search
main
0

Мы ответственны за тех, кого воспитали. Татьяна ГУСЕВА, заместитель руководителя Департамента образования

Наступивший учебный год – время старта новой московской целевой программы развития образования «Столичное образование-5», задачи по выполнению которой были определены на городском августовском педагогическом совете. Один из главных разделов программы посвящен обеспечению развития качественного и доступного дошкольного образования в столице. Все работники дошкольного образования как нельзя лучше понимают, что именно первые годы жизни ребенка отмечены самыми быстрыми изменениями в физическом, когнитивном, социальном и эмоциональном развитии малыша. От того, как выстроена система воспитания, обучения детей в этом возрасте, как организован комплекс услуг, обеспечивающий здоровье и питание малышей, в целом зависит качество здоровья и благополучия целого поколения, а если хотите, и качество детства.

Информация к сведению

Сегодня система дошкольного образования Москвы – это 1977 учреждений:

– 951 ДОУ;

– 120 центров развития ребенка;

– 683 детских сада комбинированного и компенсирующего видов, присмотра и оздоровления;

– 223 сада с приоритетным осуществлением направлений развития воспитанников.

С 1 сентября 2008 года государственные детские дошкольные учреждения посещают 290900 малышей, что на 21700 детей больше, чем в прошлом учебном году.

Но цифры – это только внешние параметры системы. Гораздо больше изменений за прошедший год произошло в содержательной стороне жизни ДОУ во многом благодаря подготовке и начавшейся реализации городской программы развития дошкольного образования, рассчитанной на период с 2008 по 2017 год, одобренной коллегией Департамента образования в феврале нынешнего года.

Сегодня дошкольные образовательные учреждения – полноправные участники инновационных проектов по самым широким проблемам детства. В 225 ДОУ работают экспериментальные площадки. 30 ДОУ стали победителями и призерами Московского городского конкурса «Детский сад будущего», а еще год назад их было только два.

В городе создана многофункциональная развивающая система общественного дошкольного образования и для детей, воспитывающихся в домашних условиях.

В Москве созданы и действуют новые формы дошкольного образования:

– 125 центров игровой поддержки ребенка, которые осуществляют психолого-педагогическую деятельность с детьми от 6 месяцев до 3 лет;

– 48 служб ранней помощи, которые оказывают квалифицированную комплексную помощь детям младенческого и раннего возраста с выявленными нарушениями развития и их семьям;

– 73 лекотеки, которые занимаются психолого-педагогическим сопровождением детей до 7 лет с нарушениями развития для социализации, формирования предпосылок учебной деятельности, поддержки развития личности ребенка;

– 894 группы кратковременного пребывания детей.

В этом году они принимают уже 4700 малышей. А в прошлом году это было доступно только 2700 детям.

В январе 2008 года мы открыли первый семейный детский сад. С сентября начали работать уже 83 таких структурных подразделения ДОУ, в которых воспитывается 281 малыш. Наиболее востребованы они в Центральном (19), Юго-Западном (16) и Западном (13) округах. Что можно сказать уже сейчас о первом опыте работы семейных садов? Они позволяют решить несколько задач:

– предоставление многодетным родителям возможности трудоустройства, не прерывая процесса воспитания детей;

– оказание существенной материальной поддержки многодетных семей;

– сокращение очередности в детские сады;

– значительное изменение менталитета мам, которые проходят подготовку перед началом своей деятельности, изучают образовательные программы, вместе с детьми посещают занятия непосредственно в саду;

– получение домашними детьми возможности более полного развития вместе со своими сверстниками.

Вот что пишет одна из мам – Людмила Гостева, имеющая четверых детей, высшее техническое образование, которая одна из первых в ЦАО решилась на открытие такого садика: «Когда я познакомилась с программой «Первые шаги», поняла, что раньше воспитывала своих малышей непоследовательно. Из методических книг, которые мне выдают в детском саду, я узнала много нового и поняла, что теперь хочу получить второе высшее образование – педагогическое».

Вместе с тем обсуждение вопросов работы таких садов показало и проблемы. К сожалению, не во всех округах они получили свое развитие. Некоторые управления образования больше склонны искать причины, объясняющие, почему нельзя их открыть, нежели сделать все от них зависящее для открытия таких садиков. Сегодня в Москве своего решения от управлений образования ждут еще 29 многодетных семей. Кроме того, требует улучшения методическая помощь этим молодым воспитателям, которая на уровне окружных методических служб практически сегодня отсутствует, следует рассмотреть возможные формы участия этих мам в общественной жизни детского учреждения и округа. Эти и другие вопросы требуют неотложного решения от управлений образования.

Презентация год назад появившихся новых форм работы с ДОУ, некоторые итоги позволяют с уверенностью сказать, что они чрезвычайно востребованы и не только решают задачи адаптации ребенка к деятельности в коллективе, но и частично снимают остроту проблемы очередности, а самое главное – позволяют в самом раннем возрасте провести необходимую диагностику состояния здоровья ребенка и в случае необходимости оказать своевременно психолого-педагогическую помощь и коррекцию. Сегодня в Москве уже есть учреждения, которые одновременно стали и центрами развития, в них же открыты группы кратковременного пребывания, осуществляется консультативная помощь для родителей и работает центр игровой поддержки. Конечно, это большая нагрузка на педагогический коллектив. В таком учреждении заведующая выступает уже как грамотный менеджер, организуя столь разностороннюю деятельность, используя каждый метр площади и час 12-часового рабочего времени.

Накопленный в последние два года опыт деятельности новых вариативных форм и подходов к дошкольному образованию с учетом идей концепции устойчивого развития позволил Правительству Москвы в ноябре 2007 года подписать меморандум и заключить соглашение с ЮНЕСКО о развитии пилотного проекта в области воспитания и образования детей младшего возраста «Московское образование: от младенчества до школы», который рассчитан до 2012 года. Пилотный проект направлен на реализацию первой цели программы «Образование для всех», предусматривая расширение и совершенствование воспитания и образования детей младшего возраста, развитие социальных, образовательных услуг и программ для детей в возрасте до 6 лет. Таким образом, он выстраивает рамки совместной деятельности в целях создания «Детских садов будущего» и «Школ будущего».

Сегодня для развития этого проекта созданы и работают на базе образовательных учреждений 15 ресурсных центров. Они разрабатывают и создают под руководством ведущих научных сотрудников в области дошкольного образования модели особого пространства, которые позволяют спроектировать и реализовать индивидуальную траекторию развития каждого ребенка, создать условия для развития у детей различных особенностей с учетом меняющихся условий развития самого ребенка. Обсуждение в ресурсных центрах, на августовских «круглых столах» вызвало заинтересованную, горячую дискуссию по столь непростым вопросам дошкольного образования. Исследования и построение гипотез, практическая деятельность, которые выстраиваются совместно с научными руководителями (а среди них 6 докторов и 9 кандидатов педагогических и психологических наук – руководители кафедр и лабораторий педагогических вузов и центров, работающих в области дошкольной педагогики и психологии), вывели созданные ресурсные центры на качественно новые позиции в содержании дошкольного образования, позволяют всему педагогическому коллективу ОУ быть соучастником новых педагогических технологий.

Департамент образования считает, что все это должно позволить:

– создать некое новое педагогическое сообщество, объединяющее сеть подобных ДОУ;

– ускорить переход всех ДОУ на новые модели;

– способствовать выравниванию ДОУ в городе, что приведет к исчезновению невостребованных учреждений;

– соединить ценный практический опыт с научными гипотезами и разработками;

– существенно расширить интерес общества и педагогической науки к изучаемому возрасту.

Ресурсные центры уже сделали предложения о проведении в этом учебном году интернет-конференций, мастер-классов специалистов, семинаров и «круглых столов» по обсуждению и передаче накопленного опыта и обучению наработанным технологиям. Целью этих обсуждений станет выработка совместных моделей деятельности в различных направлениях дошкольного образования, создание сетевого взаимодействия, которое началось уже летом этого года. Когда ресурсный центр «Маленькие гении» предложил заочно участвовать в интернет-конференции по обозначенным проблемам, то нашел коллег из Юго-Западного, Центрального, Западного округов, и сегодня они становятся постоянными участниками различных интернет-обсуждений.

Первые результаты работы ресурсных центров должны послужить основой общего исследования и создания новых программ в учебно-исследовательском центре в рамках реализации пилотного проекта, создание которого необходимо осуществить уже до конца этого года Департаменту образования.

Как и в каком соотношении находится развитие подобных ресурсных центров и проекта «Детский сад будущего», не приведет ли это к отказу от последнего, в реализацию которого не так давно включились наши дошкольные учреждения? На мой взгляд, совместный пилотный проект Москвы и ЮНЕСКО выстраивает определенную модель, расширяет рамки видового развития и деятельности всего учреждения в целом, создает некий новый путь для творческих проектов, выдвинутых на конкурс «Детский сад будущего». Самая главная цель таких проектов – сделать ребенка счастливым. Если малыш, улыбаясь, идет в сад, а вечером не умолкает и рассказывает, чему научился, что было с ним за день радостного и интересного, значит, этот коллектив выполняет свою задачу, и родители высоко ценят такое отношение к детям.

Задачи управлений образования – проанализировать опыт, накопленный ресурсными центрами и победителями проекта «Детский сад будущего», определить для себя приоритеты и выстроить собственную окружную модель вариативности моделей ДОУ и систему управления ею. Особая роль в решении этих проблем отводится окружным методическим службам.

Год назад мы ставили задачу повышения качества работы «непопулярных» или «непрестижных» у населения дошкольных учреждений. Несмотря на то что социологические исследования семей в 2007 году, проведенные Центром социологии образования РАО, показали, что 81,7% родителей удовлетворены качеством образовательных услуг, мы по-прежнему еженедельно получаем десятки писем от родителей с просьбой устроить их ребенка в определенный детский сад или с отказом посещать тот или иной сад, так как нет должного понимания и внимания к ребенку. Проанализировать деятельность подобных учреждений – задача управлений образования и методических служб. Задача не в том, чтобы наказать руководителей, а в том, чтобы помочь заведующей найти не только слабые места в управлении, но и резервы. Позволяющие достичь практики коллег, помочь укрепить кадрами, направить на повышение квалификации, если необходимо и закрепить за ними куратора из числа опытных руководителей. Словом, использовать все собственные ресурсы для выравнивания учреждений. Перед окружной методической службой стоит задача в корне перестроить работу лабораторий дошкольного образования с учетом использования новых технологий и форм работы меняющихся тенденций в обществе. Для повышения эффективности этой работы в нынешнем учебном году Департамент образования впервые проведет городской конкурс «Лучшая окружная методическая служба по дошкольному образованию».

По-прежнему один из главных приоритетов ДОУ – укрепление здоровья детей. Сегодня 85% детей в России попадают в «зону риска» с момента своего рождения.

По данным диспансеризации прошедшего года, среди обучающихся системы Департамента образования практически здоровые дети, отнесенные к первой группе здоровья, составляют 28% (практически это один ребенок из трех). Анализ посещаемости ДОУ детьми в прошлом учебном году показал, что в среднем по болезни пропущено 8,4 дня, причем больше болеют дети в возрасте от года до трех лет (10,8 дня).

Дети в возрасте от 5 до 7 лет в среднем не посещают 6,5 дня, самый низкий показатель заболеваемости – в центрах развития ребенка и садах с приоритетным осуществлением одного из направлений. По-прежнему первое место среди заболеваний составляют болезни органов дыхания, костно-мышечной системы и глаз. Статистика болезней с возрастом меняется. Следовательно, профилактика простудных и вирусных заболеваний, правильное питание, укрепление общего физического состояния, внедрение здоровьесберегающих технологий во все сферы образовательной и воспитательной деятельности с младенчества становятся первостепенными для системы дошкольного образования. Все необходимые ресурсы у нас для этого есть.

Очень важна для родителей правильная организация питания в наших учреждениях. Возможно, напрямую к пилотному проекту это не имеет отношения, но это важный вопрос в осуществлении программ оздоровления ребенка. Второй год в дошкольных учреждениях осуществляется 20-дневное единое меню. В результате всех претензий со стороны родителей к нему, при неоднократно поведенных совещаниях совместно с Территориальным управлением Роспотребнадзора и Институтом питания РАМН, при участии Московского фонда содействия санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, которые были разработчиками этого меню, пришли к соглашению и внесли такие изменения:

– улучшены технологические карты приготовления блюд (более того, организованные в сентябре курсы по обучению поваров приготовлению этих блюд с учетом имеющегося оборудования в течение года пройдут во всех округах);

– увеличено количество свежих овощей взамен консервированных;

– сочетание рыбных блюд и молока заменено на более привычное;

– некоторые блюда заменены на паровые;

– уменьшено содержание сахара и соли.

Пропаганда наших результатов, опыт работы лучших воспитателей, специалистов должны найти отражение на страницах московских СМИ, и эту деятельность должен вести прежде всего Департамент образования.

Говоря о физическом развитии детей, их здоровье, мы прежде всего обращаем внимание на создание условий для овладения ребенком навыками спортивных игр, привития любви к занятию спортом, формирования устойчивых навыков и потребности к здоровому образу жизни.

Материально-техническая база для занятий спортом

За прошедший учебный год в детских садах заметно увеличилось количество физкультурно-спортивных залов (в основном за счет переоборудования групповых комнат), но вместе с тем:

– в каждом втором учреждении спортивные залы существуют за счет переоборудованных групповых комнат;

– каждое пятое ДОУ имеет бассейн;

– оборудованные спортивные уличные площадки имеют почти 54% учреждений;

– стационарные спортивные залы имеют 18,2% учреждений;

– 420 учреждений имеют зал, совмещенный с музыкальными занятиями, 82 – вообще не имеют спортивных залов.

Оборудование

Сегодня детские сады достаточно хорошо оснащены спортивным оборудованием. В этом году по программе «Малышок» в спортивные залы 92 детских садов поставлены новое спортивное оборудование и инвентарь. Благодаря этому в ДОУ представлены все виды спорта для занятий как в помещении, так и на улице. Оборудование выполнено на основе современных технологий и безопасно для детей, в то же время оно яркое и привлекательное для них. В детские сады в этом году поставлено и новое спортивно-игровое оборудование из Словении, которое во многом меняет наше представление об организации спортивных занятий в саду. Оборудование поставляется, однако на повестке дня стоит вопрос дальнейшего обучения воспитателей методического сопровождения.

Необходимо в кратчайшие сроки разработать методические рекомендации по использованию данного оборудования в разных видах ДОУ. Кроме того, управлениям образования надо внимательно относиться к раздаче этого оборудования по учреждениям, учитывая технические возможности спортивных залов, соотнося свои предложения с методистами окружных детско-юношеских клубов.

Кадровое обеспечение

В настоящее время в ДОУ работают 2463 специалиста по физической культуре. Вакансии воспитателей по физической культуре есть в основном в малокомплектных детских садах. Московские вузы осуществляют первые шаги по организации системы регулярной подготовки и переподготовки спортивных кадров. Увеличилось число специалистов с высшей и первой квалификационной категорией, работающих в ДОУ и занимающихся физической подготовкой детей. Для закрепления кадрового состава молодых специалистов, а также для повышения престижа профессии воспитателя по физической культуре проходит совместный конкурс с учителями физической культуры «Ярмарка педагогических идей». Увеличился прием на дошкольные специальности и в педагогические колледжи, по специальности «адаптивная физическая культура» число студентов в 2008 году увеличилось более чем в два раза, что говорит об усилении внимания к своей важнейшей задаче – заботе о здоровье детей.

Методическое обеспечение

Развивается структура организационно-методической службы в округах, в детских оздоровительно-образовательных центрах вводятся дополнительно штатные специалисты по дошкольному физкультурному образованию. Определилась положительная тенденция внедрения личностно ориентированного подхода к детям в процессе физического воспитания, повышения оздоровительного статуса физической культуры.

Показатели

Больше внимания уделяется обучению детей плаванию. Занятия по плаванию проводятся в 436 детских садах с бассейнами, где занимаются почти 65 с половиной тысяч детей в возрасте от двух до семи лет. 84% дошкольников, поступая в первый класс, умеют плавать.

Детские сады ведут активную работу по увеличению спортивных секций и кружков в рамках дополнительного образования, в которых занимаются 23 тысячи детей. Вместе с тем есть проблемы, требующие решения.

Главная задача – снижение заболеваемости детей – должна стать постоянной заботой каждого сотрудника детского сада. На решение этой задачи должны быть направлены и здоровьесберегающие технологии, и физкультура, и спорт. Должна быть системная работа по оздоровлению детей, если мы говорим о прогрессивной системе оплаты труда, то, видимо, есть необходимость рассмотреть возможность введения надбавки сотрудникам детских садов, в которых дети мало болеют. Департамент образования внесет изменения в ежегодно проводимые профессиональные конкурсы «Детский сад года» и «Воспитатель года». Результаты работы детского сада и воспитателей по сохранению и укреплению здоровья детей будут учтены при определении победителей конкурсов.

Опыт

Опыт работы ресурсного центра «Здоровый ребенок» (ДОУ комбинированного вида №2565) и центра «В таланты с малых лет» (Центр развития ребенка – детский сад №2452) показывает, что уже разработаны и применяются в детских садах эффективные технологии укрепления здоровья детей. Однако широкая педагогическая общественность о них мало информирована. Задача ресурсного центра – сделать свой ценный опыт по закаливанию детей достоянием каждого детского садика. Более того, важно этот опыт передать и в систему общего образования – в начальную школу. О необходимости создания такого совместного семинара шел разговор на одном из августовских «круглых столов».

Говоря о здоровье малышей, нельзя забывать о детях, для которых этот вопрос с момента рождения стал жизнеопределяющим.

2028 детей-инвалидов обучаются в ДОУ, большая часть – это дети с нарушением слуха и интеллекта. В 232 детских садах компенсирующего вида, 29 начальных школах – детских садах компенсирующего вида, 421 детском саду комбинированного вида обучаются более 23 тысяч детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Потребность в компенсирующих группах ежегодно растет. Так, с 1 сентября 2008 года в Северо-Восточном, Восточном, Южном и Юго-Западном округах дополнительно открыты 13 групп для детей с нарушениями речи, зрения, опорно-двигательного аппарата, с нарушением интеллекта. Наметившаяся в последние годы тенденция обучения и воспитания детей, ранее считавшихся необучаемыми, получила свое распространение и в дошкольном образовании, что позволило открыть в детских садах компенсирующего вида в прошедшем учебном году 72 группы кратковременного пребывания «Особый ребенок» с общим охватом 383 ребенка-инвалида.

Следует отметить, что в детских садах постепенно увеличивается число интегрированных групп, в которых дети с ограниченными возможностями здоровья воспитываются и обучаются с обычными детьми. Такие группы есть в Центральном, Северном, Юго-Восточном Южном, Юго-Западном, Западном, Северо-Западном округах. Интеграция детей с особенностями развития в социум – приоритетная задача всей системы образования, так как ее решение определяет степень зрелости общества и уровень его морально-нравственной культуры. Процесс движения к инклюзивному образованию сложный, и совершать его надо постепенно.

В соответствии с распоряжением Департамента образования создана рабочая группа по разработке нормативной правовой базы для развития инклюзивного дошкольного образования. Некоторые округа приняли собственные нормативные акты, по которым работают. Уже созданы проекты положений о психолого-медико-педагогической комиссии, инклюзивной группе. Сейчас эти документы проходят согласование в Департаменте образования.

Приоритетное направление в работе Департамента образования, его окружных управлений – создание таких условий, при которых обеспечивается весь спектр образовательных услуг, комплекс коррекционно-развивающих, лечебно-оздоровительных и реабилитационных мероприятий для особой категории детского населения.

Большое внимание управления, Департамент образования уделяют созданию безбарьерной среды для детей с нарушениями в физическом развитии. Однако для ДОУ сегодня это серьезная проблема. С приемом детей-инвалидов с ДЦП, слепых детей стало необходимым оснащение детских садов подъемными устройствами, поручнями для передвижения и другими приспособлениями для этой категории детей.

Принятая 15 апреля 2008 года Правительством Москвы подпрограмма «Совершенствование работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья» на 2008 – 2009 годы позволит уже в этом году пополнить материальную базу современным специальным оборудованием детских садов компенсирующего вида для детей с нарушением зрения, а в 2009 году – для детей с нарушением слуха и опорно-двигательного аппарата. Кроме того, ее реализация к 2009 году позволит оснастить 85 детских садов компенсирующего вида и 12 начальных школ – детских садов компенсирующего вида пандусами, поручнями и другими приспособлениями для безопасного и удобного доступа детей-инвалидов в ДОУ. Но всего этого еще недостаточно для выравнивания стартовых условий в получении образования малышами в детских садах.

Техническое оснащение необходимым специальным оборудованием и одновременное обучение педагогического коллектива, формирование позитивного отношения в социуме к этой проблеме должно быть в центре внимания всех работников управлений – от кураторов дирекций, осуществляющих контроль за качеством ремонтных и строительных работ, до специалистов управлений образования, ведущих это направление деятельности.

Есть и еще одна немаловажная проблема. Сегодня в Москве система дошкольного образования не только включает собственные учреждения различного вида, но и немало детей этого возраста обучаются в системе дополнительного образования. Мы нередко обсуждали это в ресурсных центрах, отмечали, что в целом это хорошо. Ребенку интересно рисовать, танцевать, петь в фольклорном коллективе. В учреждениях дополнительного образования сегодня много профессиональных, удивительных людей, богатых душой и своей привлекательностью. Да и условия, создаваемые там, часто близки к семейным, комфортны и уютны. Нас волнуют в большей степени группы раннего развития, ориентированные на детей дошкольного возраста. Именно они часто берут на себя функции по подготовке детей к школе. Сегодня в таких объединениях занимаются, по самым скромным подсчетам, более 25 тысяч детей.

Кто занимается этой подготовкой, в каких условиях проходят занятия, кто оказывает методическую помощь и осуществляет переподготовку этих педагогов, какие программы используются в работе и как соблюдаются нормы СанПиНа в работе с детьми этого возраста? На все эти вопросы должны ответить лаборатории дошкольного воспитания окружных методических служб.

Развитие сети ресурсных центров впрямую соотносится с информатизацией дошкольного образования. По состоянию на 1 сентября 2008 года в среднем на одно дошкольное образовательное учреждение приходится 4 компьютера. Но тем не менее около 4% ДОУ не имеют компьютерной техники. В течение августа 2008 года осуществлялась поставка компьютерной техники в образовательные учреждения. В 2009 году мы планируем обновить и поставить современную компьютерную технику более чем в 600 ДОУ. В 2006 году к сети «Интернет» были подключены 60 ДОУ, в которых располагаются комиссии по комплектованию. Всего на 1 сентября 2008 года подключение к сети «Интернет» имеют 677 ДОУ, в течение нынешнего учебного года будут подключены оставшиеся ДОУ.

Информатизация приходит в ДОУ, но готовы ли к этому детские сады и педагоги?

Все заведующие ДОУ должны уметь пользоваться компьютером. В каждом детском саду, который подключен к сети «Интернет», должен появиться свой сайт. Департамент образования провел два «круглых стола» по этому вопросу, был разработан вариант сайта детского сада. Есть надежда, что ресурсные центры, созданные в округах, помогут ДОУ. Интернет должен стать помощником в общении с родителями.

Говоря о развитии качественного дошкольного образования, необходимо упомянуть и о доступности, и о равных возможностях в получении этих услуг. Действительно, для решения этой актуальной проблемы Правительство Москвы сделало много.

К 1 сентября 2008 года завершены разного рода ремонтные работы в ДОУ, в том числе те, за счет которых дополнительно получено 4057 мест. За счет средств капитального ремонта к началу нового учебного года отремонтировано 30 детских садов, в 2008 году предусмотрен ввод в эксплуатацию 100 ДОУ, уже сдано 24 ДОУ на 3390 мест. В 2008 году ДОУ будут оснащены мебелью и оборудованием на 200 миллионов рублей. В 2009 году начнется строительство 50 пристроек «Малышок» к ДОУ.

Все это положительные меры, но, к сожалению, очередность в детские сады в Москве сохраняется. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года ее удалось снизить. Сегодня своей очереди ждут 20765 малышей. Причин этому несколько: задержка сроков ввода детских садов-новостроек, увеличение числа родителей, желающих устроить детей в детские сады с 1 сентября 2008 года (за март – август зарегистрированы 3025 человек), в рамках реализации программы «Молодой семье – доступное жилье», а также во время точечной застройки жилых зданий в отдельных микрорайонах не всегда предусмотрено введение дополнительных мест в детских садах. Программа ликвидации очередности будет продолжаться. Предполагаем, что к 2012 году такой проблемы уже не будет и мы сможем в течение месяца предоставлять места всем записавшимся и желающим. Но сегодня окружным управлениям образования при планировании строительства и реконструкции в 2009 году необходимо выстроить четкий план оперативного вода в действие детских садов-новостроек, максимально эффективного использования имеющихся площадей, расширения сети новых форм дошкольного образования в шаговой доступности.

Сегодня наибольшие нарекания родителей идут в адрес комиссий по комплектованию ДОУ. Мы не раз подробно обсуждали их работу, отмечали, что она стала четкой и более прозрачной. Большинство членов комиссий работают оперативно, грамотно и компетентно. Но нельзя сказать, что все идеально, письма родителей подтверждают, что в некоторых комиссиях нет удобных условий для приема родителей, что члены комиссий некорректно разговаривают с посетителями. Так, в комиссиях Северного Измайлова и Отрадного надо занимать очередь в 6 часов утра и потратить не менее 3-4 часов, часто приходится стоять в очереди с ребенком, и не один раз, требует решения и проблема оповещения о работе комиссий. Департамент образования ведет разработку нового порядка комплектования, который предусматривает работу в комиссиях на постоянной основе специалистов, но никаким документом нельзя воспитать человеческое доброжелательное отношение к людям.

Ключевая фигура в дошкольном образовании – воспитатель.

В государственной системе дошкольного образования Москвы работают 71000 человек, в том числе 58,1% – это педагогические работники.

Среди заведующих имеют высшее или незаконченное высшее образование 94%, среднее профессиональное – 6%.

38% воспитателей имеют высшее образование, 57% – среднее профессиональное образование.

Дополнительная потребность в педагогических кадрах (с учетом потребности для формирования коллективов для вновь построенных ДОУ, планируемого снижения педагогической нагрузки, заполнения открывшихся вакансий и ухода на пенсию педагогических работников ДОУ) составляет 953 человека, в том числе воспитателей – 650 человек.

Отдельная задача окружных управлений образования – продумать и осуществить подготовку резерва заведующих детскими садами с учетом реализации программы нового строительства до 2012 года.

Опытные педагоги, которым предстоит занять руководящую должность, понимают, что в ДОУ трудно быть просто администратором, то есть человеком с жесткими функциональными обязанностями и требованиями, потому что педагоги-«дошкольники» – это люди особого типа, творческие, эмоционально чувствительные. Руководитель ДОУ имеет такие же личностные особенности, но к нему предъявляются более высокие требования: профессионализм, дипломатичность и предприимчивость.

Вузы Департамента образования с пониманием относятся к проблемам дошкольного образования. Московский городской педагогический университет и Московский гуманитарный педагогический институт в 2008 году по сравнению с 2007 годом на 65% увеличили прием на специальности дошкольного образования. В то же время огорчает, что план приема на специальность «Музыкальное образование» выполнен только на 72%, а музыкальных руководителей в детских садах не хватает.

В соответствии с инновационной образовательной программой МГППУ «Формирование системы психологического образования в университете как базовом ресурсном центре практической психологии» специально разрабатываются модули двухуровневой подготовки «бакалавр – магистр». На всех факультетах университета большое внимание уделяют практической подготовке студентов непосредственно в учреждениях, где реализуются программы работы с детьми раннего и дошкольного возраста. На базе МГППУ создан Университетский округ, объединивший около 100 образовательных учреждений, в которых ведется научная и практическая работа при участии ведущих специалистов-психологов, студентов, аспирантов. На базе университета создан уникальный Центр игры и игрушки, в котором проводится дополнительная подготовка студентов и специалистов по экспертизе игр и игрушек.

Родители играют особую роль в жизни ребенка. С вхождением малыша в ДОУ для него открывается новая социально организованная роль института гражданского общества. Но проблемы возникают не только у ребенка, но и у родителей. Именно они, современные молодые родители, испытывают потребность в психолого-педагогической поддержке. Работа одного из ресурсных центров – ДОУ №2230 по программе «Московская семья – компетентные родители», показывает, что современные родители не умеют играть с ребенком, они просто не знают игр, которыми ребенок должен овладеть в том или ином периоде своей жизни. А ведь игра – это основной вид деятельности дошкольного возраста. Научить понимать и одобрять действия ребенка, научить любить и развивать своего малыша – это и есть компетентность родителей. Таким образом, от компетентности педагога к компетентности родителя – еще один путь, по которому нам предстоит идти. Консультативные пункты для родителей, дети которых воспитываются в домашних условиях, семейные клубы, реализующие образовательно-игровые программы для родителей, Клубы будущих родителей – вот неполный перечень различных форм, созданных в эти два года в ДОУ. Культурно-образовательный центр «Рябинушка», музей «Живая старина» ДОУ №1851 приобщают семью к национально-культурному наследию, открывают возможности опираться в семейном воспитании на народные обычаи. Дети и родители становятся исследователями семейных историй, это и есть формирование начал патриотического, гражданского воспитания наших детей.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте