Дома здесь строятся на сваях, зимой нередки морозы под 600, а до отдаленных поселков можно добраться только по воздуху, преодолев тысячи километров. Тем не менее система образования этого субъекта Федерации – одна из самых динамично развивающихся.
– Наша республика – один из немногих исторически сложившихся поликультурных регионов России, где веками жили представители разных этнических и культурных групп. Если в Российской Федерации, по данным последней переписи населения, проживает более 130 народов, то в нашей республике – более ста двадцати. То есть регион по своему этническому составу – это, можно сказать, небольшая модель всей России.
В Якутии установлен государственный билингвизм: утверждены два государственных языка – якутский и русский. Именно поэтому культурные приоритеты современной системы образования республики сводятся к следующему: полиязычие и поликультура; понимание и гармония между различными языковыми и культурными группами; овладение в совершенстве другим языком и расширение профессиональных шансов учащихся на международном уровне.
– Как удалось в республике, имеющей такую огромную площадь и низкую плотность населения, создать действенную структуру управления, охватить всех детей и осуществлять постоянную и устойчивую обратную связь образовательных учреждений с центром?
– Именно огромные расстояния, низкая плотность населения и удаленность от культурных и научных центров, ограниченность ресурсов заставляют нас активизировать имеющийся человеческий и образовательный потенциал, привлечь к решению вопросов образования все население. Это обеспечивает общественно-государственный характер управления, высокий уровень участия общественных институтов в решении стратегических задач развития образования.
– Расскажите, пожалуйста, об образовательных программах Министерства образования, а также о целевых программах и проектах правительства Республики Саха (Якутия).
– В Республике Саха (Якутия) действуют в настоящее время три концепции, служащие ориентиром развития системы образования. С 1991 года в республике реализуется Концепция обновления и развития национальных школ в РС(Я), аналогов которой в России еще не было. Она обеспечила реализацию триединой задачи межкультурного образования в школах Якутии: передавать подрастающему поколению богатства языка и культуры родного народа, опыт жизни, традиции и духовно-нравственные ценности, обогащать культурой народов совместного проживания, приобщать к ценностям мировой культуры – синтезу лучших достижений культур различных народов, населяющих нашу планету. Примечательно, что на международной конференции 1993 года в Якутске заместитель генерального директора ЮНЕСКО Колин Пауэр признал международное, мировое значение этой концепции, назвав ее якутским педагогическим чудом.
Также впервые в России в 2000 году в нашей республике была принята Концепция школьного языкового образования, которая провозгласила идеи формирования и развития языковой личности, способной реализовать себя в языке и через язык. Она объявила единые подходы в обучении языкам – родному, русскому и иностранным.
Постановлением правительства Республики Саха (Якутия) от 22 апреля 2005 года №228 принята Концепция системы кочевых образовательных учреждений Республики Саха (Якутия). Наш уникальный опыт развития кочевых школ по достоинству оценен как в соседних регионах, так и за рубежом.
Также разработана Государственная программа языкового строительства, целью которой является создание благоприятных условий для поддержки и развития государственных языков, а также сохранения и развития родных языков малочисленных народов Севера, компактно проживающих в республике.
Правительством республики утверждены целевые программы реализации Концепции Годов детства и детского спорта на 2004-2006 годы, введения профильного обучения, межведомственные программы «Развитие воспитания детей и молодежи в РС(Я) на 2004-2007 годы», «Строительство образовательных учреждений в сельской местности на период 2004-2008 гг.», «Обеспечение пожарной безопасности объектов образовательных учреждений до 2008 года». Разработаны и реализуются Государственная программа развития образования на период до 2006 года и отраслевая программа «Образование: расписание на завтра. Приоритетные направления развития системы общего образования Республики Саха (Якутия) на 2004-2006 годы», которая включает в себя такие проекты, как «Модернизация содержания общего образования», «Воспитание гражданина», «Здоровое поколение», «Информатизация образования», «Доступность качественного образования сельским школьникам», «Совершенствование нормативно-правовой базы развития образования», «Управление качеством образования».
В республике с 90-х годов осуществляется программно-целевое управление системой образования. Сегодня действуют Государственная программа развития образования, принятая в 2001 году, Государственная целевая программа языкового строительства РС(Я), Приоритетные направления развития системы общего образования РС(Я) на 2004-2006 годы, межведомственная программа реализации концепции Года детского спорта и здоровья «Будущее в наших детях» на 2004 – 2006 годы, межведомственная комплексная программа «Развитие воспитания детей и молодежи в РС(Я) на 2004-2007 годы», программа «Строительство образовательных учреждений в сельской местности на период 2004-2008 гг.», программа «Обеспечение пожарной безопасности объектов образовательных учреждений до 2008 г.» и другие.
– Я слышал, Якутия одной из первых высказалась за введение обязательного общего среднего и дошкольного образования.
– Это действительно так. Интересно, что Президент Российской Федерации Владимир Путин на встрече с выпускниками 2005 года сказал: среднее общее образование должно стать обязательным. Между тем в нашей республике это уже давно стало нормой и существенно расширило права наших детей по сравнению с федеральным законодательством.
В этом году закон Республики Саха (Якутия) «Об образовании» принят в новой редакции, и в нем расширена статья 12 о дошкольном образовании. Законом закреплена обязательность дошкольного образования для детей с пятилетнего возраста. И сегодня им охвачено более 90% детей. В целом численность воспитанников детских садов выросла за последние пять лет на 3445 детей. Это стало возможным благодаря целенаправленной работе органов местного самоуправления, которые в условиях оптимизации финансовых расходов прилагают все усилия по поддержке дошкольного образования, созданию условий для равной подготовки к школе вне зависимости от социального статуса родителей.
– Сколько школ в республике?
– В республике – 683 общеобразовательные школы. 72,2% из них расположено в сельской местности, более половины – малокомплектные и малочисленные. Поэтому большую значимость для нас имеет принятие изменений в закон «О государственной поддержке сельских образовательных учреждений». Государство берет на себя ответственность за сохранение и дальнейшее развитие школ в сельской местности, поскольку они составляют основу сельского уклада жизни. Не случайно строительство школ на селе приобрело статус республиканской программы. Президентом Республики Саха (Якутия) Вячеславом Штыровым поставлена задача ежегодно строить не менее 15 современных школ. Эта задача выполняется, благо, что объемы средств, предусмотренных в инвестиционной программе РС(Я), выросли с 201,0 млн. рублей в 2003 году до 673,5 млн. рублей в 2005 году.
– А как идет обновление материальной базы?
– Благодаря целевым программам укрепления материально-технической базы учебных заведений за последние годы наметилась положительная динамика и в оснащении школ учебно-лабораторным оборудованием – в 2004 году 125 сельских школ получили оборудование для кабинетов физики, химии, биологии. Кроме этого все новостройки обеспечиваются современным технологическим и лабораторным оборудованием. Сделан существенный прорыв в оснащении школ компьютерной техникой и во внедрении информационных технологий в учебный процесс. Создано единое информационно-образовательное пространство республики, завершена компьютеризация образовательных учреждений, и сегодня практически все учебные заведения республики могут пользоваться услугами сети «Интернет».
– С 2003-2004 учебного года Якутия включилась в федеральный эксперимент по введению профильного обучения. Какие результаты?
– Сегодня в школах Якутии работают классы по 36 различным профилям, реализуя на практике 4 модели профильного обучения. Модель многопрофильного обучения действует в 148 школах республики, однопрофильного – в 60 образовательных учреждениях, индивидуальный учебный план – в 41 школе, сетевое взаимодействие реализуется в 49 школах. Классификация моделей профильного обучения по типам населенных пунктов позволяет сделать вывод, что в сельских малокомплектных школах и школах малочисленных народов Севера, которые составляют 65%, возможна организация только однопрофильной школы, и то, если позволяют кадры. Поэтому именно для нашей республики очень актуально организовать такие модели профильного обучения, как индивидуальный учебный план и сетевое взаимодействие.
– Какие направления деятельности сейчас наиболее актуальны и почему?
– Пожалуй, главное для нас – это развитие региональной системы образования как органической части образовательного пространства Российской Федерации при сохранении социально-культурных особенностей. Общие же приоритеты в образовательной политике республики определяются основными направлениями Концепции модернизации российского образования до 2010 года.
– Что дала Якутии модернизация системы образования России? Что удалось в большей степени, что – в меньшей?
– Сегодня можно с полной уверенностью говорить о преимуществах ЕГЭ, четырехлетней начальной школы, профильного обучения. Особенно педагогической общественностью республики поддерживается эксперимент по профильному обучению, реализующий идею индивидуальной образовательной траектории обучающихся. В учебно-воспитательный процесс образовательных учреждений органично вписались предпрофильная подготовка с ее системой элективных курсов, портфолио, новой системой итоговой аттестации. В школах интенсивно происходят процессы интеграции с дополнительным образованием, с учреждениями профессионального образования. Наблюдается тенденция взаимодействия образовательных учреждений с предприятиями, организациями. Внедряется изучение предметов на базовом и профильном уровнях для усиления компетентностного подхода. Новое содержание образования требует и новых методов преподавания. По-иному стали строить педагогическую практику учителя, усиливая практическую направленность уроков, используя блочную, модульно-зачетную, информационно-коммуникативные технологии.
Самое сложное – финансово-экономическое подкрепление реформ. Кроме того, изменения структуры и содержания требуют изменений в нормативно-правовой базе, финансово-экономическом подкреплении. Поэтому на всех уровнях системы образования закрепляются изменения в законодательстве республики, начиная с приказов, уставов, положений образовательных учреждений и кончая приказами Министерства образования.
– Раскройте рецепт столь удачного сосуществования двух культур – русской и якутской.
– Наша республика является одним из крупных субъектов Российской Федерации, где мир, оптимизм, толерантность и согласие людей стали определяющим фактором общественной жизни. В этом несомненная заслуга правительства РС(Я), Ассамблеи народов Республики Саха (Якутия), национальных общественных объединений.
Образование является одновременно средством обеспечения, сохранения и отражением культурного разнообразия общества. Качественное образование – прежде всего учет многих разнообразных культурных и языковых условий. В этом, возможно, секрет удачного сосуществования многих культур.
– Народ Якутии верит своему руководству. А оно, в свою очередь, верит в свой народ. В чем секрет подобного единения?
– История реформирования образования в Советском Союзе и России всегда была связана в первую очередь с государственной политикой.
Якутия в глазах большинства россиян ассоциируется с вечной мерзлотой, алмазами и другими полезными ископаемыми. По мнению же президента Якутии Вячеслава Штырова, «…визитной карточкой Республики Саха (Якутия) являются не алмазы и золото, а ее система образования». Стать «визитной карточкой» образовательной сфере позволяла и позволяет мощная государственная поддержка. В Якутии сложился прецедент органичного взаимодействия общества и государства (руководства).
Большой рывок сделала система образования республики в 90-е годы теперь уже прошлого столетия благодаря государственной политике первого президента республики Михаила Николаева. Его роль в развитии всех сфер жизнедеятельности Якутии без преувеличения можно сравнить с ролью Петра I в истории государства Российского. Сфера образования была объявлена приоритетным направлением в государственной политике Якутии. По его мнению, республика может и должна стать одним из самых высокообразованных субъектов Российской Федерации.
В течение сравнительно небольшого для истории периода благодаря государственной поддержке был разработан и претворен в жизнь большой пакет законодательных актов, закрепивших всеобщность полного среднего образования. Закон «Об учителе» позволил осуществить социальную поддержку учительства, законодательное обеспечение получила сельская школа, дети-сироты и дети с ограниченными возможностями в обучении. Государственное стимулирование позволило широко развернуть инновационную деятельность в области образования, стали развиваться нововведенческие процессы, открылись различные типы и виды школ, новые высшие учебные заведения, школы получили новые компьютерные классы, вышли в интернет, укреплялись международные связи. Государственную поддержку получила система работы с одаренными детьми, стало развиваться движение попечителей и меценатов. Благодаря программе строительства школ в сельской местности на место старых деревянных зданий приходят новые, светлые, теплые и современные корпуса. И этот перечень можно продолжить. На такую поддержку учительство республики просто не может не дать адекватного ответа.
Комментарии