Жанна САДОВНИКОВА, кандидат педагогических наук, заведующая Центром развития ребенка – детским садом №2528:
– Современным детям нужна современная система образования, учитывающая индивидуальные возможности каждого ребенка, раскрывающая его задатки и способности. Благодаря развитию сетевого взаимодействия у нас сложилось тесное сотрудничество между педагогами внутри ресурсного центра, а также между дошкольными образовательными учреждениями разных округов города. Педагоги, вовлеченные в сетевое взаимодействие, не только аккумулируют и апробируют опыт исследовательской и инновационной деятельности, но и транслируют свою работу в социальное пространство, расширяя сферу взаимодействия с педагогами, работающими в других направлениях, с представителями науки. При этом материалы, созданные в рамках реализации пилотного проекта, становятся доступны для большого числа педагогов дошкольных образовательных учреждений города.
Сетевое взаимодействие позволило педагогам повысить познавательную активность, создать условия для развития их творческого потенциала, повысить свой образовательный уровень, скорректировать программно-методическое обеспечение, сопровождающее педагогический процесс, используя лучшие наработки ресурсного центра.
Одной из важнейших задач повышения качества дошкольного образования стало участие родителей в жизни образовательного учреждения и их отношение к дошкольному образованию. Здоровье детей зависит не только от их индивидуального физического развития, но и от условий жизни в семье.
В центре работы по полноценному физическому развитию и оздоровлению детей должны находиться семья и детский сад как две основные социальные структуры, которые в основном и определяют уровень здоровья ребенка. Родители – равноправные субъекты образовательного процесса. Детский сад открыт для каждой семьи, и мы стараемся создать атмосферу «общего дома».
Организуя сотрудничество с семьей по вопросам сохранения и укрепления здоровья дошкольников, особое внимание наш коллектив уделяет постоянному совершенствованию форм и методов работы с родителями. В нашем Центре развития ребенка наиболее эффективно используются следующие формы работы:
– дни открытых дверей для просмотра родителями физкультурно-оздоровительной работы, проводимой в детском саду с детьми: физкультурных занятий, уроков здоровья, утренних, корригирующих, бодрящих гимнастик, дыхательных упражнений;
– презентация дошкольного учреждения;
– родительские собрания;
– совместные с родителями спортивные праздники и досуги;
– телефон доверия;
– дни здоровья;
– родительский клуб «Дошколенок»;
– почта доверия, книга отзывов;
– индивидуальные педагогические беседы и консультации;
– наглядная информация;
– анкетирование, тестирование.
Одной из наиболее эффективных форм работы с семьей мы считаем родительские клубы. Они стали неотъемлемой частью образования и воспитания детей в нашем детском саду. В организации родительских клубов участвовали все специалисты и педагоги ДОУ. Были поставлены такие цели родительских клубов:
– установление сотрудничества коллектива нашего учреждения и семьи в вопросах сохранения и укрепления здоровья дошкольников;
– оказание консультативной помощи семьям воспитанников по вопросам здоровьесбережения;
– формирование у родителей активной позиции по отношению к собственному здоровью и здоровью детей.
А их задачами стали:
– повышение педагогической культуры родителей;
– оказание всесторонней помощи и поддержки родителям в вопросах оздоровления и укрепления защитных сил организма детей;
– выявление и транслирование положительного семейного опыта по оздоровлению детей;
– содействие сплочению родительского коллектива с целью предупреждения заболеваний дошкольников;
– способствование установлению доверительных отношений между родителями и коллективом детского сада.
В организации работы родительских клубов мы используем разнообразные формы работы: беседа, консультация, «круглый стол», совместные занятия родителей и детей, обсуждение и распространение семейного опыта.
Сегодня в нашем детском саду работают такие клубы:
– «Радость общения»;
– «Год до школы»;
– «Бебиспорт»;
– «Физкультура под рукой»;
– «АкваБеби».
Одним из самых интересных и посещаемых стал клуб «АкваБеби», в который ходят родители с ребенком от 1,5 до 3 лет. Занятия проводятся в виде игры, и этим они отличаются от общеизвестных способов обучения плаванию детей. Инструктор совместно с родителями создает обстановку, при которой ребенок постепенно начинает доверять окружающей его атмосфере и включается в игру с родителями, получая первые навыки по обучению плаванию.
Мы смогли тем самым воплотить возможность для каждой московской семьи увеличить свой воспитательный потенциал независимо от того, водят родители ребенка в детский сад или воспитывают его дома.
В нашем Центре развития ребенка проводятся диагностические срезы в форме анкетирования родителей, которые свидетельствуют о наличии положительной динамики в уровне развития педагогической грамотности родителей по проблеме сохранения и укрепления здоровья дошкольников: на начальном этапе в 2007 году знаниями в области здоровьесбережения владели лишь 30% родителей воспитанников. Результаты анкетирования на начало 2009-2010 учебного года показали 67%. Опираясь на полученные результаты мониторингов, можно говорить об эффективности проводимой нами работы по сохранению и укреплению здоровья дошкольников в содружестве с семьей.
Сетевое взаимодействие позволяет обеспечить содержание образования на новом качественном уровне, используя инновационные технологии в образовательном процессе, и развивать дошкольное учреждение нового вида.
Наша работа – это современный детский сад: дом радости, яркий, красивый, творческий, в котором каждый ребенок – личность.
Комментарии