Вот уже три поколения отделяют нас от Великой Отечественной войны. Мои сверстники еще застали учителей, которые побывали на фронте, а потом в мирные годы трудились в школах – добросовестно, с любовью к детям, к своей профессии, к своей стране. Их памяти посвящен проект Волгоградской областной организации Общероссийского Профсоюза образования #Бессмертныйполкпедагогов-фронтовиков.Сегодня наш проект насчитывает более 150 биографий, опубликованных на страничках профсоюзной организации в социальных сетях. Проект поддержали не только организации профсоюза, но и администрации муниципальных районов и городских округов, они публикуют истории педагогов-фронтовиков на своих сайтах.
В каждой школе страны есть свои герои-учителя, участники сражений Великой Отечественной войны. О ком-то в школьных архивах можно найти всего несколько строк: был, ушел, не вернулся. О другом известно, что прошел войну, имел награды, ранения, но больше нет никакой информации. А где-то сохранились воспоминания педагогов, вернувшихся к мирной жизни после Победы.Снаряды и патроны иссякли…Из личного дневника Ивана Тимофеевича Каёхтина: «22 июня 1941 года нас вызвали в Кумылженский военкомат. Дела в военкомате нас задержали ненадолго. Еще и десяти утра не было, как мы возвращались домой. Узнали, что беда – началась война с немцами. 21 августа я был на совещании в станице Слащевской, получил тетради на школу и еще кое-что. Домой, в Глазуновку, вернулся перед рассветом, только заснул, а тут стук в окно. «Завтра к 6 часам в военкомат с вещами!» – грянуло из-за оконного стекла. Направили меня в 899‑й артполк старшим писарем. Звание старшины у меня еще до войны было. Начали формировать артиллерийский полк. Холодный октябрь захлестнул степь астраханскую. А обмундирование на нас летнее, белье тоже, пилотка и шинель-скатка. Пушек нет. И без них надо солдатиков обучать, от «гражданки» отлучать, и, чтобы жизнь окопно-тыловая медом не казалась, учения-мучения начались. Зима 1941-1942 годов была страшно суровая, и мороз русский войскам нашим немцев потеснить помог. Наша необстрелянная дивизия, не подготовленная к боевым действиям, почти без оружия и боеприпасов, пошла в психическую атаку, на рожон. Дивизия в котле оказалась, с каждым днем он все сужался и сужался. Наконец немцы предприняли штурм обескровленных и поредевших полков. На нас были брошены танки, штурмовая и бомбардировочная авиации, пехота. Как начинает светать, все воинство германское прет на нас и до поздней ночи утюжит и утюжит… Нам нечем было отвечать – снаряды и патроны иссякли. Я в воронку от бомбы запрятался, притворился убитым, но румын так меня палкой мутузил, что и мертвый взвыл бы. Собрали румыны нас, около 2000 человек, и погнали на станцию Лозовую, жара страшная, воды, а тем более хлеба нет! В деревнях, через которые пленных гнали, на околицах местные бабенки в кадушки воду наливали, она доставалась только первым в строю, конвоиры-немцы все выливали, а харч съедали. Из Лозовой погнали нас на Житомир, из Житомира – на Львов, а оттуда в Германию, в концентрационные лагеря.21 день мы пробыли в карантине, затем нас стали переписывать, фотографировать в профиль и анфас, снимать отпечатки указательных пальцев и нумеровать. На следующий день на построении полицай вручил фанерные квадратики на гайтанах с номерами, их мы должны были носить на шее. Я числился под номером 1664400 в составе писарей. Жили в отдельном бараке без потолка с трехъярусными нарами. У каждого пленного красноармейца на спине, груди и колене желтой краской были отштампованы буквы SV – «советский военнопленный».В шесть часов утра подъем, в семь «кофе» без сахара и хлеба, в восемь проверка – таков «орднунг». В обед травяной суп с кусочками тухлого лошадиного мяса, картофель в мундире, штук 5-6. На ужин чай, сахар 10 граммов, 200 граммов хлеба пополам с опилками. Паек голодный, у многих, в том числе и у меня, ноги пухли с голодухи.Освободили нас наши войска в самом начале 1945 года. Построили и под конвоем повели в фильтрационный пункт. По дороге из колонны выдергивали, тут же арестовывали и увозили. Многих после переписи распределили в части, меня же направили в управление контрразведки «Смерш», которое находилось в нескольких километрах от пункта. И хотя добрался я туда без конвоя, ничего хорошего от этой организации не ждал. Молил Бога лишь об одном – чтобы попасть к нормальному следователю, а не к такому, который во всех побывавших в немецком плену видел только предателей и врагов народа…»В сентябре 1945 года Иван Каехтин демобилизовался и был назначен учителем математики в Кумылженскую школу. В 1958 году был награжден знаком «Отличник народного образования». В 1960 году ему было присвоено звание «Заслуженный учитель школы РСФСР».С урока – на фронтВойна – символ смерти, беды, крушения всех надежд. Фраза «учитель сменил указку на винтовку» становится очень понятной, когда читаешь эти строки.Из воспоминаний учеников об Аркадии Петровиче Григорьеве: «В тот день он не стал рассказывать о жизни в древние века, он говорил нам о Москве. Аркадий Петрович рассказал нам, как учился в рабочем университете, говорил о музеях, о соборах и больше всего о Третьяковской галерее. Показывал открытки, на многих из них были изображены места, очень похожие на наши, – дома в синих сугробах, ветхий мостик над ручьем, склоненная ветром рожь. Уже в конце урока, когда в коридоре зазвонили, Аркадий Петрович сказал:- Ребята, мы расстаемся, очевидно, надолго… Я ухожу на фронт.Весь класс вскочил, будто по команде. Мы растерянно смотрели на него, а он, щурясь, шарил рукой по столу, искал очки и, найдя их, улыбнулся стеснительно…»До войны Аркадий Петрович Григорьев работал учителем, а после войны – директором Скуришенской школы Кумылженского района.Сюжет для кинофильмаИз плена в плен. И так всю войну. А потом под гром Победы за учительский стол, минуя сталинские лагеря. Когда встречаешь такой сюжет в кино или читаешь об этом в книгах, не верится. А ведь вот он на фото – живая легенда, педагог-фронтовик, улыбающийся человек с добрыми глазами.
Борис Илларионович Гаврилов: «Войну с фашистами начал 22 июня 1941 года в 11.00 часов дня в 158‑м кавалерийском полку 3‑й кавалерийской дивизии. С боями отступали до Киева. В одном из боев был ранен и попал в окружение. Вместе с двумя красноармейцами продвигались на северо-восток, к линии фронта. Осенью заболел тифом, и меня оставили в селе Березнянка Киевской области у одной пожилой жительницы. Она меня выходила, но весной (в мае 1942 года) я был схвачен украинскими полицаями и отправлен с транспортом украинской молодежи в Германию. В мае 1943 года мне с группой удалось бежать из рабочего лагеря города Хомутов (Суденты), через Чехословакию и Польшу мы продвигались на восток, к линии фронта. В июле 1943 года нас поймали немецкие жандармы около города Новый Сонч (Польша). Месяц были в тюрьме, потом нас отправили в концлагерь Щебни, где я находился пять месяцев, мой номер заключенного 798. В конце декабря 1943 года нам, четверым заключенным, удалось бежать из этого страшного лагеря. Восемь дней мы пробирались на юг через заснеженные Карпатские горы без еды, без дорог. Обмороженных и обессиленных, нас поймали словацкие пограничники, но немцам не выдали, чем спасли нам жизнь. В феврале 1944 года словацкое правительство выдало нас в Австрию, нас поместили в штрафной лагерь Ланцендорф недалеко от Вены. После трех месяцев пребывания в этом лагере нас, заключенных, отправили на расчистку завалов разбомбленного американскими самолетами австрийского города Винернайштадт, откуда во время очередной бомбежки американцами шестерым из нас удалось бежать. Мы продвигались ночами через Австрию, Венгрию, Словакию к линии фронта. В конце июля 1944 года я встретил партизанский отряд, которым командовал Герой Советского Союза Виктор Александрович Карасев. В составе этого отряда участвовал в боях с немцами сначала пулеметчиком, а потом был разведчиком. В ночь с 31 декабря 1944 на 1 января 1945 года наш отряд перешел линию фронта на участке 40‑й армии 2‑го Украинского фронта около города Кошицы (Словакия). В дальнейшем до окончания войны служил в армейской разведке штаба 40‑й армии.
Войну окончил под Прагой».
Мы должны хранить эту память и передавать через своих учеников, детей следующим поколениям. Присоединяйтесь к нашему проекту, публикуйте в социальных сетях биографии и воспоминания участников войны под хештегом #Бессмертныйполкпедагогов-фронтовиков, ведь наверняка в архивах вашей школы, колледжа, вуза есть такие истории об учителях и преподавателях.
Комментарии