Не секрет: в Москве живут представители разных народов. Отношения между ними – залог стабильности государства. От нас, педагогов, зависит многое, поэтому с таким вниманием мы восприняли то, что первую из своих программных статей Председатель Правительства РФ Владимир Путин посвятил межнациональным отношениям.
«Нам необходима стратегия национальной политики, основанная на гражданском патриотизме, – считает Владимир Владимирович. – Любой человек, живущий в нашей стране, не должен забывать о своей вере и этнической принадлежности. Но он должен прежде всего быть гражданином России и гордиться этим. Никто не имеет права ставить национальные и религиозные особенности выше законов государства. Однако при этом сами законы государства должны учитывать национальные и религиозные особенности». Собственно говоря, сказанное Путиным – то, чем мы руководствуемся и будем руководствоваться в своей работе. А работа эта сложна.Древние философы изрекали: «Трех вещей нужно избегать в жизни: ненависти, зависти и презрения». Руководствуясь этими правилами, педагогический коллектив нашей школы в тесном сотрудничестве с родителями и общественностью столицы старается решать задачи поликультурного образования и формирования бесконфликтной среды в многонациональной школе. Как показывает анализ практики, часто в образовательных учреждениях этот процесс идет стихийно. Для того чтобы сделать его целенаправленным, необходима специально организованная деятельность. В нашем Центре образования учатся дети – представители 27 национальностей. Многонационален и педагогический коллектив, поэтому для нас так важно создать в учреждении толерантную среду для протекания успешного поликультурного диалога.Школа как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей культуры межэтнического общения. Мы реализуем эти возможности как в процессе учебной, так и внеучебной деятельности. В образовательном пространстве Центра образования инновационной деятельностью охвачены все три ступени школы, в учебно-воспитательный процесс внедрены технология проектной деятельности, технология развития критического мышления, гуманно-личностная технология, игровые технологии.Игра как феномен культуры всегда занимала важное место в деятельности человека. «У ребенка есть страсть к игре, и ее надо удовлетворять, – советовал А.С.Макаренко. – Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь». В руках педагога игра может стать инструментом воспитания, приобщения ребенка к жизни общества. В связи с этим на базе нашего Центра образования было создано экспериментальное театральное объединение «Master», основная цель которого – оказание помощи школьникам в самопознании и саморазвитии, в максимальном раскрытии творческих возможностей и гармонизации процессов межнационального общения. Здесь дети занимаются актерским искусством, сценическим движением, вокалом, ораторским искусством, хореографией, изучают основы декоративно-прикладного искусства и грима. Участвуя в театрализованных постановках, дети знакомятся с окружающим миром, с национальными культурами других народов через образы, краски и звуки. Например, постановка сказок знакомит детей с историей народа, его бытом. Ребятам надолго запоминаются сыгранные ими спектакли, так как радость, полученная при подготовке спектакля и при его показе огромна, а впечатления неизгладимы. Умело поставленные вопросы во время репетиций побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Главное в деятельности экспериментального театрального объединения «Master» – не хорошо отрепетированный, зазубренный детьми спектакль, а навыки, полученные в ходе подготовки, творчество, проявленное детьми, стереотипы, модели поведения и взаимоотношений с представителями различных национальностей и культур, усвоенные ими.В настоящее время сущность понятий «образование» и «воспитание» претерпевает значительные изменения. Образование понимается не только как усвоение учащимся некой суммы знаний, но и как процесс формирования личности путем приобщения ее к культурно-историческому наследию. Для формирования этнокультурного мышления, толерантности недостаточно только информировать ребенка о разнообразных культурах и народах. Необходимо пробуждать в нем ощущение сопричастности, потребность в приобщении к культурному наследию других народов. Незаменимую роль в этом сложном психолого-педагогическом процессе играет школьный этнографический музей «Диалог культур», созданный в нашем учреждении еще в 1998 году. Экспозиция музея представляет собой уголки культуры народов разных национальностей – русской, татарской, украинской, азербайджанской, грузинской, башкирской, армянской и арабской. Все экспонаты нашего музея подлинные. Здесь и национальная одежда, и национальные музыкальные инструменты, и домашняя утварь, и игрушки, и народные костюмы, сочетающие удобство, вкус и красоту.Учащиеся-экскурсоводы с большим увлечением рассказывают о народных промыслах и ремеслах, об образе жизни и устном поэтическом творчестве разных народов. Для самых маленьких, впервые пришедших в музей, проводятся экскурсии-путешествия в историю отдельных вещей и традиционного быта в целом (история самовара, матрешки, прялки). Для учеников старших классов разработаны экскурсии в виде викторин: «Для каких целей служил данный предмет?», «Найди вещь по описанию», «Отгадай, о каком из предметов идет речь?».Актив музея регулярно пополняет его экспозицию, налаживая переписку и личные контакты с различными организациями и лицами, через тесные связи с родителями, бабушками и дедушками учащихся.В своей работе большое внимание мы уделяем гражданскому воспитанию, которое, с одной стороны, призвано формировать граждан с активной жизненной позицией, готовых толерантно относиться к существующим различиям в обществе, с другой – направлено на установление диалога в социуме и предупреждение этнических конфликтов. Для этого в рамках инновационной работы была разработана и внедрена в учебно-воспитательный процесс школы программа патриотического воспитания младших школьников «Учись у героев Отчизну хранить». Эта программа определяет содержание патриотического воспитания в образовательной среде начальной школы и направлена на формирование ценностно-смыслового компонента образа Родины у младших школьников посредством организации коллективной общественно значимой деятельности.В ходе реализации программы младшие школьники учатся приемам работы с документами и живыми свидетельствами участников событий, создавая рукотворный альбом историй из жизни прадедов во время войны – тех, кто был на фронте или трудился ради победы в тылу. Участие в этой поисково-исследовательской деятельности помогает детям лучше ощутить свою сопричастность с далекими событиями истории, учит с уважением относиться к старшему поколению, ныне живущим ветеранам войны и труда, ценить их верность боевым и трудовым традициям.Нельзя не отметить, что в ходе проведения программных мероприятий создается возможность приобщить детей к событиям военной истории их семей и всего народа нашего многонационального государства, рассказать ребятам, как люди разных национальностей плечом к плечу защищали свой общий отчий дом, свою Родину.Благодаря участию в данной программе дети младшего школьного возраста получают навыки решения социально значимых проблем в ходе реальной деятельности, когда участвуют в волонтерских акциях «Забота» и «Посылка воину». Эти акции ориентированы на формирование активной жизненной позиции и реализацию ее в общественно значимой деятельности, которая прививает ребятам навыки социального взаимодействия и творческого сотрудничества со взрослыми. Данная программа была удостоена гранта Москвы в сфере образования в 2010 году в номинации «Дидактика и методика воспитания».Воспитание новых поколений в духе межэтнической солидарности – длительный процесс, который осуществляется на протяжении всей жизни человека. Важная и нелегкая работа по закреплению и развитию, а порой и по коррекции сформированных в дошкольном возрасте чувств начинается в начальной школе.Сложность этой работы в том, что под неосознанные чувства и представления детей подводится фундамент научного знания, вследствие чего усложняется мировосприятие ребенка, обогащается его содержание, диапазон. Задача учителя в этих условиях заключается в том, чтобы, опираясь на высокую эмоциональность, впечатлительность и восприимчивость младших школьников, ознакомить их с многообразием народов, населяющих нашу страну, развить чувство дружелюбия к ним. Мы смогли решить эту задачу, реализовав в образовательной среде начальной школы проект «Дружная семья». Он представляет собой годовой цикл фольклорных праздников разных народов мира, сконцентрированных вокруг смены времен года. В рамках проектной деятельности учащиеся знакомились с народными праздниками, с историей народных костюмов, особенностями быта. С помощью родителей мы готовили костюмы и декорации к праздникам, разучивали народные песни и танцы. После проведения праздника «издательская группа» младших школьников оформляла страницы сборника традиций и обычаев народов мира. Готовясь к праздникам, дети больше времени проводили вместе, а значит, учились понимать и принимать товарищей. Зная, что от каждого из них зависит успех общего дела, дети чувствовали ответственность за свои действия, стремились помогать друг другу. А удачно проведенный праздник приносил радость и удовлетворение окружающим и самим участникам. Проект заслужил высокую оценку независимого общественного жюри округа и стал лауреатом ежегодной научно-практической конференции «Трансляция результатов экспериментально-инновационной деятельности ОУ по вопросам воспитания и социализации школьников «Поиск-2009». Проект мы выставляли и на IХ смотре-конкурсе образовательных учреждений участников движения «Москва на пути к культуре мира», где он получил диплом II степени.За годы инновационной работы мы реализовали циклы коллективных и индивидуальных проектов «Музейные маршруты», «Мы команда одного корабля», «Музыка-кудесница», «Такое разное папье-маше», «Секреты мастеров», «Клуб «Телебашня», «Чай – эликсир для здоровья», «Моя малая родина», «Игры народов мира», «По страницам сказок народов мира», «Костюмы народов мира», «Прялка – неизменная спутница русских женщин», «Этнос в солдатской шинели», «Московские храмы», «Игрушки дружной семьи», «Праздники дружной семьи». У нас разработана система занятий по литературе, художественному труду, изо, МХК и методические рекомендации к ним; созданы различные детские объединения, организована система туристско-краеведческой деятельности; разработаны модель школьного самоуправления и методика организации и проведения волонтерских акций («Забота», «Письмо ветерану», «Посылка воину»), составлена модель формирования культуры межэтнического общения школьников, разработаны методические рекомендации классным руководителям по организации психолого-педагогического просвещения родителей по проблемам воспитания толерантности у детей среднего и старшего школьного возраста.В течение нескольких лет психологическая служба нашего Центра образования проводит работу по формированию толерантных установок личности учащихся, их родителей и учителей. Разработаны цикл тренингов по формированию культуры межэтнического общения для учащихся и педагогов. Участие в такой деятельности ведет к позитивным изменениям в межнациональном общении и стимулирует творческий потенциал школьников и учителей.Есть в нашей школе и свои традиции. Ежегодно в ноябре проходят выставки детского творчества, посвященные международному Дню толерантности, ежегодно мы устраиваем парад национальных культур в рамках фестиваля «Дружная семья» с неизменным кулинарным конкурсом «Национальное блюдо».Инновационная деятельность существенно обогатила содержание и способствовала становлению уклада школьной жизни. Но вся эта работа не даст должного результата, если между школой и семьей не сложатся доверительные отношения, без которых невозможно обеспечить единство требований и добиться высоких результатов в развитии нравственных качеств детей. Очень часто именно родители сеют зерна национальной вражды, неприязни, даже не замечая этого. Нередко в семье говорят не о плохом человеке, неумелом работнике, а о «плохом» русском, еврее, узбеке. Дети впитывают такие националистические оценки родителей, воспринимают их негативное отношение к людям другой национальности. Недавние события на Манежной площади показали, что враждой взрослых заражаются и дети. Перевоспитать родителей педагог вряд ли сможет, но повлиять на характер взаимоотношений родителей с детьми, откорректировать их действия по отношению к ребенку и другим людям при проведении специальной работы возможно.Педагог-психолог нашего Центра образования разработал и внедрил в учебно-воспитательный процесс профилактическую программу занятий лектория для родителей «Школа толерантности». Основной упор в программе делается на вовлечение в совместную со школой деятельность родителей первоклассников, так как это дает им возможность сразу ознакомиться с особенностями взаимодействия различных культурно-этнических групп в школьном коллективе, тем самым предупреждая возможные конфликты в будущем. Внедрение в учебно-воспитательный процесс этой программы обеспечивает социальную и культурную адаптацию, а также интеграцию родителей мигрантов в столичное общество средствами образования.Проделана огромная работа, но наш педагогический коллектив не хочет останавливаться на достигнутом и готов двигаться дальше. Мы наметили перспективный план инновационной деятельности и надеемся, что сможем реализовать на практике все задуманное. Совсем недавно в школе проводился опрос. На вопрос «Есть ли среди ваших друзей представители других национальностей?» положительно ответили от 88% до 100% учащихся и 100% учителей, исследования выявили полное отсутствие влияния национальной принадлежности на статусное положение учеников в классе. Это лучшим образом доказывает успех реализации школьной концепции в достижении межэтнической толерантности.В «Маленьком принце» Антуана де Сент-Экзюпери есть такие слова: «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю». Мы часто повторяем их детям, потому что они, как нам кажется, выражают суть понятия «толерантность».Антонина ФОМИНЫХ, директор ЦО №1459;Ольга ГРАНСКАЯ, заместитель директора ЦО №1459
Комментарии