Потерянное поколение… Сегодня наше поколение считают именно таковым. Как я понимаю, это молодежь от 16 до 25 лет (естественно, эти возрастные рамки далеко размывчаты, ввиду того, что не могут быть установлены точно). Так вот, от людей постарше часто можно услышать, что сегодняшняя молодежь развратная, бескультурная, необразованная. В общем, потерянное поколение.
Но стоит ли всех подводить под одну черту? Стоит ли судить о сегодняшней молодежи, глядя только на отрицательные стороны ее представителей? Отвечая на этот вопрос, не обязательно, как я считаю, анализировать всю страну в целом, достаточно, на мой взгляд, посмотреть на молодых людей нашей республики. Да, я не спорю, что сегодня у части их потерян интерес к театрам, музеям, консерваториям. Я не спорю, что СМИ сегодня наполнены всякой коммерческой информацией, направленной на широкую публику и приносящей огромную прибыль руководствам каналов, но никак не пользу для большинства населения. Я согласна с тем, что век компьютерных технологий влечет за собой как положительные моменты, так и негативные (в частности появление компьютерных игр привело к развитию такой болезни, как игромания). Я согласна, что преступность за последнее десятилетие значительно помолодела, и чаще можно увидеть молодых девушек и парней с сигаретой в одной руке и бутылкой пива – в другой…
Но не стоит обделять вниманием и положительные черты сегодняшней молодежи. Почему не говорят о тех, кто увлекается наукой, участвует в городских, республиканских, российских, международных олимпиадах по различным дисциплинам? Почему молчат о творческих, организаторских, умственных способностях молодых людей? Сегодняшняя молодежь активна, участвует в различных организациях (в положительном смысле этого слова), проводит всевозможные акции, в том числе и акции милосердия. Сегодня молодые люди занимаются спортом (благо у нас в Мордовии для этого созданы условия). Неужели вновь открытые катки пустуют? Неужели интерес к катанию на коньках пропал? Почему какое-то время о том, чтобы пойти на каток, у молодых людей и в мыслях не было? Да потому, что не были созданы условия! Открыли катки, и появился интерес к фигурному катанию, и с каждым годом число любителей увеличивается. И это не единичный пример.
На мой взгляд, нельзя говорить о том, что сегодняшнее поколение потеряно. Да, действительно, наблюдается упадок культуры сегодняшней молодежи (но опять хочу подчеркнуть – не всей). Но правильно ли будет обвинять в этом только молодых людей? Старшему поколению легко осуждать нас, сбрасывая весь груз своих ошибок на наши плечи. Когда-то А. Экзюпери сказал: «Слишком много на свете людей, которым никто не помог пробудиться». Я считаю, что эти слова актуальны и сегодня. Слишком много на улице подростков, которых никто не направил в нужное русло. Я больше чем уверена, что на улице, в подвалах, на вокзалах много подростков, из которых в другой жизни выросли бы замечательные люди. Старшее поколение обвиняет нас, а почему оно не посмотрит на себя? Скажите мне, в какой семье, где родители пьют, дебоширят, общаются между собой, используя нецензурную речь, вырастет хорошо воспитанный ребенок? Как ребенок, семья которого находится за гранью бедности, будет оплачивать походы в театр, кино, музей и т.д.? Вопросов, подобных этим, множество, вот только ответов на них нет!
Мир постоянно меняется, развивается (в том ли направлении, это другой вопрос), и все подстраивается под эту динамику. Это неизбежно. «Хочешь выжить – умей вертеться». Поэтому и «храмы культуры» должны подстраиваться под изменения сегодняшнего мира. Почему молодежь так редко посещает театры, музеи? А потому что театры, музеи, консерватории не могут привлечь к себе внимания. Я считаю, повышая свою привлекательность, «храмы культуры» могут добиться своей популярности. Возможно, этого они смогут достигнуть, представляя интересные постановки (можно даже проводить соцопросы и на их основе выяснять, произведения каких авторов для населения более привлекательны, т.е. выяснять, что хотел бы увидеть народ на сцене театра). Можно сделать какие-нибудь скидки для студентов и школьников. Проводить дни школьников, ставя пьесы из учебной программы. Я думаю, ученику интересно было бы не только читать произведение, но и увидеть действие своими глазами. Путей решения проблемы можно найти множество. Единственным препятствием является вопрос финансирования и отсутствие желания.
Что касается СМИ, то можно ввести на первый взгляд несущественные ограничения, которые в дальнейшем смогут привести к желаемым результатам. Ограничили же показ рекламы пива в дневное время суток. Смогли же. Смогут провести и другие изменения. Например, поменять время эфира познавательных программ, документальных фильмов (на актуальные для сегодняшнего мира темы), мультфильмов и других развивающих программ так, чтобы их могло смотреть большее количество людей. Можно грамотно соединять элементы шоу с элементами познания и обучения так, чтобы это было интересно.
На заводах, частных фирмах, других организациях, где занято большинство трудоспособного населения, можно было бы организовывать кружки по интересам, ввести ежедневные минуты культурного отдыха, где работники могли бы почитать книги, газеты, журналы (естественно, развивающую литературу) или поиграть в шашки, шахматы, настольный теннис и т.д. Можно найти другие занятия, полезные и в то же время интересные. Я не считаю, что это звучит глупо. Главное, сделать так, чтобы это было интересно для работников организаций и предприятий.
И несомненно, огромную роль играет воспитание как в семье, так и в школе. Поэтому для того, чтобы будущее поколение было лучше нас, жизненные, общепринятые, моральные ценности должны прививаться ребенку с раннего детства. Самое главное, не упустить момент, когда ребенок будет стоять на перепутье дорог своей дальнейшей жизни, и помочь сделать ему правильный выбор. Необходимо помогать ребенку для того, чтобы из него вырос полноценный человек.
У Льва Толстого есть очень хорошая мысль: «Для того чтобы из дурной жизни сделалась хорошая, надо прежде всего постараться понять, отчего жизнь стала дурная и что надо сделать, чтобы она стала хорошей. Так что для того, чтобы жизнь стала лучше, надо прежде думать, а потом уже делать».
Возвращаясь к теме своих рассуждений, я хочу сказать, что проблема культуры у нас существует, но наше поколение не потеряно. Старшим людям следует подумать о своих ошибках, которые повлекли за собой проблемы нашего поколения. И их мы должны решать вместе, находя действенные методы, а не обвинять друг друга.
А закончить я хочу словами Мишеля де Монтеня: «Человек страдает не от того, что происходит, а от того, как он понимает то, что происходит».
Юлия АЗОРКИНА, студентка, Саранск
Комментарии