В февральские морозные дни в Москве не слишком людно – суровые морозы многих заставляют сидеть по домам. Но я точно знаю – в гимназии №1518 есть 12 человек, которые пришли бы сюда, даже если бы начался снежный буран. Это участники Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика».
В уютной библиотеке взволнованные конкурсанты – самые смелые, самые первые участники общероссийского состязания, которое отныне станет ежегодным. Преодолеть робость помогает почти домашняя обстановка – в этом небольшом читальном зале ребята частенько делают уроки или просто остаются полистать книги. Но все же это не обычный конкурс чтецов: ребята знают, что председатель жюри на финальном туре – актер и режиссер Олег Табаков. Сегодня в жюри помимо знакомых ребятам учителей писатель и поэт Кирилл Владимирович Ковальджи.Конкурс, понятно, не урок. Но эти двенадцатилетки все же дети. Несколько ребят сразу привычно тянут руки вверх. Среди первых – Лера Симонова, темненькая девочка с живыми карими глазами читает Пушкина, «Дубровского». Чувствуется, что она волнуется, не всегда верно ставит ударения, но слова, написанные почти 200 лет назад А.С.Пушкиным, оживают: вот в радостном нетерпении идет на встречу с Дефоржем Марья Кирилловна в ожидании любовного признания – и через минуту трепещет от страха, на ее глазах француз превращается в опасного разбойника Дубровского.Нередко выбранные произведения совпадают, например, «Муму» Тургенева читают двое ребят. Но взяты разные отрывки, и как по-разному они звучат! Каждый демонстрирует свой характер, свое понимание текста. В основном шестиклассники выбирают русскую классику. Выступили уже восемь из двенадцати участников, не прозвучало ни одного отрывка из зарубежных книг. В моей голове уже зреет вопрос учителям, не слишком ли сильно они настаивали на отечественной прозе, как вдруг смуглый и улыбчивый Артем Стопневич из 6-го «А» звонко объявляет: «Жюль Верн, «80 дней вокруг света». И жюри, и сами дети заметно оживляются. Артем выбрал захватывающий отрывок – момент заключения пари в Британском клубе, самую завязку действия. По его словам, в книгах Жюля Верна ему нравятся образы чистых людей, умных, с благородной душой, таких как капитан Немо и Сайрес Смит. Артем увлекается химией и физикой, возможно, поэтому его очень интересует, как люди жили раньше, то есть в XIX веке, когда то, о чем писал Жюль Верн, – подлодка капитана Немо и ее электрический двигатель, путешествия на воздушном шаре, космические полеты, – казалось фантастикой.Когда спрашиваю Артема, кто из ребят, по его мнению, прочитал лучше всех, говорит: «Лера!»Но вот подходит время узнать, кто же действительно лучший. Перед тем как огласить результаты, слово берет писатель. Он благодарит ребят за участие, отмечает, что, хотя все без исключения выбранные произведения ему понравились, он не всегда понимал, почему они были выбраны. Понятны Жюль Верн и Марк Твен, но, например, Николай Гоголь довольно труден для чтения. «Сами или по совету?» – «Сами!» Писатель дает советы юным участникам: каждое прочитанное вслух слово должно оживать, важно приковать внимание слушателя и ни на секундочку не давать ему отвлечься. Но так или иначе все молодцы! Теперь – результаты. Беспристрастное, но очень мягкосердечное жюри не смогло выбрать трех призеров. Судьи посчитали (может, педагогически верно) – пусть их будет пять. Третье место поделили Кирилл Серафимович, читавший «Вечера на хуторе близ Диканьки», и Георгий Гонашвили, выбравший «Муму». Второе – Артем Столпневич с отрывком из Жюля Верна и Лера Симонова с «Дубровским».Победителем сегодня назвали Николая Кирпичникова. Мальчик выступал предпоследним, но его задорный отрывок из «Приключений Тома Сойера» заставил подуставших ребят и членов жюри улыбнуться и даже засмеяться.Поскольку в следующем, районном, этапе могут принять участие только три человека от школы, туда отправятся ребята, занявшие 1-е и 2-е места.После окончания конкурса ребята не расходятся, в библиотеке идет бурное обсуждение самого мероприятия и проблемы чтения вообще. Ведь конкурс «Живая классика» в первую очередь призван возродить угасающую традицию чтения в нашей стране.«Мы не верим, что дети в России не читают!» – в один голос заявляют Лера и Артем. Все ребята с удовольствием рассказывают о любимых писателях и поэтах и спорят с утверждением, что это бурное развитие новых технологий отвлекает людей от книг. Наоборот, говорят они, различные портативные устройства дают возможность читать больше, ведь книги в и так тяжелый портфель не влезают, а планшетники – пожалуйста. Так что будем надеяться, что, как бы быстро ни развивалось общество, сколько бы новых технологических чудес ни изобреталось, классическая литература будет оставаться живой.
Комментарии