В США назвали 59-го национального учителя года. На этот раз американцы выбрали не совсем обычного преподавателя. Энтони Маллен – педагог специального образования из Гринвича (штат Коннектикут). Он работает в спецшколе для детей, имеющих эмоциональные и поведенческие проблемы. Многие ученики Энтони готовы хоть завтра забросить учебники. Главная задача американского учителя года – не допустить этого, причем он беспокоится не только о своих питомцах, но и о детях по всей стране…
о того как прийти в школу, Энтони 21 год проработал в полиции Нью-Йорка. Именно там он впервые познакомился с трудными подростками, которых немало в районах Вашингтон-Хайтс и Гарлеме. Будучи сотрудником отдела по борьбе с наркотиками, Маллен, как и его коллеги, сталкивался с наркобандами, в которые входят, к сожалению, и ребята. Полицейский сделал открытие: «Когда вы снимаете маску, которая на них надета, вы обнаруживаете просто 14-летнего подростка, который хочет быть подростком, а не наемным убийцей…»
Почему же все-таки Энтони Маллен сменил профессию? На это можно дать простой ответ – житейские обстоятельства так сложились. Он окончил колледж поздно, когда уже было за тридцать. Получал степень бакалавра искусств в университете Лонг-Айленда, так сказать, без отрыва от производства. Затем стал учиться на магистра. И наконец смог стать дипломированным учителем. Но настоящая причина, на мой взгляд, все же в другом. В одном из интервью Энтони объясняет, в чем разница между его старой и новой работой: «Вы сталкиваетесь с полицейским в кризисный момент, и он должен незамедлительно решить проблему. Учитель тоже имеет дело с кризисными ситуациями, но у него, к счастью, больше времени, чтобы помочь своим ученикам, сделать их жизнь лучше». Вот вам и разгадка – полицейского не устраивала эффективность его работы…
Итак, морально Энтони был готов к работе в школе. Не хватало разве что педагогических умений и навыков. В этом ему очень помогла учитель искусств школы в Блю Маунтин Дайана Рода. «У нее была какая-то магия в отношениях с детьми, – вспоминает Маллен. – Дайана Рода всегда объясняла мне, как на тот или иной педагогический прием смотрит ученик».
Школа, в которой работает Энтони Маллен, размещается в небольшом здании. В ней всего четыре крохотных класса. Но не место, как говорится, красит человека, вернее людей, которые там трудятся, самоотверженно возвращая «безнадежных» подростков к нормальной жизни. Каким образом? Они стараются дать своим ученикам не столько знания по предметам согласно программам и методикам, сколько те навыки и умения, которые обычно дети получают от родителей и которых так не хватает двоечникам и хулиганам, попавшим в спецшколу города Гринвича. «Наши ученики и сотрудники – как одна семья, в которой бывают радости, а бывают и ссоры… Наша школа – обучающее пространство. Это место, где подростки взрослеют, познают себя и, что еще важнее, узнают о нуждах других людей. Мы учим их тому, как стать хорошим человеком, даем общие сведения о жизни, социальные навыки», – рассказывает Энтони.
Методика у Энтони Маллена нехитрая – надо понимать детей, уметь их слушать, всегда быть готовым ответить на трудные вопросы. «В одном из своих выступлений я перефразировал наблюдение Толстого о природе несчастья: все счастливые люди счастливы одинаково, все несчастные несчастны по-своему. Эта мысль отражает состояние моих учеников. Они страдают от депрессии и раздвоения, на них давит жесткое расписание обычных школ. Мы не пытаемся быть психотерапевтами, психологами, мы просто раскрываем уши и слушаем. Даже самые грустные и погруженные в депрессию ребята, если дать им немного времени, поиграть с ними в футбол, начинают разговаривать с вами по-человечески, потому что они ищут ответы. Мы, учителя, стараемся совместно выработать решение – как сделать жизнь наших учеников немного ярче».
Пожалуй, главное, за что благодарны дети своему учителю, – он не повышает на них голос. Это обычная проблема непослушных ребят – их ругают, на них орут, даже визжат. И в семье мама с папой, и в классе учителя. И вдруг, очутившись в спецшколе, они понимают, что здесь никто на них не вызверяется, а наоборот, им хотят помочь. Энтони Маллен сделал открытие: все, что нужно его ученикам, – это прекратить хаос в своей жизни, водворить порядок. И еще они очень нуждаются в сочувствии…
Конечно, именно ребята больше всего радовались Хрустальному яблоку, которое получил их педагог. Для Энтони Маллена стало настоящим испытанием одно из условий конкурса: после того как учитель узнает, что избран, он не должен никому говорить об этом до официальной церемонии. Зато какими важными персонами почувствовали себя подростки, когда в их школу зачастили журналисты с просьбами об интервью, когда газеты запестрели фотографиями детей!
Сейчас Энтони Маллен в годичном отпуске, до 1 июня 2010 года. Но этот отпуск – не отдых. Национальный учитель года будет выступать перед коллегами, бизнесменами, государственными деятелями, политиками. Главная тема – так называемый кризис ухода из школы. «Я хотел бы добиться большего общественного понимания этой важной проблемы, стоящей перед американским образованием. Более миллиона учеников бросили школу в этом году, и перед ними маячит мрачное будущее. Они не смогут найти приличную работу без среднего и высшего образования. Я хочу, чтобы чиновники и представители бизнеса знали – сегодняшние недоучки неконкурентоспособны в условиях глобальной рыночной экономики!»
Выход из проблемы, по мнению Энтони Маллена, один – развивать, сделать престижным не только высшее, но и среднее профессиональное образование. «Миллионы учеников не хотят сидеть за столом весь день. Они хотят работать руками. И мы их теряем, потому что озабочены лишь тем, чтобы дать им побольше научных знаний. Мы хотим, чтобы они попали в вуз. А тем временем все профессиональные возможности проходят мимо них».
Услышат ли Энтони Маллена? Найдутся ли у него единомышленники? Что касается России – несомненно!
Президент США Барак ОБАМА вручает Хрустальное яблоко Энтони Маллену
Комментарии