search
main
0

Мы работаем с регионами и странами. Юрий КОВРИЖНЫХ

Создание качественной учебной литературы – процесс сложный, долгий и дорогой. Но, даже когда издание вышло в свет, работу еще рано считать законченной. Важно сделать все, чтобы эта книга целенаправленно попала к потребителю, для которого ее создавали. А если это специализированная, учебная литература, то необходимо еще и научить пользователя грамотно и легко работать с ней, оценить все ее достоинства. О том, как это происходит, рассказывает заместитель исполнительного директора издательства «Дрофа» Юрий КОВРИЖНЫХ.

Досье «УГ»Юрий Коврижных родился в 1964 году в Кировской области. Имеет два образования: сельскохозяйственное и социологическое. Три года работал в Белгородском университете, затем 10 лет в администрации Белгородской области. Более трех лет работал в Министерстве образования заместителем министра, занимаясь вопросами молодежной государственной политики, физкультуры и спорта в образовательных учреждениях России. Кандидат социологических наук.

– Наше направление курирует вопросы реализации учебной литературы на бюджетной основе, а также учебно-методическую деятельность издательства – работу с авторами, организацию семинаров в регионах с участием авторов и методистов по тому или иному учебно-методическому комплекту. Мы осуществляем взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, отслеживаем наше участие в различных федеральных и региональных программах, связанных с издательской деятельностью.

– Литература поставляется только в Россию?

– Нет, помимо субъектов Российской Федерации мы активно сотрудничаем со странами СНГ и дальнего зарубежья, потому что они тоже испытывают потребность в русскоязычных учебниках. «Дрофу» хорошо знают в Казахстане, Узбекистане. С большим успехом недавно прошла выставка наших книг в Варшаве. Но здесь еще очень много перспектив. Сейчас, к сожалению, интерес к литературе на русском языке уже совсем не такой, как, скажем, десять лет назад, но если сидеть сложа руки то можно потерять и те рубежи, которые мы все еще удерживаем.

– Эти страны интересны вам лишь как рынок сбыта или еще и как источник авторов для новых учебников?

– У нас есть авторы, которые проживают на территории СНГ. Они работают с нами по договорам и готовят учебные комплекты для школ России. Сотрудничая вместе, мы выполняем и определенную политическую миссию, содействуя укреплению дружеских отношений со странами СНГ, которые сейчас переживают не самые лучшие времена. Мы входим в программу «Русский язык», не только поставляя свою литературу в другие страны, но и активно участвуя в различных мероприятиях по взаимодействию органов образования, обмене опытом преподавания и т.д.

– Как потребитель узнает о продукции издательства «Дрофа»?

– «Дрофа» – учебное издательство, уже сделавшее себе достойное имя, и его отлично знают во всех 89 субъектах Российской Федерации. Это тот имидж и авторитет, который нарабатывался годами, и планка, которую можно только поднимать. Для того, чтобы достойно представлять свою продукцию в регионах, мы используем различные способы и методы. Прежде всего направляем свои каталоги (как по обычной, так и по электронной почте), стараемся участвовать во всех крупных мероприятиях от муниципального до регионального и всероссийского уровней. Пытаемся не пропускать ни одной книжной выставки, ведь там мы знакомимся с нашими прямыми потребителями и представителями книготорговых фирм. А в субъектах Федерации взаимодействуем непосредственно с органами образования, устраивая встречи, семинары и «круглые столы», на которых рассказываем о наших новинках, идеях и перспективах развития, а также узнаем о проблемах на местах, о том, какой литературы недостает.

– И все-таки как книги попадают в регион? Кто-то закупает их непосредственно в Москве, или вы реализуете свою литературу через сеть магазинов страны?

– Прежде всего, эти закупки осуществляют сами субъекты РФ путем организации конкурсных торгов, в которых мы активно участвуем. Надо отметить, что большую помощь в этом оказывают наши авторы, а также наши методисты. Они выезжают на места, знакомят учителей со всеми новинками издательства. На встречах с учителями-предметниками в институтах повышения квалификации они на практике демонстрируют преимущества конкретных УМК, а также учат коллег, как работать по этой литературе с максимальным эффектом. Мы поставляем учебники федерального компонента, наименований которых у нас очень много – и это крайне серьезно и важно для нас. Стоимость учебной литературы, выпускаемой «Дрофой», ниже, чем у наших конкурентов. В политике издательства одним из важных пунктов является контроль за тем, чтобы минимальные цены, которые мы назначаем, не были завышены на местах, в регионах.

Правда, сейчас возникает проблема, которая волнует не только нас, – меняется форма закупки учебной литературы. Раньше перечень и объемы определяли специальные советы при региональных органах образования. А теперь эти функции все чаще и чаще передаются муниципальным органам. С одной стороны, вроде бы и хорошо – школа должна влиять на формирование заказа, с другой, нам по этой схеме работать сложнее. Нам придется сотрудничать не с крупными регионами, а с каждым муниципалитетом отдельно. При этом усложняется обратная связь, поскольку в творческом плане охватить тысячи районных центров, методических кабинетов и отделов продаж невозможно. Существенно дорожают и транспортные расходы, ибо одно дело доставить крупную партию книг в областной центр, и совсем другое – несколько мелких партий в районные центры. Поэтому перспективы стабильности цен на книжном рынке не вызывают оптимизма.

– В чем же выход?

– Думаю, универсального рецепта быть не может, и нужно искать варианты. Но прежде всего органы образования субъектов Федерации, принимая решение о распределении финансовых средств и передаче определенных полномочий в муниципалитеты, должны все-таки оставить за собой право регулировать формирование заказов учебной литературы. Методическая работа, традиционно сконцентрированная в институтах повышения квалификации, помогает учителям выбрать наиболее приемлемые для них и ребят учебники с тем, чтобы эффективнее организовать процесс обучения. Ведь зачастую самим школам бывает трудно определить практическую ценность того или иного учебного комплекта. Возможно, на областном уровне нужно создать некий координационный совет, который проводил бы консультационно-аналитическую работу с муниципальными органами в плане формирования заказа учебной литературы.

– Может, имеет смысл открыть свои представительства в регионах?

– Это один из вариантов перспектив нашей деятельности. В частности, стараемся печатать свою литературу в тех типографиях, которые находятся максимально близко к нашим потребителям, чтобы не приходилось готовые книги везти через всю страну.

– Расскажите поподробнее о семинарах, проводимых в регионах. Кто их планирует, проводит и определяет, что именно этот семинар нужно провести именно в этом регионе?

– Авторские семинары мы проводим совместно с органами управления образованием в интересах профессионального роста нашего учителя. Часто инициатива проведения семинаров принадлежит самим регионам, которые присылают нам свои заявки. В соответствии с ними составляется совместный план мероприятий. Другой вариант – все это происходит по предложениям нашего издательства, когда инициатива исходит от нас, и уже мы предлагаем региону встречу с конкретным человеком.

Нужно отдать должное нашим авторам, которые всегда охотно откликаются на предложения участвовать в подобных семинарах и выступают перед преподавательской аудиторией, рассказывая о новинках и внимательно прислушиваясь к пожеланиям и предложениям учителей-практиков. Организацией этой работы занимается учебно-методический отдел издательства. Его представители также выезжают в регион, где знакомят учителей и методистов с литературой и новыми проектами «Дрофы». В целом таких семинаров в год «Дрофа» проводит около трехсот по всей стране. Это, согласитесь, нелегко. Но мы глубоко уверены, что это нужное и полезное российскому образованию дело.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте