search
main
0

Мы не хотим превращать школьное самоуправление в кампанейщину. Александр Шишлов

Одним из создателей проекта Основных положений по формированию, функциям и деятельности советов общеобразовательных учреждений является депутат Государственной Думы РФ, председатель Комитета по образованию и науке Александр Шишлов. Он же и участник обсуждений этого документа на Координационном совете.

– Я считаю, что это чрезвычайно важная инициатива, направленная на то, чтобы преодолеть существующее отчуждение школы от общества, чтобы вовлечь родителей, старшеклассников и общество в целом в управление учебным заведением. Единственный путь для этого – дать возможность всем участникам образовательного процесса принимать реальные решения, которые привязаны к школьной жизни, влиять на ситуацию. Для этого мы предлагаем создать систему управляющих школьных советов, в которые входили бы представители родителей, педагогического коллектива, школьников и местного сообщества, и дать им некоторые реальные полномочия по управлению школой. Они будут решать вопросы, начиная от организационных, – скажем, каков должен быть режим работы школы (пятидневка или шестидневка), сколько должны длиться перемены, нужна ли школьная форма, – и кончая содержательными вопросами, например, профили в старших классах, принятие школьного компонента образовательного стандарта, право голоса при назначении директора или при его увольнении, использование внебюджетных средств школы.

Некоторые из этих полномочий потребуют внесения изменений в законодательство. Надо будет вносить изменения прежде всего в Федеральный закон «Об образовании». Видимо, это будет дополнительная статья – об особенностях управления общеобразовательным учреждением, потому что сам общий принцип государственно-общественного управления в образовании уже заложен в этом законе. А кроме того, потребуется вносить изменения в Типовое положение об общеобразовательном учреждении. Конечно, процедура создания управляющих советов не может быть одномоментной акцией. Это процесс, который займет не один год и будет проходить в разных школах и разных местностях по-разному в зависимости от готовности родителей, школы и общества в целом к тому, чтобы принять на себя ответственность за управление.

– На Координационном совете развернулась дискуссия насчет того, какие полномочия оставить у учредителя, а какие передать управляющим советам, как состыковать эти две ветви власти – административную и общественную.

– Правильнее будет говорить о балансе полномочий и ответственности, и если часть полномочий мы хотим дать новым управляющим советам, то ею должен будет поступиться учредитель. В этом нет ничего плохого. Но ответственность, главная ответственность, пока что лежит на учредителе, и здесь нужно будет искать такие механизмы, которые бы приводили к решениям, устраивающим и совет, и учредителя. Например, сегодня директора учредитель назначает без всякого согласования со школой. А вот если мы примем нашу модель, то прежде чем писать приказ о назначении директора, учредителю нужно будет получить одобрение у школьного совета. Речь идет о том, чтобы находить баланс интересов.

– По вашему мнению, общество готово к тому, чтобы активно участвовать в управленческих делах?

– Я просто знаю живые примеры школ, где подобные советы созданы, но сейчас они не могут получить на законных основаниях реальные полномочия. Где-то к этому готовы в большей степени, где-то в меньшей. Поэтому мы не хотим превращать этот процесс в кампанейщину и принимать решения, которые потребуют создания школьных советов, скажем, к 1 сентября 2004 года. Разумеется, мы хотим, чтобы этот процесс шел в ограниченном промежутке времени, но с учетом готовности школы и общества.

– На заседании Координационного совета разгорелись жаркие споры о том, что необходимо регламентировать в деятельности управляющих советов. Вы за то, чтобы в государственных нормативных актах были подробно прописаны все аспекты создания и работы совета, или за относительную свободу школ в этом вопросе?

– Я думаю, что на уровне федеральных законов и Типового положения должны быть установлены те полномочия, которые требуют регулирования именно на этом – федеральном – уровне. Скажем, если мы хотим совету дать полномочия по согласованию кандидатуры директора (право вето) или по представлению кандидатуры, то это требует изменения на уровне федеральных нормативно-правовых актов, и мы их внесем. Если мы хотим помочь управляющим советам, чтобы они меньше времени тратили на организационные вопросы и обсуждение собственного регламента, то ряд вопросов может быть разрешен в Типовом положении. Научиться с ходу демократии сложно. И чем подробнее будет прописана процедура формирования и деятельности советов, тем легче ему будет работать и решать содержательные вопросы.

– Я вижу, что серьезные коррективы уже вносятся в проект. Например, вопрос о приеме детей в школу – в его решении сможет участвовать совет?

– Это, между прочим, конфликтная точка. Я могу допустить, что управляющий совет захочет сократить число принимаемых детей, а при этом сохранить финансирование. Но ведь все дети имеют право на образование! Если ребенок проживает на этой территории, то он имеет право ходить в эту школу независимо от того, что думают по этому поводу родители учащихся, совет школы. Так что, конечно, главенство учредителя в этих вопросах должно быть сохранено, потому как он несет ответственность за обеспечение прав на образование. Родителям и общественности, конечно же, нельзя давать и право распоряжаться школьным зданием: вдруг они захотят его продать?.. Таким образом, нужно четко разделить функции учредителя и совета.

– Потребует ли внесение дополнений в Закон РФ «Об образовании» изменений в аналогичные законы или же нормативно-правовые акты регионального уровня?

– Для того чтобы «процесс пошел», достаточно изменений в законе и типовом положении. Однако потом надо будет вносить коррективы в уставы образовательных учреждений. Если на уровне регионов или муниципалитетов захотят внести уточнения в свои нормативно-правовые акты, это в принципе возможно, тем более если там смогут создать дополнительные стимулы для развития государственно-общественного управления в области образования. Кроме этого, рабочая группа готовит рекомендации по созданию управленческих советов, будет вестись просветительская работа, наверняка выйдут в свет методические пособия. То есть нормативно-правовая и методическая база под процесс перехода к новым принципам управления в общем образовании будет вскоре подготовлена, и, опираясь на нее, с учетом своей школьной специфики, особенностей региона, можно будет реализовывать эту идею в учебных заведениях.

– Когда планируется завершение работы по внесению соответствующих изменений в закон?

– Осенью этого года мы будем проводить парламентские слушания по развитию общественного управления в школе. Таким образом, депутаты будут участвовать в общественном обсуждении этого вопроса. Только потом можно будет говорить о внесении изменений в закон. Кстати, сейчас, когда данный проект обсуждается в Министерстве образования РФ и Комитете по образованию и науке Госдумы, мы будем рады получить все возможные соображения на этот счет.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте