось это согласным звукам, согласились они и помирились снова.А мы с вами давайте тоже разберемся, что за группы это, на которые волшебница добрая поделила звуки.Анализ согласных, дифференциация по группам.Приложения 1, 2, 4 опубликованы на сайте «Учительской газеты» www.ug.ru/method_article/510

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте