search
main
0

Мы любим! Чтобы воспитывать чужих детей, надо иметь железные нервы и доброе сердце

Когда в России по инициативе Российского детского фонда стали появляться первые семейные детские дома, мы с мужем сочли своим долгом откликнуться на призыв принять участие в судьбах обездоленных, несчастных, никому не нужных детей, оставшихся без попечения родителей. В сентябре 1989 года из дошкольного детского дома города Якутска мы взяли в свою семью Таню и Степу Гороховых. Вслед за ними взяли из Верхневилюйского детского дома их старшего брата Гришу. Мать этих детей лишена родительских прав, отец умер. Степа не мог долго ходить и бегать, хотя ему было 5 лет. Таня носила очки. Нам пришлось трудновато с обучением Тани, Степы и Гриши в школе, потому что у всех троих был диагноз “олигофрения”, задержка психического развития.
Теперешнего Степу не сравнить с тем слабым мальчиком, каким он был вначале. Благодаря отцу, учителю физкультуры с высшим образованием, тренеру по боксу, он неузнаваемо изменился, окреп, выполнил норму кандидата в мастера спорта. Его сестра Таня учится в Намском училище социальной реабилитации на оператора ЭВМ.
Мы не запрещали детям переписываться и общаться с кровными родителями. Мать Гриши, Тани и Степы в своих письмах просила прощения у них, уверяя в том, что она бросила пить. Какая бы ни была мать, она все равно остается родным человеком для ребенка. Старший захотел после ПТУ вернуться к ней. Мы скрепя сердце отпустили его. Приехав в Казачье, похлебав немало жизненных трудностей, Гриша вернулся. Все же своими настоящими родителями он считает нас. Сейчас Григорий нашел хорошую работу, женился.
Следующими нашими дочками стали Вера и Галя. У Веры родители неизвестны, Галю мать оставила в роддоме. Этим детям тоже требовался усиленный уход. В начальных классах они были на домашнем обучении. Мы добились того, что теперь они наравне с другими детьми неплохо учатся в общеобразовательной школе.
Постепенно у нас появилось 15 детей. У каждого ребенка есть свои обязанности по дому, по хозяйству. Я с девочками занимаюсь шитьем, вязанием, делаем поделки из бересты и бисера и разных природных материалов. Летом трудимся на огороде. Мальчики с отцом хозяйничают во дворе. Все ребята занимаются спортом, закаляются. Зимой, когда не очень морозно, выходят босиком на снег поиграть, обливаются водой. Все дети – члены сборной команды школы и улуса по различным видам спорта. Мальчики умеют водить машину, трактор, мотоцикл. Сами ремонтируют всю технику. Даже соседи приходят делать заказ на ремонт.
Конечно, как и во всякой семье, у нас есть проблемы. Плохую наследственность до конца преодолеть трудно, а потому у ребятишек есть задержки психического и физического развития, всевозможные отклонения. И у них есть свой потолок. Они развиваются только до определенного уровня. Конечно, из них могут вырасти хорошие хозяева, работники, ремесленники, нормальные семейные пары, они способны осилить среднее специальное образование. Но не больше. Гении из них вряд ли получатся. Подчас с ними очень сложно. Надо иметь сплав из железных нервов, стальной воли, бесконечной доброты и искренней любви. Кто, если не мы, позаботится о наших детях? Кто отогреет их израненные сердца и души?
Но самая большая проблема – отношение окружающих. Есть люди, которые думают, что, взяв детей-сирот и инвалидов, мы наживаемся на этом. Мол, государство отваливает нам огромные суммы. Считается, что семейные детские дома находятся на полном государственном обеспечении. Да, на питание, обмундирование, хозяйственные расходы и некоторые нужды Министерство образования нам выделяет деньги. Грех на это жаловаться. Они нас очень поддерживают, стараются, чтобы мы безбедно жили. Но у государства карман не бездонный, а непредусмотренных расходов у нас хоть отбавляй. Нам необходимо решить вопросы дополнительного финансирования для оказания особой помощи детям с отклонениями. Мы считаем, что отрывать их от дома и обучать во вспомогательных школах нельзя. Для них это стресс. Только-только обрели домашний очаг, и опять в казенный дом. Нет, надо создавать условия для домашнего обучения. Но решение таких вопросов зависит от финансовых ресурсов.
А как быть с выпускниками? Ведь когда они достигают совершеннолетия, мы их не выгоняем, все равно как жили, так и живут, пока не поможем найти работу, не обустроим их жизнь. Ведь не выпустишь ребенка с пустыми руками, все равно надо помочь встать на ноги. Чтобы не казалось нашим чадам, что они второсортные, чтобы не чувствовали свою обделенность, мы экономим, ищем спонсорскую помощь. Как-то один руководитель сказал, что мы бесстыжие, что клянчим деньги, прикрываясь детьми, что не имеем права брать детей на воспитание, если нищие. Ну мы ему объяснили, что не мы нищие, а он обнищал душой, если не понимает того, что дети не только мои, но и его тоже, и всего государства.
Чтобы не слышать подобных упреков, чтобы не быть обузой государству или кому-то еще, мы со старшими детьми решили создать свой фонд. Назвали Фондом защиты и реабилитации детей-сирот. Мы мечтаем создать при семейном детском доме крестьянское хозяйство, швейную, сувенирную и ремонтную мастерские, магазин для реализации собственной продукции.
Реально у нас пока есть крестьянское хозяйство. Продукцию потребляем сами, а излишки, хотя в небольшом количестве, сдаем государству. Какая-никакая, но выгода. У нас каждый рубль на счету. Денег на ветер не бросаем. Хорошо было бы, если бы для нашего фонда сделали льготы. Я несколько раз обращалась по этому поводу в налоговые органы. Но там говорят, что насчет нас ничего в законе не сказано.

Клара и Николай МАТВЕЕВЫ,
родители большой семьи
село Намцы,
Республика Саха (Якутия)

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте