Эффективность изменений в образовании зависит от учителя, от его готовности и желания работать по-новому. А значит, по большому счету от институтов повышения квалификации, от того, сумеют ли они вооружить учителя всеми необходимыми для современной школы знаниями. Долгое время ИПК были оплотом консерватизма, заповедниками устаревших методов и технологий. Во многом они остаются такими и сейчас. Однако современная динамично меняющаяся школа, сама действительность заставляют институты повышения квалификации серьезно пересмотреть свою работу. Впрочем, есть и такие ИПК в регионах, которые, по сути, выступают центрами инноваций, как, к примеру, Красноярский краевой институт повышения квалификации. Его новый ректор, Павел Аркадьевич Сергоманов, ранее был одним из руководителей известнейшей в стране красноярской гимназии «Универс», работал в команде психолого-педагогического факультета Красноярского госуниверситета в 90-е годы. То, что он человек новой практики, ученый и к тому же практический психолог, сразу же сказалось и на деятельности института.
– Павел Аркадьевич, что поменялось в работе вашего института?- Раньше мы сами «придумывали», чему учить учителей. Считалось, с советских времен, что учитель в ИПК – он как ученик в школе: чему скажут, тому и учись. Сегодня мы работаем по системе территориального заказа, то есть выполняем запросы муниципалитетов, образовательных учреждений и учителей. Не мы определяем, чему учить, а учитель и директор определяют, что им нужно в работе, а что нет. Если какое-то направление оказывается ненужным, невостребованным, то мы его ликвидируем и наши преподаватели и методисты осваивают другие программы. Мы работаем в тесной связи с педагогами, и если в результате такого общения понимаем, что у них есть массовый спрос на какое-то образовательное направление, которого у нас нет, то нам приходится разрабатывать новые образовательные программы и модули.Второе важное направление в нашей работе – это привлечение новых технологий и знаний в практику школьной работы. Для этого мы прошли аккредитацию в РАО по пяти направлениям модернизации краевой системы образования: по гражданскому образованию, по интегрированному образованию, по повышению качества естественно-математического образования в школе, по малокомплектным сельским школам, по эффективным методикам подготовки управленческих кадров. Специалисты профильных институтов РАО были экспертами этих программ. Мы с ними заключили дополнительные соглашения. В этой части мы работаем с муниципалитетами и образовательными учреждениями по двум принципам: первый – это учет их инициативы, и второй – соответствие нашей работы региональным программам изменений (модернизации).Если продолжать разговор о сильных изменениях в работе нашего института, то нельзя, конечно, не упомянуть о переходе в статус автономного учреждения с 1 марта 2010 года. Благодаря этому у нас появились совершенно иные возможности, которые мы стараемся использовать.- Павел Аркадьевич, вам, вероятно, пришлось серьезно обновить кадровый состав?- В коллективе, конечно, появились новые люди, но главный акцент был сделан на переучивание и повышение квалификации работающих сотрудников. Я считаю, что в образовании нужно бережно подходить к людям, не делать резких выводов. Средний возраст преподавателей в нашем институте достаточно высокий. Но так и должно быть для всех ИПК, здесь нужны зрелые люди с опытом работы, люди, показавшие свою эффективность как практики и одновременно стремящиеся к методической работе. Это сложно. Таких людей очень и очень мало. И если они сохранились где-то, их нужно поддерживать. Просто ставьте им новые задачи. Система сильно-то не изменилась. Важнейший момент при этом состоит в том, чтобы у преподавателей и методистов была площадка для серьезного, профессионального обсуждения проблем работы ИПК. Поэтому мы проводим Всероссийскую конференцию под патронатом и с участием специалистов РАО «Современная дидактика и качество образования». Ее готовит наш институт. Однако перед этим, как правило, проходят подготовительные мероприятия по районам, каждый район выбирает себе актуальную тему.- С 1 сентября 2011 года все школы переходят на новые стандарты. Готовы ли к этому учителя края?- К этому времени все учителя пройдут подготовку (72 часа) в соответствии с новыми стандартами начальной школы. Мы ведем эту работу совместно с педагогическим университетом и краевыми педагогическими колледжами. По установке нашего министра мы стараемся делать акцент на том, чтобы учителя умели работать на новом оборудовании. Принципиальным моментом является также то, что все наши образовательные программы имеют обязательный практический аспект. Часть занятий проходит в базовой школе.- Скажите, как вы взаимодействуете с Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров?- Иногда мы направляем наших методистов и преподавателей в Москву. Очень хотелось, чтобы АПКиППРО работала по принципу заказа, однако пока этого не видно. Второе, более эффективное, направление сотрудничества – это федеральные программы, которые требуют регионального ресурса. Есть удачный пример – курс «Основы религиозных культур и светской этики». Там была очень логичная схема подготовки «преподавателей для преподавания». Приехав из Москвы, наши преподаватели обучали учителей проведению курса уже на местах. Академия гарантировала подготовку наших преподавателей в кратчайшие сроки, ну и мы соответственно очень мобильно организовали обучение учителей.- Павел Аркадьевич, считаете ли вы, что ИПК должен быть монополистом в деле повышения квалификации учителей?- Да, в какой-то степени он должен быть монополистом. Учитель – ведь это государственная политика. У нас есть учредитель – орган исполнительной власти, который определяет государственное (опять же) задание. У офицеров и учителей школ не может быть двух командующих. Дальше все сильно зависит от команды. Если это инновационный институт, имеющий все необходимые ресурсы, он должен стать базовым центром, изучающим и подготавливающим «заказ», потребности системы образования края в ресурсах для изменений, в том числе обучение учителей и других работников системы образования.Одновременно с этим я за содержательную конкуренцию, к которой нас подталкивает сама жизнь. Однако очень много примеров бездумного введения конкуренции. Когда это происходит, появляется самая главная сегодня опасность – размывание и просто уничтожение эффективных научно-методических школ, целых коллективов, слаженно работавших и в советское время, и в послеперестроечное время, и сегодня. С моей точки зрения, делать региональные ИПК чем-то вроде коммерческих центров по распределению услуг – глупость. Таким образом мы рискуем потерять эффективную методику, качественную педагогическую науку, профессиональных преподавателей и методистов, которые знают систему образования края, психолого-педагогическую науку и технологии. Где мы их потом найдем? Такой ресурс придется восстанавливать десятилетиями. Нужно искать более взвешенные решения.
Комментарии