Таким удивительным письмом сопроводила финалист Аня Макаркина из Ижевска свою письменную работу. При интенсивной учебе (три иностранных языка!) девочка ведет еще и исследовательскую работу по темам, формально не относящимся к предмету граждановедение, но темы ее исследований – самые что ни на есть «гражданские». Не удивительно, что Аня Макаркина великолепно справилась с заданием и стала одним из финалистов нашей олимпиады.
Итак, подведены итоги финального тура. Они знаменательны, показали, что наши школьники из многих городов России готовы стать активными членами гражданского общества, которое, собственно, они сами и будут строить – работы в этом направлении им хватит!
Нынешняя олимпиада в очередной раз доказала, что школьный предмет – граждановедение – с успехом изучают не только старшеклассники, но и школьники средних классов – среди участников олимпиады немало учеников шестых-седьмых классов. В них зреет желание вырасти настоящими гражданами, принимать активное участие в жизни общества.
Итак, перед нами письменные работы участников заочного тура олимпиады младшей группы участников – 6 и 7-х классов. Оставим в стороне ответы на вопросы по избирательному праву – ребята показали хорошее знание предмета и в целом успешно справились с заданием. Обратимся к заключительным частям их сочинений – эссе на тему «Почему выборы считаются средством справедливого решения политических вопросов?»
Поиск истины
Прежде всего отметим хорошее знание теории, широкий взгляд, отсутствие штампованных фраз и готовых выводов из учебника, стремление к собственному осмыслению вопроса, собственный поиск истины.
Ольга Чмырева, 7-й класс гимназии №25 г. Костромы, пишет:
«В жизни государства и общества всегда возникает множество самых разных и очень острых политических вопросов: кто будет руководителем государства, каким способом будут формироваться органы власти, какие политические партии и организации должны оказывать влияние на жизнь общества и многие-многие другие. Между сторонниками тех или иных способов решения этих вопросов существуют противоречия, иногда очень острые, которые могут привести к конфликтам внутри страны. А это – нестабильность, кризис, гражданские войны, революции.
Избежать этого помогут выборы, которые осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие в выборах является добровольным… Но все граждане страны должны понимать, что от их участия зависит эта справедливость. Нельзя игнорировать выборы, нельзя думать, что от одного голоса ничего не изменится и один голос ничего не решает. Выборы дают возможность оказывать влияние на политическую ситуацию и принимать справедливые решения в политических спорах».
Дарья Федорова, 7-й класс школы №4
г. Дмитрова, напоминает классическое выражение Аристотеля: «Каждый гражданин должен по мере возможности направлять свои стремления к тому, чтобы быть в состоянии властвовать над своим собственным государством». Даша уделяет особое внимание не процедуре выборов (демократия – это процедура, напоминает известное определение финалистка), а роли простого человека – избирателя.
«Низкий уровень участия избирателей в выборах отрицательно сказывается на демократическом процессе, ограничивает число лиц, влияющих на государственную политику. Равнодушие убивает демократию, – пишет в своем эссе Даша Федорова. – Выборы являются важнейшим механизмом осуществления демократии. Любые политические споры могут быть решены в ходе конкурентных, периодических, представительных, окончательных выборов. Конкурентность предполагает не только возможность предоставления оппозиции доступа к голосованию. Должна быть соблюдена свобода слова, собраний, передвижения. Оппозиция должна иметь доступ к эфиру, не может быть подвергнута цензуре.
Для того чтобы выборы действительно стали справедливым средством решения политических вопросов, необходим высокий уровень правовой культуры и кандидатов, и избирателей. В обществе не будет справедливости без уважения к праву и законам. Школу демократии должен пройти каждый».
Обратимся к работе Анны Макаркиной, 7-й класс Лингвистического лицея №25, г. Ижевск, с письма которой мы начали обзор. Изложив теорию («выборы считают важнейшим институтом современной демократии» и т.д.), Аня задается вопросом: Насколько справедливо высказывание, что выборы являются средством справедливого решения политических вопросов? Аня желает сама найти истину, поэтому не воспринимает на веру «демократию из книги», а на примерах из многих источников ищет убедительные доказательства. Что главное для гражданина? Аня отвечает: «Возможность активного участия граждан в управлении государством и в общественной жизни – это политические права человека, к которым относится избирательное право – право выбирать и быть избранным».
Но могут ли выборы решить вставшие перед страной политические вопросы, как это следует из определения?
Аня утверждает, что только свободные и честные выборы могут быть средством справедливого решения политических вопросов. Исследуя вопрос, Аня идет дальше, она обращается к международным документам:
«Подтверждает важность вопроса о справедливых выборах факт, что постоянно развивается международная законодательная база по выборам и обеспечению избирательных прав участников процесса. В настоящее время подготовлен проект европейской Конвенции о стандартах выборов, избирательных прав и свобод. Таким образом, международное сообщество подчеркивает, что свободные, справедливые, открытые и гласные выборы являются выборами демократического стандарта, а сам стандарт является инструментом для приведения выборов как можно в большем количестве стран к демократическому образцу».
Теория и жизнь для Ани Макаркиной неразрывны: она тут же обращается к проблемам местных выборов в Удмуртской Республике, в которой она живет, и городе Ижевске. Она пишет в заключение:
«При потере доверия к выборам, при отказе граждан реализовать свое избирательное право уже нельзя будет говорить о честности и справедливости выборов. А это значит, что и средством справедливого решения политических вопросов такие выборы уже не будут».
Елена Павлова, ученица 7-го класса гимназии г. Новоуральск Свердловской области, блестяще изложила историю зарождения и развития выборной демократии с древних времен до наших дней. Она считает, что представлению людей о справедливости отвечают демократические выборы, признаками которых являются представительность (всеобщность), конкурентность (альтернативность, состязательность), периодичность, равенство возможностей избирателей и кандидатов в процессе выборов, непосредственность выборов, т.е. прямые выборы избирателями кандидатов в органы власти. «Принципы тайного голосования, гласности, свобода выборов способствуют реализации представлений членов общества о справедливости. Выборы являются справедливым средством решения политических вопросов еще и потому, что учитывают и интересы большинства, но и демонстрируют интересы меньшинства», – пишет в заключение Лена Павлова.
Право сомневаться
«Подвергай сомнению», – таков завет мудрости. Однако в юном возрасте не многие умеют подвергать сомнению то, чему учат в школе. Однако наши финалисты, учащиеся 10-11-х классов – мыслящие молодые люди, не принимающие на веру ничего. Все знания они пропускают через свой разум и сердце. Они не только подвергают сомнению общеизвестные истины вроде той, которая вынесена на их обсуждение, – являются ли выборы гарантией справедливости, но и критически оценивают нашу политическую практику.
Вот что пишет Мадина Нагимулина, 11-й класс школы №65, г.Краснодар:
«В связи с тем, что в настоящее время возрастает роль представительных органов власти как на уровне Федерации, так и на местном уровне, особенно со вступлением в силу закона «О местном самоуправлении», растет и роль выборов как средства решения политических вопросов. Но пока еще выборы далеки от совершенства на федеральном уровне, а особенно на местном. Многочисленные нарушения в ходе выборов позволяют прийти в политику случайным людям, даже представителям криминальных структур, которые имеют личные цели во власти, далекие от гражданственности и патриотизма. В политику благодаря выборам приходит много практиков, бизнесменов, банкиров, которые лоббируют интересы своих групп, забывая об общегосударственных, пытаются отрезать больший кусок от пирога в форме государственного бюджета. К сожалению, выборы все чаще не приводят в представительные органы профессиональных юристов, политологов, ученых, которые вместо решения узкогрупповых проблем могли бы выстраивать долгосрочные перспективы и предлагать тактические приемы их реализации.
Противники Президента РФ обвиняют его в том, что его окружение и пропрезидентское большинство в Думе не видят перспектив, не имеют стратегических целей, программы развития. Это отчасти так. Политики резко вращают штурвал российского корабля, вот только как бы не сесть на мель. От монетаризации льгот к национальным проектам, от реформы образования с целью повышения его качества к закрытию школ на селе.
Когда-то в советские времена люди, достигшие ранга руководителя учреждения, предприятия, работники администраций уровня заместителей проходили обучение в Высшей партийной школе. Я думаю, без учебы тех, кто пришел к власти, не обойтись. Но и от отзыва депутатов не следует отказаться, хотя идея отзыва будет навек похоронена вместе с переходом к пропорциональной системе выборов, что и произошло на Западе.
Считаю, что, пока справедливого решения политических вопросов в мире не существует, это удается только в отдельных случаях. Совершенствование выборного процесса – один из путей достижения этой справедливости, но сегодня выборы не отражают реальных ожиданий и интересов избирателей, поэтому народ и голосует фактически против такого положения, проявляя абсентеизм или голосуя против всех».
Екатерина Федотова, ученица 10-го класса школы №1285, г. Москва:
«Выборы являются своеобразным политическим рынком, где конкурируют различные политические партии и их лидеры. Выборы – шанс народа заявить о себе, предложить свою точку зрения. То есть осуществить власть народа. Иначе государство не может быть демократическим.
Одним из существенных отличий демократического режима является то, что он защищает и гарантирует законом права меньшинства: хотя решение в конечном счете принимается в интересах большинства, однако и меньшинство, уважая этот выбор, сохраняет возможность отстаивать свои позиции.
Таким образом, выборы являются единственным справедливым решением политических вопросов. Но не всегда, как мне кажется, в настоящее время. Порой права граждан участия в выборах в условиях и путях проведения выборов нарушаются. Для того чтобы действительно добиться справедливости, надо улучшить контроль над правомерностью проведения выборов».
Евгения Алешина, ученица 10-го класса гимназии №1, г. Самара:
«В обществе всегда существуют конфликты интересов различных групп, которые могут разрешаться разными способами. В демократическом государстве эти конфликты должны разрешаться мирным путем, когда меньшинство добровольно подчиняется воле большинства, а большинство уважает законные права меньшинства.
Выборы как раз и являются важнейшим инструментом мирного разрешения таких конфликтов, так как именно они помогают определить, в чем заключается воля большинства. Выборы занимают особое место в политической жизни государства. Их исход во многом предопределяет дальнейший вектор развития страны.
Однако выборы могут служить средством разрешения политических вопросов лишь при условии, что они проводятся честно, в полном соответствии с законом и их результаты отражают действительное волеизъявление народа.
Если же у части общества возникают обоснованные сомнения в честности проведения выборов, то выборы, напротив, могут привести к обострению конфликтов в обществе, стать их катализатором и явиться причиной политических катаклизмов. Если власть, потерявшая поддержку масс, решается пойти на выборы, ей приходится прибегнуть к массовой фальсификации итогов голосования. Но это может привести к взрыву народного негодования, который сметает непопулярный режим. Примером являются выборы 2003 г. в Грузии, 2005 г. в Киргизии, где сомнения в честности выборов привели к непризнанию оппозицией их результатов и антиправительственным выступлениям, приведшим к падению правящих режимов и расколу общества».
Александр Голиков, учащийся 10-го класса, Малокуликовской средней школы Орловского района Орловской области:
«В самом вопросе эссе, я считаю, есть некорректность. Что значит «справедливого» решения? «Справедливого» для кого? В политике, как мы знаем, всем правят интересы и борьба за власть, а значит, не существует справедливости для всех. Выборы способа мирного решения проблем – да, возможность снять социальную напряженность и выпустить пар – да, но не более.
Достаточно вспомнить выборы в Украине периода оранжевой революции и совсем недавние мартовские, прошедшие там же, или в Италии…
Поэтому и не прекращается политическая борьба в самих выборных органах.
При любых результатах выборов остается меньшинство, которое не признает их справедливыми ни за что. Они сочтут свои интересы ущемленными».
Рената Некрасова, ученица 10-го класса школы №3 г. Котельнича Кировской обл.:
«Универсализация избирательного права и распространения его расширили возможности граждан влиять на выборы. Политика стала касаться каждого человека.
Развитие демократии в России во многом определяется тем, какие партии стоят у власти, какие политические деятели управляют различными сферами нашей жизни. Из-за слабости гражданского общества партии в России возникали не как каналы связи гражданского общества и власти, а как клиенты, выражающие групповые интересы, которые представляли собой объединения сторонников вокруг политического деятеля. Не случайно многие высшие чиновники из правительства и Администрации президента возглавляют партии или входят в их руководство.
Отдавая голоса той или иной партии, электорат делегирует ей полномочия представлять свои интересы. Несмотря на широкое применение политтехнологий, многие политические партии оказались невостребованными, проигрывая выборы за выборами.
«Выборы – единственная гонка, в которой выигрывает большинство участников» (Л. Питер). Если выборы прошли при соблюдении основных принципов законности, периодичности, свободы и признаны демократическими, то есть все основания предполагать, что и решения, принимаемые президентом или депутатами, будут справедливыми, отражающими интересы народа».
Александра Сидоренко, ученица 10-го класса школы №11, г. Пенза:
«Могут ли выборы быть справедливыми? Решают ли они вопросы политические?
Туманно. Смутно. Неясно. Нет твердой почвы под ногами и точки опоры. Где найти слова для достойного ответа?
«Власть народа» стала слишком большим ребенком, за которым уже сложно следить; потерялись те основы, которые восхищают меня в греческом первоисточнике. Бюрократическая машина, приводящая демократию в действие, такая огромная, что она работает бессмысленно и бесполезно.
Тот же самый процесс выборов в законодательные, исполнительные органы власти, не важно куда, повторяюсь, раньше был жизненно необходим в борьбе с конфликтами, но теперь оказался фарсом, ничего не показывающим и ни на что не влияющим».
Дарья Чичканова, ученица 10-го «В» класса школы-гимназии №1, г. Ишимбай, Республика Башкортостан:
«Что ни говори, а все-таки на сегодняшний день я не могу признать выборы средством справедливого решения политических вопросов полностью. На любом этапе электоральной кампании наблюдаются правонарушения, организаторы злоупотребляют своими полномочиями, да и сам гражданин вследствие всего этого теряет надежду на честный исход выборов. Поэтому для большинства граждан сама идея демократических выборов теряет смысл, и они решают не принимать никакого участия в этом «нечистом» процессе.
Как мне кажется, соответствовать своему социальному назначению – представлению воли народа, отражению всеобщей справедливости – выборы могут лишь в том случае, если они базируются на определенных принципах:
– наличие в обществе ценностного консенсуса, атмосферы доверия, готовности политических партий подавляющего большинства граждан уважать результаты выборов;
– уважение прав человека в государстве. Это необходимо для того, чтобы избиратели и кандидаты чувствовали себя свободными, не подвергались разного рода угрозам, чтобы в обществе существовало уважение личности;
– электоральная (гражданская) просвещенность избирателей».
Игорь Гульман, ученик 10-го класса, лицей №16, г. Троицк Челябинской области:
«Принцип представительной демократии на сегодняшний день кажется наиболее логичным и понятным. Вопрос в другом: как следует выбирать народных представителей? То, что целесообразно, зачастую не отвечает понятиям о справедливости, и наоборот, то, что справедливо, нередко диссонирует с целесообразностью.
Обществоведы, начиная с Платона, упорно ищут модель «идеального государства», в котором частные интересы граждан органично сочетались бы с государственными и общечеловеческими интересами. В поисках такой модели и сформировались идеи правового государства. Россия стремится к построению именно такого государства, вот почему вопросы политики являются важными.
Безусловно, чтобы государство было действительно демократичным, выборы должны быть свободными, независимыми и, конечно же, справедливыми.
Нарушения в избирательном процессе, минимальная альтернатива выбора или ее отсутствие могут очень сильно повлиять на выборы или же просто стать причиной становления бесполезности института выборов.
К сожалению, сегодня ситуация в России такова, что выборы зачастую проходят с многочисленными нарушениями. Избиратели подкупаются, итоги фальсифицируются, кандидаты ведут открытую войну друг с другом порой совершенно незаконными путями.
Право на ответственность
Самое ценное в работах участников олимпиады – не только глубокое знание предмета, что само по себе очень важно, а их самостоятельный вывод, что ответственность за выборы каждый гражданин должен брать на себя. Не все недостатки системы выборов и нынешнего демократического устройства объясняются незрелостью власти, эгоизмом политиков или борьбой политических сил. Многих бед можно было бы избежать, многое можно исправить, если сами избиратели начнут проявлять собственную политическую волю и неравнодушие к делам общества.
Евгения Алешина:
«Я думаю, что государство, демократическое по форме и правовое по своей сути, вряд ли состоится без свободных и демократических выборов, соответствующих общепризнанным международным критериям избирательных прав и свобод человека и гражданина. Избирательные права и международные стандарты по проведению демократических выборов должны быть основополагающей нормой современной политики».
Александр Голиков:
«По своему значению выборы являются важнейшей формой участия в политической жизни современного демократического государства. Но далеко не каждый, имеющий право голоса, идет на выборы. Важной проблемой политической жизни многих стран, в том числе и России, является пассивность избирателей, абсентеизм – уклонение избирателей от участия в голосовании. Разве можно вести речь о выборах как средстве справедливых политических решений, если мы не в состоянии эту общественную болезнь победить?
Почему бы не разрешить голосовать не с 18, а, например, с 16 лет?.. Мы не хуже некоторых взрослых разбираемся в политике. Тем более что это именно нам предстоит пожинать плоды деятельности тех, кого выбирают сегодня».
Рената Некрасова:
«Чтобы квалифицированно участвовать в политической жизни, надо научиться самостоятельно делать выводы из полученной информации. Способность самостоятельно приходить к политическим решениям – основной элемент политической культуры человека».
Дарья Чичканова:
«Важно уяснить, что выборы станут по-настоящему демократическими и справедливыми только тогда, когда избиратель ощутит себя настоящим гражданином – человеком свободным и ответственным, от осознанного выбора которого зависит будущее его Родины… моей России».
Игорь Гульман:
«Зачастую выборы оказываются бесполезными по вине самих граждан – по причине их равнодушия, абсентизма. Зачастую граждане не разбираются в сложившейся политической и экономической ситуации вследствие своей низкой политической культуры. Формирование культуры – долговременный процесс, поэтому трудно ожидать от норм и ценностей быстрой изменчивости. По мнению многих исследователей, унаследованные от советского прошлого политико-культурные ценности значительно влияют на процессы постсоветского развития. У людей сложилось мнение, что от них ничего не зависит, что они «винтики» в машине государства, а не ее рычаги.
Итак, являются ли выборы средством справедливого решения политических вопросов сегодня? Я думаю, что на данном этапе политического развития России однозначного ответа не существует. Выбор прежде всего делают люди. Они должны нести ответственность за него».
Алексей Киселев, ученик 10-го класса гимназии №23 г. Саранска, Мордовия, в своей работе дал блестящий анализ развития выборной демократии, а главное – роли в этом самих избирателей и своей собственной как будущего избирателя и гражданина. Хочется процитировать из его эссе отрывок, в котором видны и гражданское сознание пишущего, и его готовность брать на себя ответственность, и оптимистическую уверенность в будущем российской демократии:
«Гражданская инертность вовсе не безвредна, она культивирует более опасное зло – политическую безответственность. Даже на бытовом уровне, когда человек колеблется между двумя или несколькими более или менее равноценными возможностями, выбор – дело непростое, ведь решение может привести к разным для него последствиям. Голосуя из тех или иных далеких от здравого смысла сиюминутных соображений за недостойного кандидата, тем самым буквально намеренно приводя к власти корыстных и недобросовестных людей, не добиваемся ли мы в итоге усугубления все тех же проблем, мучающих нас из года в год? Может быть, прежде чем опускать бюллетень в ящик для голосования, есть смысл не умиляться обещаниям людей, которые жаждут, чтобы мы за них проголосовали, а подумать о том, что они способны и способны ли вообще дать обществу, а до того, как вовсе отказаться от голосования, – взвесить последствия своего отказа. Выбор в любом случае состоится – без нас, но все и для нас. Но вот когда результат окажется нам не по душе, винить будет некого, кроме себя.
Значит, выборы – это возможность для общества корректировать власть, воздействовать на нее, и если мы раз за разом упускаем эту возможность, отказываемся ею воспользоваться, то не имеем права никого винить. Выборы – это возможность исправления ошибок эволюционным путем. Общество – слишком тонкая материя, чтобы с ним можно было общаться на языке революций. Даже если эти революции окрашены в благородно-привлекательные цвета. Недавний опыт бывших союзных республик подтверждает, что, во-первых, ошибки при выборе руководителей слишком дорого обходятся, поэтому лучше их не допускать, то есть более ответственно пользоваться своим правом выбирать. А во-вторых, исправление ошибок революционным путем может привести к новым, еще более серьезным просчетам. Например, властной чехарде, чему мы становимся свидетелями в одних случаях, и пышному расцвету популизма – в других.
Чтобы сказать, являются ли выборы средством справедливого решения политических вопросов, нужно помнить, что они являются альтернативой социальным революциям. И нужно помнить, что демократия – это не когда выбирают демократов, а когда выбирают тех, кого большинство граждан хотят видеть своими избранниками. А чтобы в революциях не было необходимости, важно, чтобы выбор каждого гражданина опирался на здравый смысл. Достойных людей в России много – голосовать уж точно есть за кого».
х х х
Подводя итоги обзора работ финалистов, отмечу главное. Это замечает не каждый, кто знакомится с ученическими сочинениями, но видно тем, кто наблюдает за традиционными состязаниями наших «олимпийцев» на протяжении многих лет. Как далеко ушли наши сегодняшние конкурсанты, от семиклассников до старшеклассников, от тех первых смелых и пытливых ребят, которые начинали изучать предмет граждановедение всего каких-нибудь десять лет назад! Они отличаются даже от тех, кто участвовал в олимпиадах три – пять лет назад. Отличаются прежде всего смелостью и самостоятельностью мышления, склонностью к собственному анализу вещей, личным интересом к демократии как к своему будущему. Можно говорить о большей зрелости суждений и выводов, о неприятии готовых формул и решений, о собственном мнении на все животрепещущие вопросы жизни.
А вот что объединяет участников олимпиад всех поколений – это осознание собственной ответственности за судьбу страны, смелая готовность к будущей взрослой жизни и неистребимый оптимизм, светлая вера в будущее страны и свое собственное.
Комментарии