– Александр Иванович, Ханты-Мансийский автономный округ – регион особый, здесь чрезвычайно бурно развивается социальная инфраструктура, огромное внимание уделяется системе образования. Мы знаем, что несколько лет назад в ХМАО – Югре был принят Закон «Об образовании». Чем, на ваш взгляд, обусловлена необходимость принятия этого закона. Насколько он помог формированию государственно-общественной системы управления образованием?
СтатфактСегодня управляющие совты действуют в 149 из 407 образовательных учреждений округа.
– Ханты-Мансийский автономный округ Югра существует 76 лет. Он образован на земле, которая обживалась и осваивалась людьми в течение многих тысячелетий. Осознанная связь времен дает опору для определения перспектив развития региона. Жители Югры гордятся своим краем. Он обладает как огромными материальными ресурсами, так и бесценным человеческим потенциалом. Правительство автономного округа строит свою политику таким образом, чтобы этот потенциал развивался, обеспечивая процветание региона. В этом смысле основные приоритеты – укрепление социальной сферы, формирование достойного уровня материального благополучия населения, возможность полной реализации духовных и интеллектуальных потребностей. Добротное жилье, стабильные заработки, современные коммуникации, всестороннее социальное обеспечение, развитой внутренний рынок товаров и услуг сочетаются с качественным образованием всех уровней, с широкой сетью учреждений образования. В округе развивается наука, формируются собственные научные школы, совершенствуются все виды художественного творчества и спортивного мастерства.
Закон «Об образовании» в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре принят Думой автономного округа в 2005 году в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об образовании», Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» с целью реализации единой государственной образовательной политики на территории автономного округа.
Введенная в указанный закон норма по организации и развитию государственно-общественного управления, а также принятый Закон «О государственно-общественном управлении в сфере общего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» обеспечили повышение эффективности деятельности школ, усиление общественного участия в общем образовании и управлении им, влияние общества на качество образования и его доступность.
– Какая роль в Законе «Об образовании» отводится управляющим и попечительским советам?
– Статус органов государственно-общественного управления в сфере общего образования автономного округа (Государственно-общественный совет по общему образованию Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Управляющий Совет общеобразовательного учреждения) определен окружным Законом «О государственно-общественном управлении в сфере общего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры». Он был принят 16 октября 2006 года, чтобы активизировать деятельность общественных организаций и объединений в вопросах воспитания и образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре. Данный закон призван обеспечить эффективную и системную реализацию на территории автономного округа одного из ключевых принципов государственной политики Российской Федерации в сфере образования – принципа государственно-общественного характера управления образованием. Базовым элементом предлагаемой системы становятся уже созданные в образовательных учреждениях автономного округа управляющие советы, попечительские советы, советы отцов, матерей, родительские комитеты, основные функции которых:
– обеспечение общественного контроля за соблюдением действующего законодательства в части защиты прав личности ребенка в получении им качественного образования и достойного воспитания;
– рассмотрение обращений участников образовательного процесса;
– привлечение и распределение финансовых и материальных ресурсов, планирование расходов из бюджетных и внебюджетных средств образовательных учреждений.
Управляющий Совет школы – коллегиальный орган, уполномоченный согласовывать профили обучения, утверждать программы развития школы, устанавливать режим занятий, принимать решение о форме одежды школьников и работников образовательного учреждения, содействовать привлечению в образовательные учреждения средств из внебюджетных источников, участвовать в определении системы стимулирования качественного труда работников, предоставлять публичные отчеты школы общественности.
– Александр Иванович, как вы оцениваете участие общественных организаций в работе экспертных сообществ при проведении всех процедур конкурсов в рамках нацпроекта «Образование» в 2007 году?
– По сравнению с 2006 годом в автономном округе усилилась активность со стороны общественных организаций в работе экспертных сообществ при проведении всех конкурсных процедур. В 2007 году процедуру экспертизы осуществляли представители семи гражданских институтов (в 2006 году – пяти):
Совет ректоров Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;
Ассоциация детских и молодежных объединений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;
Ассоциация «Югорский научно-образовательный комплекс»;
Объединение работодателей Югры;
Профсоюзная организация работников народного образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – ЮгрОбщественная палата Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;
Совет директоров учреждений среднего профессионального образования.
Содержанием экспертной оценки пакета материалов, предоставляемых на конкурс, стал качественный анализ результатов реализации программ развития учреждений, педагогического мастерства учителей. В экспертизе документов одного образовательного учреждения участвовали 3 эксперта, одного педагога – 2 эксперта.
Безусловно, привлечение общественных организаций позволяет более объективно оценить конкурсные работы, в том числе с точки зрения их полезности в различных сферах деятельности.
Проведенные конкурсные процедуры нашли положительный отклик у педагогической и гражданской общественности округа. Это, конечно, способствует систематизации опыта, определению «болевых точек» и перспективного проблемного поля деятельности. Приоритетный национальный проект «Образование» задает довольно действенную технологию и предпосылки обновления качества образования на основе общественного участия, на основе общественного влияния.
– Как вы считаете, экспертные сообщества должны состоять из профессионалов или все-таки в них должна быть наиболее полно привлечена общественность – родители, бизнес, представители СМИ?
– Экспертные сообщества должны в равной степени состоять и из профессионалов с точки зрения образования для качественной оценки содержания конкурсных работ и представителей общественности, которые могут оценить значимость того или иного проекта через преломление в своей деятельности и готовы сформулировать свой гражданский заказ образованию.
– У управляющих советов наравне с директором учебного заведения есть полномочия принимать решения. А вот в чем, на ваш взгляд, главная функция попечительских советов? Сводится ли она лишь к финансовой поддержке, или их роль более многогранна?
– До принятия закона Югры о государственно-общественном управлении роль попечительских советов действительно сводилась к материальной поддержке образовательного учреждения, однако сегодня его полномочия меняются, так как у участников попечительских советов появляется здоровый интерес становиться полноправными соучастниками организации качественного образовательно-воспитательного процесса.
– Насколько сильна роль общественных советов в дошкольном образовании? Или все-таки для детсадов характерны попечительские советы и родительские комитеты?
– В настоящее время во всех муниципальных дошкольных образовательных учреждениях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры действуют родительские советы. С 2000 года распространение получает новая форма взаимоотношений дошкольных учреждений и родителей – попечительские советы.
– Скажите, как бизнес участвует в управлении образованием? Возможно, есть какие-то совместные проекты бизнеса и образования?
– Заключено соглашение с Торгово-промышленной палатой автономного округа о социальном партнерстве, охватывающем вопросы трудоустройства выпускников, прохождении практики, участии работодателей в итоговой государственной аттестации выпускников, аккредитации профессиональных образовательных программ, определении наиболее востребованных направлений подготовки, организации стажировок для преподавателей и обучающихся, укреплении материально-технической базы учреждений профессионального образования.
– Не так давно в Рособрнадзоре проходил общественный совет, где говорилось о необходимости привлечения общественности к аккредитации вузов. Как сделать такую аккредитацию действенной, привлечь к ней работодателей?
– В комиссию по аттестации высших учебных заведений уже входят представители работодателей и как члены комиссии утверждаются распоряжением Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.
Разработана модель внедрения механизма рейтингования учреждений профессионального образования автономного округа (по уровням образования), где работодатели в лице Торгово-промышленной палаты автономного округа принимали участие при разработке критериев выстраивания рейтинга.
– Александр Иванович, каковы перспективы развития государственно-общественной системы управления образованием в ХМАО – Югре?
– Считаем, что та нормативная правовая база, которая сложилась на сегодняшний день в Югре, будет в дальнейшем способствовать развитию уже созданных и создаваемых общественных объединений, серьезно заинтересованных в качестве учебно-воспитательного процесса и формировании достойных граждан округа.
Комментарии