search
main
0

Мы – Россия, и этим все сказано

Фундаментальная наука не может подстраиваться под спрос на рынке, астрономия не может быть рыночной и не рыночной, закон всемирного тяготения не имеет цены, убежден ректор МГУ им. Ломоносова академик Виктор Садовничий.
Наша система образования – одна из лучших в мире, это утверждение не только справедливо, но и подтверждено многими фактами. Например, тем, что дипломы наших ведущих вузов признаются в мире, что ведется охота за нашими “умами”. Но все это, конечно, не означает, что наша система не должна меняться. Весь вопрос в том – как.
Болонская декларация предлагает ввести двухступенчатую систему высшего образования. Первая ступень – бакалавр со сроком обучения 3 года – “должна быть востребованной на европейском рынке труда как квалификация соответствующего уровня”. Вторая – предполагает магистратуру 1-2 года, а затем защиту диссертации с получением степени доктора философии. Для нас такие предложения не новость. В технических вузах России готовят выпускников за четыре – шесть лет, мы в МГУ тоже хотели ввести четырехлетнее обучение бакалавров, но студенты, изучающие точные и естественные науки, этому воспротивились – они хотят стать магистрами, получить углубленную подготовку по специальности. То, что мы предпринимаем, свидетельствует: в нашей стране нет противников интеграции России в международное образовательное пространство, но мы также понимаем, что этот процесс должен быть двухсторонним, ведь зарубежным коллегам есть что взять в отечественном вузовском опыте. Мы понимаем и другое: Россия должна защищать свои интересы в области высшего образования. Мы не должны уходить из тех секторов международного рынка образования, где Россия вполне конкурентоспособна, мы не должны понижать свое естественно-научное образование, свертывать научные исследования в университетах. Сдав свои позиции на международном рынке образования, мы, как говорил Талейран, совершим “хуже, чем преступление”, мы совершим “ошибку”.
Цель Болонской декларации – “повышение конкурентоспособности европейского высшего образования” в секторе иностранных студентов. Все дело, конечно, в Америке, где ежегодный доход от обучения иностранных студентов составляет 11 миллиардов долларов. В Европе таких доходов нет. По оценкам демографов, через 25 лет недостаток трудоспособного населения в Европе может превысить 160 млн. человек. По разным оценкам, в Европу в послевоенное время из Африки и Азии переехали 18-20 млн. человек, этот процесс эмиграции стремительно нарастает, поэтому система образования Европы стремится учитывать этот процесс, вводя трехлетнее высшее образование.
У России есть своя ниша для потенциальных студентов. Только в МГУ учатся 500 японцев, 700 китайцев, много студентов из других стран – СНГ, Юго-Восточной Азии, Ближнего и Среднего Востока. К нам стремятся приехать на учебу и европейцы – обучение в России обходится им дешевле, чем в европейских университетах ранга МГУ. Если мы разумно организуем на государственном уровне взаимодействие нашей высшей школы с высшими школами разных стран и регионов, то существенно динамизируем и расширим участие России в студенческой и преподавательской мобильности как в Европе, так и в мире, причем с немалой выгодой для себя. Мы провели переговоры практически со всеми ректорами ведущих университетов СНГ, нас поддерживают ректоры университетов Китая, Японии, Азии. Что мы предлагаем? Предлагаем, сформулировав наши общие принципы фундаментального образования, подписать летом Московскую декларацию, объединяющую наши усилия в образовательном сообществе. Думаю, эта декларация будет связана с предыдущими декларациями, но построим мы ее на других принципах. Я остро ощущаю, как тянутся к нам наши соседи-государства, как они хотят с нами сотрудничать – мы не можем и не должны от этого отказываться.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте