search
main
0

Мы помним!

Научить можно только своим личным примером

Сохранение памяти – это задача абсолютно государственной важности, для того чтобы, опираясь на эту память и на нашу героическую историю, уверенно двигаться вперед, в будущее. Мы не должны цепляться всегда за прошлое, но на основе этого прошлого, на основе этого фундамента должны создавать себе предпосылки для движения вперед. В этом весь смысл.

Президент РФ В.В.Путин. Всероссийский открытый урок «Помнить – значит знать». 1 сентября 2020 года

 

Великая Отечественная война – одно из самых известных для граждан всех возрастов событие отечественной истории. Дети узнают про войну через историю своей семьи, через ежегодные праздники, им хочется получать новые знания о событиях 1941-1945 годов, хотя в силу сложности происходившего разобраться полностью с историческими событиями Второй мировой и Великой Отечественной школьники смогут не сразу.

У многих ребят уже с 5‑го класса сформирован устойчивый интерес к причинам, основным событиям и мотивам разных участников этого исторического периода. В этой ситуации детей очень расстраивает, что на уроках истории тема Великой Отечественной войны появится только в 10‑м классе. Таким образом, подростки формируют запрос на объяснение им в доступной и понятной форме главных событий Великой Отечественной войны. Если школа не успевает отвечать на актуальные вопросы, то дети обращаются к средствам массовой информации, которые не всегда дают точную и корректную информацию, чаще стремясь использовать подростков, навязать им свою точку зрения, а не помочь в формировании активной гражданской позиции.

В такой ситуации разговоры с детьми на интересующие их темы в рамках мероприятий, посвященных дням воинской славы и иным памятным датам, приобретают особую значимость. Помимо общешкольных викторин, концертов и тематических классных часов как отдельных мероприятий важно провести на уроках истории, обществознания, литературы, музыки, изобразительного искусства беседы с демонстрацией иллюстративного материала, видеосюжетов о войне. Эти беседы с учителями, которым дети доверяют, показывают, что память о войне – это часть повседневной жизни, мы является ее носителями постоянно, а не только вспоминаем несколько раз в году. Само понятие «патриотизм» очень сложно объяснить без практических примеров, многие обучающиеся видят патриотизм лишь в участии в боевых действиях, совершении подвигов и считают, что это им пока не по возрасту, значит, и к патриотам себя не всегда причисляют номинально.

Тематические уроки и классные часы, посвященные подвигу народа в Великой Отечественной войне, всегда требуют системы, которая позволит объяснить большой объем информации, поэтому начинать их проводить можно уже с конца сентября – начала ноября (30 сентября 1941 года – операция «Тайфун» и начало битвы за Москву, 7 ноября 1941 года – военный Парад на Красной площади, 19 ноября 1942 года – начало коренного перелома в войне в рамках битвы за Сталинград и др.). Каждый декабрь связан с Днем Неизвестного Солдата (3 декабря) и контрнаступлением советских войск под Москвой (5 декабря 1941 года).

Однако в январе есть день, когда в истории соединились сразу три важных события, – 27 января: Международный день памяти жертв холокоста, день освобождения советскими войсками концентрационного лагеря Освенцим, День воинской славы – день полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. 27 января является информационным поводом для обсуждения почти любых вопросов, связанных с Великой Отечественной войной, объяснения роли Советского Союза, Германии, Польши и других стран – участниц Второй мировой. Безусловно, в каждом классе нужно делать разные акценты в обсуждении этой важной исторической даты, но если педагог понимает образовательные возможности данных событий, то он сможет правильно расставить смысловые акценты. 27 января теперь хранит в себе историю сострадания к чужому горю, подвига, несгибаемой воли, терпения, веры в справедливость и победу добра над злом. Ведь, как писала Ольга Федоровна Берггольц, «Никто не забыт, ничто не забыто». И задача учителя – найти верные образы, чувства, символы, чтобы передать то историческое наследие, которое приобщит наших детей к исторической памяти российского народа и станет основой для воспитания самых лучших человеческих качеств – ответственности, доброты, бескорыстности, справедливости и честности.

Историческая память любого народа опирается на бинарные понятия (добро – зло, хорошо – плохо) и сохраняет только символы и образы, точная информация быстро уходит из памяти народа, если ею не пользоваться. К тому же историческая память не бывает статичной и линейной, новые события осмысляются на основе предшествовавших. С одной стороны, подростки пытаются найти правду, с другой – первое услышанное объяснение нового события они принимают за правдивое и с трудом от него отходят.

Научить можно только своим личным примером, поэтому наши знания о войне должны быть современными, актуальными и многогранными, тогда успех в достижении образовательных и воспитательных целей гарантирован.

Алина ЮСИФОВА, учитель истории и обществознания Школы имени В.В.Маяковского

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте