Делегаты съезда ректоров с большим нетерпением ожидали выступления Президента России Дмитрия Медведева. Ведь в высшей школе столько острых, трудно решаемых проблем, что порой кажется – только вмешательство первого руководителя государства поможет все расставить по своим местам. В какой мере Дмитрий Медведев оправдал ожидания ректоров, можно судить по его речи, которую мы приводим с сокращениями.
В повестке дня съезда – очень серьезный вопрос: стратегия развития высшей школы и, конечно же, те насущные проблемы высших учебных заведений, которые актуальны сегодня, особенно в сложившейся экономической ситуации.
Полтора месяца назад мною был дан ряд поручений, связанных с поддержкой системы высшего профессионального образования, российского студенчества и трудоустройства выпускников высшей школы. Одна из этих инициатив была связана с возможностью для студентов, обучающихся за плату, и хорошо успевающих студентов переходить на бюджетные места.
По моему поручению Министерство образования и науки подготовило соответствующие рекомендации вузам. И по тем подсчетам, которые сегодня сделали эксперты, в этом году на вакантные бюджетные места могут быть переведены около 25 тысяч студентов, конечно, при конструктивной позиции, которая будет проявлена руководством высших учебных заведений. Это немаленькая цифра, даже несмотря на то, что у нас очень значительный отряд студенчества в целом.
Есть ответ и на мою рекомендацию не повышать плату за обучение. По той информации, которую предоставило Министерство образования и науки, более 300 вузов уже приняли решение зафиксировать плату в рублях для тех, кто сегодня учится, на весь период обучения. Надеюсь, что, несмотря на такое чувствительное заведомое уменьшение доходов, эту позицию разделят и другие высшие учебные заведения.
Уже в ближайшее время правительство должно выпустить документы, которые облегчат получение льготных кредитов на образовательную тематику. Проценты по этим кредитам будут минимальные, а возврат возможен после того, как студент окончит высшее учебное заведение и устроится на работу. Под минимальными процентами имеется в виду возможность за счет бюджета субсидировать часть кредитной ставки в размере трех четвертей ставки рефинансирования Центрального банка России, а также возможность возмещения банку невозвращенных сумм в размере до 20 процентов выданных кредитов. Таким образом, поручителем по таким кредитным сделкам выступит само государство. Но условием его получения, естественно, должна быть хорошая успеваемость.
Понятно и то, что в этом году выпускникам будет непросто устроиться на работу. Чтобы поддержать их, подготовлены меры по переподготовке по более востребованным специальностям, по увеличению бюджетного приема в магистратуру и аспирантуру. При этом в магистратуре число бюджетных мест может увеличиться до 34 тысяч, а в аспирантуре – до 29 тысяч. Увеличение аспирантских и магистерских мест не должно сказаться на качестве образования, потому как количество не всегда, мы знаем, переходит в качество. Об этом тоже нужно подумать.
В Государственную Думу внесен законопроект, который предусматривает возможность для образовательных и научных организаций создавать малые предприятия. Это то, о чем мы неоднократно говорили в ходе встреч с ректорским корпусом, со студенчеством. Фактически появятся новые возможности для того, чтобы заниматься коммерциализацией интеллектуального потенциала высшей школы. Такие малые предприятия, по экспертным оценкам, могут дать до 30 тысяч рабочих мест, в том числе мест, связанных с высокотехнологичными услугами, выпуском высокотехнологичной продукции.
Еще задолго до кризиса ставилась задача выпуска действительно квалифицированных специалистов – людей, которые способны создавать и внедрять современные технологии, способствовать интеграции науки, образования и производства в целях развития инноваций. Поэтому я считаю такой закон абсолютно востребованным. Посмотрим, к каким результатам он приведет.
Отмечу также, что уже определены правовые условия формирования федеральных и национальных исследовательских университетов. По сути, та работа, которая была начата в рамках национального проекта «Образование», теперь должна продолжаться не на экспериментальном уровне, а в повседневном режиме. Напомню, что в рамках национального проекта значительные средства получили 57 вузов, которые победили в конкурсе инновационных образовательных программ. Это позволило провести модернизацию и собственно учебного процесса, и технологических возможностей университетов. Многие из них я посетил именно в тот период, когда они получали гранты. Безусловно, важно было и то, что университеты получили возможность создавать собственные программы и предлагать нестандартные решения.
Не буду скрывать, сегодня достаточное количество вузов не отвечает высоким требованиям к качеству обучения и исследовательских работ, тем требованиям, которые предъявляет нам сегодня и повестка дня, и экономика, и текущая кризисная ситуация. Подчеркну, что, несмотря на все эти сложности, мы обязаны максимально приближать образовательные программы и специальности к перспективам развития рынка труда, ориентировать работу всей высшей школы на самые современные, самые передовые модели развития экономики и социальной сферы.
Логика развития национального проекта «Образование» привела к появлению еще одной модели, которая в пилотном варианте получила наименование национальных исследовательских университетов. Два таких университета действуют, и к решению задачи создания целой сети национальных исследовательских университетов мы, по сути, уже приступили.
В этом году по результатам конкурса целому ряду университетов будет присвоена именно эта категория, а победители получат средства на модернизацию инфраструктуры, современное оснащение научных работ, аудиторного фонда.
Напомню, что, несмотря на финансовые проблемы, средства на 2009 год на эти цели в бюджете предусмотрены. И финансовый кризис не должен вести к сворачиванию такого рода программ, как и вообще программ, которые показали свою эффективность за последнее время.
Мы действовали в рамках национального проекта, развивали его не для того, чтобы из-за временных финансовых трудностей все это погубить и опять оказаться в ситуации середины 90-х годов. Это недопустимо.
Подчеркну также, что стремление к творчеству, к новому содержанию образования – это неотъемлемая часть стратегии развития высшей школы на годы вперед.
Хотел бы еще несколько слов сказать о развитии законодательства в образовании. За последние годы в этой сфере появилось довольно значительное число нововведений. В условиях идущей модернизации высшей школы такого рода новеллы естественны. С другой стороны, образовательный цикл по своей природе носит длительный характер, и в конечном счете мы должны сформировать прочную современную нормативную базу, которая не должна подвергаться конъюнктурным изменениям – к этому нужно во всяком случае стремиться.
Не так недавно, когда я посещал Испанию, в Мадриде состоялась встреча ректоров российских, испанских и латиноамериканских университетов. Именно там мы вместе с коллегами говорили о так называемой образовательной мобильности, повышении квалификации педагогов, создании центров коллективного пользования уникальным оборудованием. Все это исключительно важно для полноценной интеграции нашей высшей школы в мировую образовательную систему, чтобы свободно обмениваться идеями, свободно обмениваться информацией. В этом смысле, несмотря на всю мою любовь к современным технологиям, к Интернету, я хотел бы сказать, что без личного общения, без возможности съездить к коллегам за границу, принять их у себя полноценная университетская жизнь невозможна. Конечно, электронные формы хороши, но обязательно нужно встречаться, общаться в традиционной манере.
Нынешний год объявлен в России Годом молодежи. В феврале этого года я впервые вручил премии Президента России для молодых ученых: это по-настоящему значимые премии и по статусу, и по размеру.
Были серьезно увеличены гранты президента для молодых кандидатов и докторов наук. В настоящее время практически подготовлено постановление об увеличении президентских стипендий студентам и аспирантам вузов. Причем речь идет о том, чтобы увеличить их количество (где-то до 2 тысяч), и о том, чтобы увеличить их размер в 2-3 раза.
В наших ближайших планах – проведение Госсовета по молодежной политике. Я рассчитываю на то, что и материалы работы съезда будут использованы в ходе подготовки Государственного совета по молодежной проблематике.
Слово «кризис» мы последнее время произносим очень часто, но, на мой взгляд, мы не должны прятаться за него. Помните известную булгаковскую фразу о разрухе, которая не в клозетах, а в головах? Вот и мы не должны сегодня говорить о кризисе для оправдания собственной неспособности решить какие-то элементарные проблемы. Мы должны использовать возможности, которые создают такие кризисные ситуации, для решения наиболее сложных вопросов, в том числе и тех, которые не решались годами. Меры по развитию образования сегодня ни в коем случае нельзя сводить к вопросам преодоления кризиса. Если мы скатимся к обсуждению того, как нам выжить, у нас не будет никакой перспективы.
Мы должны сохранить научные коллективы в университетах. Давайте вспомним, что происходило в начале 90-х годов. У меня это навсегда останется в памяти, потому что я тогда начинал собственную научно-педагогическую карьеру. Я помню и униженное положение преподавателей, и заработки, которые большинству преподавателей приходилось искать на стороне, и просто разговоры о перспективах российской высшей школы. Сейчас все-таки атмосфера другая. И мы должны думать о том, как использовать сегодняшнюю ситуацию.
За последнее время мы действительно кое-что сделали для развития образования. Наверное, многие из вас скажут, что сделали немного, это так. Но вряд ли кто-то скажет, что вообще ничего не делали. Все-таки национальный проект и ряд других решений, весьма значительные средства бюджета, которые направлялись и направляются в образование, – свидетельство того, что мы стали этим заниматься. Но это не значит, что все, что мы делали, в том числе и в законодательном плане, должно восприниматься как «священная корова». Это не значит, что мы не совершаем ошибок. Поэтому мы должны оценить, что было сделано, в том числе и в законодательном поле. И я предлагаю съезду ректоров подумать о том, что можно было бы изменить в сегодняшних правилах, касающихся организации высшей школы. Еще раз подчеркиваю: имею в виду не текущую ситуацию, а будущее.
Комментарии