То, что сложилось в структуре подготовки кадров, – это результат не столько недопонимания важности этого дела, сколько пробелов в законодательстве. Когда были открыты «шлюзы» для платной подготовки в вузах, когда возникли возможности безграничного открытия негосударственных вузов и каждая уважающая себя семья находила 400 долларов, чтобы устроить своего ребенка в вуз и увести от призыва в армию, тогда возникла серьезная угроза для начального и среднего профессионального образования.
Говорят, что эти две системы профобразования выполняют исключительно социальную функцию. Но на самом деле эту функцию теперь выполняет и высшая школа: 400 с лишним студентов на 10 тысяч населения набираются за счет того, что столько студентов появляется в тех республиках, где нет работы. Чтобы дети не стали преступниками, субъекты Федерации делают все, чтобы поддерживать государственные и негосударственные вузы, чтобы открывать филиалы. В результате мы имеем такой клубок социальных проблем, которые связаны не столько с неправильными решениями, принимающимися на том или ином властном уровне, сколько с некими объективными жизненными обстоятельствами.
Почему ситуацию с НПО мы совершенно справедливо называем критической, почему именно отсутствие кадров тормозит развитие промышленности? Да потому, что в значительной степени тут виноваты работодатели, которые, начиная приватизацию и акционирование, прежде всего сбрасывали со своих плеч именно учреждения профобразования. Я был десять лет ректором завода-втуза на Ростсельмаше и помню, как мы строили детские садики с бассейнами, как развешивали картины в базовых ПТУ, а потом все это было отдано в чужие руки и перепрофилировано. Разрушена в целом система подготовки кадров, но вина тут не НПО, которое, как и в целом система образования в стране, было брошено без всякой заботы государства в свободное плавание. Работодатели внесли в этот процесс свою лепту.
Сегодня нужно начинать все восстанавливать с законодательства, потому что чистыми призывами, объявлениями предприятий базовыми, когда они акционерные или частные, ничего не изменить. Нужна система поощрений, в мире именно поэтому все и работает, что есть экономические стимулы, а у нас, кто больше дает образованию, с того по нынешним законам и больше берут налогов. В законе, недавно принятом Госдумой и одобренном Советом Федерации, все то, что помогло сохранить систему профобразования и развить ее за счет инициативы руководителей и коллективов учреждений, уничтожается напрочь. Не могу понять, какой кризис наступил в стране, что нужно при нынешних профицитах и резервах вдруг принимать такие уничтожительные меры. Известно, что есть пакет еще нескольких законов, которые еще больше ужесточат нашу жизнь. Поэтому прежде всего нам нужно работать с законодателями и принимать те законы, которые сделают деятельность системы профобразования соответствующей требованиям времени, экономики и общества.
Правда, не могу не сказать, что в свое время мы сами создали свои проблемы, готовя Закон «Об образовании». Сегодня уже ясно, что разделение профобразования по уровням, установление жестких границ между ними никого не устраивает. Мы пришли к необходимости интеграции программ.
Если в субъектах РФ, которые получат на свой уровень учреждения профобразования, подготовить соответствующую реструктуризацию, то появятся комплексные учебные заведения. Правда, в этой деятельности всех ждет немало законодательных и бюджетных рогаток. Мы уже давно движемся по линии сопряжения программ. Тому есть немало хороших примеров, когда сокращается по времени образовательная траектория. Теперь мы должны думать о разработке интегрированных программ. Должна быть категория работников, которая помимо чисто рабочих навыков будет обладать предпринимательскими навыками. Кстати, в Екатеринбурге есть такой проект по ремесленному образованию, а также свои экспериментальные стандарты, методическое обеспечение. Этот проект предполагает выпуск специалистов, которые смогут начать свое дело, станут на определенном уровне руководителями небольших коллективов.
Меня беспокоит то, как пройдет передача учреждений НПО и СПО на региональный уровень. Где-то такая передача пойдет на пользу системе, даст возможность избавиться от всего того, что мешает ее развитию, использовать возможности местного законодательства и бюджета. Где-то может создать дополнительные сложности из-за разных экономических возможностей регионов. Тут важно, разойдясь по разным регионам, сохранить связи региональных систем профобразования, чтобы вместе решать важные проблемы.
Комментарии