search
main
0

Мы поможем!

Ресурсы города в помощь семье особого ребенка

Семья играет основополагающую роль в развитии, воспитании и обучении ребенка. Но иногда случается так, что детям и их родителям необходима помощь специалистов, которые проконтролируют гармоничное взросление малыша и при необходимости восполнят существующие пробелы и дефициты развития.

Среди основных специалистов, помогающих детям с ограниченными возможностями здоровья, – педагог-психолог, логопед и дефектолог. В Москве их услуги предоставляются бесплатно, например, в Городском психолого-педагогическом центре. Чем же отличаются эти специалисты?

Педагог-психолог помогает родителям определить общий уровень развития детей, его соответствие возрастной норме, а также выявить индивидуальные психологические характеристики, сильные и слабые стороны. Эти данные способствуют повышению эффективности процесса обучения и воспитания.

Чаще всего родители обращаются к детским психологам, если у ребенка наблюдаются общие проблемы с поведением – ребенок часто бывает слишком активным, неусидчивым или, наоборот, вялым, пассивным, конфликтует с родителями или не может найти общий язык со сверстниками.

Психолог поможет ребенку преодолеть типичные возрастные проблемы, определит индивидуальные особенности ребенка (в том числе его характера), а также поможет наладить отношения со сверстниками, родителями и близкими.

К детскому психологу следует обращаться, как только родитель заметил любые изменения в эмоциональном состоянии или поведении ребенка. Не стоит списывать изменения в состоянии ребенка на обычную избалованность или непростой характер, какие-то возрастные факторы или иные причины.

Дефектолог – это специалист, который помогает детям, испытывающим трудности в развитии, социализации, обучении, он работает для того, чтобы особенные дети могли достигать максимально возможных для них результатов. Дефектологические факультеты современных вузов ведут подготовку по множеству направлений. Это сурдопедагогика и специальная психология, олигофренопедагогика и логопедия, дошкольная дефектология и тифлопедагогика. У каждого специалиста свои задачи. Например, сурдопедагог специализируется на обучении детей с нарушением слуха, а тифлопедагог работает с ребятами с нарушением зрения.

Кстати, логопедия – одно из направлений дефектологии, а логопед – это специалист, который помогает преодолеть проблемы в развитии речи у любого человека от 2 до 80 лет (и старше).

Логопед проводит занятия как с детьми, у которых есть нарушения в произношении отдельных звуков, так и с теми, у кого есть тяжелые нарушения речи, особенности познавательного развития, расстройства аутистического спектра и др.

Спектр оказания логопедической помощи весьма широк:
– самым маленьким (начиная с 2 лет) логопед помогает заговорить, стимулируя развитие речи;
– дошкольников учит правильно произносить звуки, слоги, слова, составлять предложения, придумывать и пересказывать тексты;
– школьникам начальных и средних классов помогает преодолеть трудности с чтением и письмом;
– взрослым и пожилым людям – восстановить утерянную речь после травм и инсультов;
– в любом возрасте – справиться с заиканием, чрезмерно замедленной или ускоренной речью, нарушениями голоса.

Арсенал технологий, используемых в работе современного логопеда, сочетает традиционные и современные техники: традиционные (проверенные годами) методики по диагностике и коррекции речевых нарушений (в том числе логоритмика, мнемотехники, сказко- и музыкотерапия); аппаратные технологии (компьютерные программы и развивающие игры, логотренажеры, комплекс БОС-лого).

Как правило, все специалисты работают в тесной взаимосвязи. Для того чтобы пройти консультацию и определить необходимый объем работы, родители должны записаться на первичный прием (gppc.ru/enroll). Консультации для родителей проводятся в том числе и в дистанционном формате.

Также любой родитель может принять участие в таком проекте центра, как «Родительская гостиная». Это тематические встречи с родителями и их детьми. На таких встречах родители узнают о том, как использовать настольные игры для познавательного развития ребенка, как привить ему любовь к чтению, правильно организовать досуг, а также как развить фонематический слух, лидерские качества и многое другое. Педагоги центра дают практические советы по развитию ребенка, предлагают интересные игры и упражнения в рамках тематики гостиной. Также на таких встречах родители практически отрабатывают полученные навыки вместе со специалистами и получают ответы на возникшие вопросы.

Елена КРАПИЛЬСКАЯ, учитель-дефектолог Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки города Москвы;
Анастасия ПЕНЬКОВА, учитель-логопед Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки города Москвы

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте