Весной нынешнего года в столичном Доме учителя прошел Московский педагогический марафон. «Учительская газета» и «Военное образование» приняли в нем активное участие. В День преподавателя ОБЖ среди дискуссий о том, как преподавать этот предмет в школе, вести патриотическое воспитание и готовить молодежь к военной службе, был и разговор особого звучания – с представителями главного и центральных военных госпиталей.
В них лечатся военнослужащие, которые получили тяжелые ранения и стали инвалидами в «горячих точках», в ходе антитеррористической операции на Северном Кавказе, те, кто выполнил свой воинский долг, рискуя жизнью, заслонил всех нас, Россию от терроризма и сегодня, крайне нуждается в помощи общества. Им предстоит непростой путь возвращения к мирной жизни. Для этого раненым, инвалидам, большинство из которых – молодые парни, нужны образование, профессия, потому что даже мысль о горькой судьбе иждивенца для них нетерпима. Защитники Отечества, доказавшие в боях, что они настоящие мужчины, хотят стать ими и в гражданской жизни. Весь вопрос в том, кто и как им в этом поможет.
Признаемся, что разговор этот состоялся по инициативе журналистов «УГ» и «ВО». Когда нам предложили возглавить диалог «об освещении в печати», мы решили, что гораздо важнее обсудить с педагогами конкретное дело – проблемы организации шефства образовательных учреждений над ранеными защитниками Отечества, его использования для патриотического воспитания юных москвичей.
В ходе разговора звучало имя руководителя Департамента образования Москвы Любови Петровны Кезиной. Главная учительница столицы известна как чуткий, душевный человек, грамотный управленец. Она не раз решала и решает самые сложные проблемы, в том числе и обучения инвалидов. Правда, детей-инвалидов. Но ведь повзрослевшие в огне боев израненные солдаты России – тоже чьи-то дети, вчерашние школьники. Участники «круглого стола» говорили о необходимости обращения к Любови Петровне, а руководители 6-го центрального военного клинического госпиталя, кроме того, передали через журналистов заместителю руководителя Центра гражданского и патриотического воспитания Департамента образования Москвы В.Я. Сюнькову письмо на ее имя. В нем – обращение к Любови Петровне о помощи и перечисление того, в чем нуждается лечебное учреждение, чтобы в госпитальном компьютерном классе наладить обучение находящихся на длительном лечении раненых, инвалидов.
Прошло время, и журналисты обратились к Любови Петровне Кезиной лично, передали ей письмо редакции с просьбой о помощи раненым защитникам России. Тут же Любовь Петровна ответила:
– Недавно в Москве принят городской закон «Об общем образовании», в котором большое внимание уделено защите прав на получение образования детьми с ограниченными возможностями по состоянию здоровья. В частности, в нем впервые гарантируется обеспечение средствами компьютерной техники и связи, программным обеспечением детей с ограниченными возможностями, осваивающих общеобразовательные программы путем дистанционного обучения. В законе много внимания уделено детям-инвалидам, но это не дань моде, это позиция, обусловленная пониманием ситуации, которая нынче складывается в обществе.
Много детей не могут из-за плохого здоровья посещать школу. Но мы не имеем права обделять их образованием. В нашем законе предусмотрены три вида «Школы надомного обучения». Первая категория – для тех, кто способен посещать школу, но в силу своего психического развития не может находиться в большом коллективе. Вторая – для тех, кто находится на длительном лечении в больнице, и нужно, чтобы к ним ездили учителя. Третья – для тех, кто не может выходить из квартиры.
Эти три вида школ надомного обучения абсолютно самостоятельны, имеют юридический статус, не имея никакого федерального положения, они предусматривают как приоритетную форму дистанционное обучение, работают по индивидуальному штатному расписанию. При этом наполняемость классов при классно-урочной организации – не более 8, при групповой – не более 4 обучающихся. Мы снабжаем детей-инвалидов учебными компьютерными местами стоимостью 3000 долларов каждое. Таких детей у нас 750. А всего в Москве обучаются на дому 4216 человек, из них 2073 – дети-инвалиды. Рассказываю это для того, чтобы стало ясно: в Москве при поддержке правительства города и лично мэра Ю.М. Лужкова сложилась стройная система помощи детям, которые попали в беду.
Думаю, накопленный опыт поможет нам поддержать должным образом и тех, кто лечится в военных госпиталях. Нас не остановит даже то, что среди четырех госпиталей, нуждающихся в помощи, есть и подмосковные. Мы поможем раненым, не деля их на своих и чужих. Все они – наши дети!
Могу сказать, что сегодня мы очень внимательно изучаем зарубежный опыт работы с такими людьми. Например, недавно большая группа московских управленцев побывала в Финляндии, где посетила школы для инвалидов. Конечно, мы были потрясены тем, какие условия там созданы для обучающихся, какое специальное оборудование там используется. Скажу честно, таких денег, как у финнов, у нас нет, но зато у нас есть очень грамотные и творчески относящиеся к делу производственники. Сегодня мы работаем над реализацией очень важного и интересного проекта – создаем школу-интернат в Переделкино для детей-колясочников. Установив рабочие контакты с ПО «Молния», мы организовали для его конструкторов и технологов поездку в Финляндию, чтобы они на месте познакомились с разработками финских проектировщиков. Нам не нужно копий, нам нужно свое, но познакомиться с опытом, с тем, что уже сделано и придумано, конечно, необходимо. Ведь в Хельсинки в школе для инвалидов устроены огромные трехкомнатные квартиры, где все приводится в движение кнопками, которые нажимает ученик-инвалид. После пребывания в таких условиях в течение определенного времени человек настолько осваивается в новой для себя ситуации, что оказывается подготовленным к самостоятельной жизни.
Думаю, именно это понадобится ребятам, которые сегодня находятся в военных госпиталях, но в конце концов все же когда-то выпишутся и встанут перед проблемой: что делать в жизни и как вообще жить, чтобы не быть обузой для родных и близких.
Я придаю очень большое значение той работе, которую мы сегодня ведем. К тому же в столице под руководством первого вице-мэра Людмилы Ивановны Швецовой сегодня реализуется много социальных программ, цель которых – поддерживать инвалидов, вступащих в полноценную жизнь.
После получения письма с просьбой о поддержке раненых, находящихся на длительном лечении в военных госпиталях, мы провели специальное совещание. Для нас не было предметом обсуждения – помогать или не помогать. Мы обязательно поможем. Решали, каким образом это сделать.
Ответственным за эту работу мною назначен первый заместитель руководителя Департамента образования Василий Иванович Лисов. В ближайшее время он проведет совещание с участием руководителей военных госпиталей. Для нас очень важно, во-первых, выяснить, в чем нуждаются госпитали для того, чтобы начать образовательный процесс. Во-вторых, понятно, что обучение раненых можно вести только индивидуально, поэтому мы проведем диагностику их знаний и подготовленности. Кому-то нужно будет помочь получить среднее образование, кому-то – обновить школьные знания и готовиться к поступлению в вуз, а кто-то, вполне возможно, захочет получить профессиональное образование. Такая диагностика поможет выстроить индивидуальные траектории образования.
Затем мы будем подбирать педагогов и разрабатывать систему педагогической помощи. Вслед за этим речь пойдет об обеспечении учебного процесса необходимыми материалами. Вся эта работа потребует немалых усилий педагогического коллектива столицы, но работа никогда не пугала настоящих педагогов, жизнь свидетельствует, что они справлялись с самыми трудными проблемами. Надеюсь, все вместе справимся и на этот раз, тем более опыт работы с такими категориями учащихся в Москве уже накоплен.
Комментарии