В конкурсе регионов национального проекта «Образование» Санкт-Петербург оказался в тройке сильнейших, которая так оторвалась от остальных участников, что оказалась вне конкуренции. Вместе с Москвой и Тюменью Северная столица получила статус консультанта с обязательством поделиться своим опытом с победителями конкурса регионов. Для Ольги ИВАНОВОЙ такая задача ненова. В Петербург всегда приезжали за опытом коллеги из разных уголков страны. Правда, теперь обучать предстояло представителей 21 региона по трем новым направлениям: нормативно-подушевое финансирование, отраслевая оплата труда и управление качеством образования.
– Ольга Владимировна, для системы образования задача обучать – дело привычное. Но, может быть, масштаб поручения, особенности аудитории привели к возникновению новых идей, заставили задуматься о новых проблемах?
– Можно точно сказать, что с этой задачей мы справились. Более пятисот человек уже прошли двухмесячную подготовку. Большинство из них приезжали к нам, а в соседние регионы мы, наоборот, направляли своих специалистов, расширяя аудиторию. В заключение каждому слушателю передавался пакет документов и материалов, в том числе на электронных носителях. А в целом этот опыт заставил всерьез задуматься о дистанционных формах обучения. Всю страну к себе не привезешь. Зато возможности электронной техники сейчас таковы, что почти всему можно учить на расстоянии и так же, на расстоянии, знакомиться с результатами. Нужно только разработать соответствующие технологии, продумать программы. Это очень важное направление ближайшего развития всего образования в стране, так что мы рады, что уже сейчас вышли на этот путь.
– Руководители соседних регионов жалуются, что Санкт-Петербург «забирает» у них детей, студентов, учителей. Что вы можете сказать в ответ?
– Конечно, забирает! И это вполне естественно. Большой город всегда привлекает своими возможностями найти хорошую работу, уровнем зарплаты, перспективой роста, комфортом, наконец. Санкт-Петербург исторически занимает особое место в развитии России. И тот факт, что нынешнее руководство страны – выпускники петербургской школы, свидетельствует о ее высоком уровне. Но не будем забывать, что еще пять-шесть лет назад почти все перечисленные преимущества оборачивались потерями. Сокращение производства, криминализация – не хочется перечислять наши беды, они еще у всех на памяти, а некоторые пока только преодолеваются. Образование тоже не избежало потерь. Доходило до того, что в городе, где столько знаменитых вузов, не хватало около четырех тысяч школьных учителей.
Новое развитие Санкт-Петербурга началось несколько лет назад, появились колоссальные инвестиционные проекты, которые уже успешно внедряются. И это не просто строительство отдельных объектов, а огромные вложения в развитие промышленности, которая снова становится значимой для России. Понятно, что школа не может оставаться в стороне от этого стремительного процесса. Больше того, она обязана развиваться, обеспечивая будущее, опережая развитие города, закладывая основу для следующих этапов. К счастью, правительство Санкт-Петербурга хорошо это понимает и, уделяя большое внимание образованию, выдвигает соответственно повышенные требования к нему. В городе приняты наконец программы, которые многие учителя и руководители образовательных учреждений ждали десятилетиями – не было необходимых средств.
– Теперь они есть?
– Они появились, когда петербуржцы избрали губернатором Валентину Ивановну Матвиенко. В город пришли крупные инвесторы, которые стали платить налоги. Городской бюджет начал пополняться. И одной из приоритетных сфер, в которые эти деньги теперь вкладываются, стало образование. Задачи компьютеризации школ и подключения к «быстрому» интернету были решены у нас к концу 2006 года. А теперь уже все учреждения образования в Петербурге получили такое оснащение. Не только ученики, которым это положено по программе, но и большинство учителей в городе прошли через обучение компьютерной грамотности.
Мы с гордостью можем сказать, что в городе ежегодно открываются три новые школы. И это не те коробки-параллелепипеды, которыми так славились 60-е годы прошлого столетия. Это сооружения, построенные по индивидуальным проектам, в которых обязательно есть два бассейна, два спортивных зала, отдельная столовая. Школа сдается с полным оснащением. Минимум – два компьютерных класса, подключение к интернету, интерактивные доски, современный стадион. Кроме того, правительством Петербурга принята программа капитального ремонта с выселением в соседние школы. В этом году уже ремонтируются
13 образовательных учреждений: по одному в каждом районе города. Первого сентября 2008 года учителя и ученики вернутся в родные стены.
– А строители не подведут?
– Сейчас в школах приступают к отделочным работам. И уже заканчивается разработка проектов реконструкции 18 школ, которые будут отремонтированы к 1 сентября 2009 года.
– Ольга Владимировна, можно ли считать, что столь бурное обновление учебной базы, внедрение компьютерных технологий вызвало творческий подъем и такое же бурное развитие образовательных программ, повышение качества образования?
– Я бы ответила с осторожностью: в какой-то мере – да, конечно. Совершенствуя оплату труда, повышая общий заработок учителя и улучшая условия, в которых он работает, мы добились того, что в школу опять пошли специалисты. У нас сейчас нет дефицита кадров. Но есть факты, вызывающие беспокойство. В педагогических коллективах недостаточно молодежи. Ведь наши достижения – это опыт солидных по возрасту людей. Правда, молодых учителей становится больше. От трех процентов в начале 2004 года мы дошли до восемнадцати процентов к началу 2007-го. Для постоянной и постепенной передачи педагогического опыта и лучших традиций этого мало.
В 2007 году было принято постановление правительства Санкт-Петербурга о дополнительных мерах поддержки молодых педагогов. Увеличен размер единовременной выплаты молодому учителю, приходящему работать в школу. Сохраняется 50-процентная оплата проезда в городском транспорте. Впервые выделены средства на организацию летнего отдыха. Причем учителям выдавались деньги, а не путевки, чтобы каждый мог сам решить, куда ему поехать.
А если говорить в целом о повышении качества образования, хотелось бы добиться большего. Прежде всего мы перестроили управление школой. Слишком долго она оставалась учреждением, лишенным какой-либо самостоятельности, жила под строгим надзором «вышестоящих органов», которые все решали за директора. Снять с нее эти оковы, открыть простор для творчества оказалось делом нелегким. И прежде всего потому, что люди не были готовы к этому психологически.
– Вы имеете в виду директоров?
– Всех управленцев – снизу доверху. Переход к хозяйственной самостоятельности заставил самих руководителей повышать собственную квалификацию. Представьте себе: две тысячи человек в течение года прошли переподготовку на экономических факультетах петербургских вузов! Многие впоследствии даже получили второе высшее образование. И только недавно в Государственном педагогическом университете имени Герцена на факультете управленческих кадров этому начали учить фундаментально.
Но выпускники нового факультета – наши кадры в будущем. Для того чтобы активизировать сегодняшних менеджеров образования, мы ввели новую номинацию в рамках городского конкурса педагогических достижений: конкурс на лучшего руководителя.
– Подъем промышленного производства и строительства в городе неизбежно требует новых и новых рабочих рук. А система профобразования готовить их не успевает. Видите ли вы какой-то выход из положения?
– Сейчас обсуждается такая идея. Петербургу не хватает рабочих кадров, а учим мы в учреждениях начального профобразования три года. И не столько профессии, сколько даем среднее образование. Если ребята будут получать среднее образование в школе, а профессию – в училище, система станет более гибкой: для получения одной рабочей специальности надо учиться два года, а для получения другой – несколько месяцев. Экономика начнет быстрее пополняться кадрами, которые именно сейчас городу необходимы.
Важно при этом не растерять те успехи, которых удалось достигнуть в существующей ныне системе. Когда национальный проект на нее еще не распространялся, правительство Петербурга уже вручало премию в 20 тысяч рублей лучшим мастерам производственного обучения. Такая номинация была у нас на городском конкурсе педагогических достижений. Во многом благодаря настойчивой позиции Санкт-Петербурга учреждения начального и среднего профессионального образования были включены в национальный проект. Санкт-Петербургский технический колледж стал победителем и получил из федерального бюджета 20 миллионов на свою инновационную программу.
– Ольга Владимировна, до сих пор петербуржцы были только активными участниками и победителями федеральных конкурсов. В прошлом году вы принимали у себя представителей всех регионов-победителей. А в 2008-м «Учитель года России» будет определяться уже в Петербурге. Готовитесь?
– А как же!? Уже создана специальная группа, которая разрабатывает программу. Готовится соответствующее постановление правительства Санкт-Петербурга. Хотелось бы все сделать на самом высоком уровне. Понимая, что многие гости и участники конкурса попадут в наш город впервые, мы позаботимся о том, чтобы они не только ознакомились с достижениями петербургской школы, но увидели, как прекрасна Северная столица.
Комментарии