search
main
0

Мы кузнецы, и друг наш молот… Тайны древнего ремесла

…Отовсюду вели тропки к сельской кузнице. Возле нее всегда было шумно и весело – скучать кузнецу не приходилось. «Кузнец, а кузнец, выкуй мне счастье?» – стреляла глазами чернобровая красавица с монистами на шее. «Чего Бог не даст, того, дорогуша, тебе кузнец не выкует», – вздыхал путник, который привел к кузнице своего коня, потерявшего подкову. И тут с телеги, колеса которой были уже обуты в новенькие шины, доносилось: «Каждый кузнец своего счастья?» За владельцем телеги эти слова шепотом и с надеждой повторяли и девушка, и путник, и все, кто ждал своей очереди к кузнецу, и сам кузнец. Издавна люди научились добывать железо из болотной руды и обрабатывать его в специальных помещениях-кузницах. И недаром их крыши украшались небольшими железными петушками. Ведь кузнечное ремесло было связано с огнем, а значит, с тайной, легендами и мифами, преданиями и поверьями, обрядами и ритуалами.

Небесные покровители

«Умудряет Бог слепца, а черт кузнеца», – говорят в народе. Однако и без небесной Божьей помощи было не обойтись кузнецу. Тем более что на небесах у него было немало покровителей. Вспомним сына Зевса и Геры греческого бога огня и кузнечного ремесла Гефеста (у римлян он отождествлялся с Вулканом). В отличие от других олимпийских богов он не проводил свою жизнь в пирах и праздности, а любил физический труд. Гефест изображался могучим кузнецом с молотом или клещами в руках, в конической шапке, в хитоне ремесленника (с открытыми правой рукой и плечом). Кузнечная мастерская Гефеста помещалась на Олимпе. Среди чудесных изделий Гефеста, кроме медных чертогов богов, скипетр и эгида Зевса, тирс Диониса, доспехи Ахилла, колесница Гелиоса.

Широко известен в славянской мифологии Сварожич – сын верховного небесного бога Сварога. В одном из поучений против язычества говорится: «И огневи молятся, зовут его Сварожичем». В этом значении Сварожич выступает воплощением небесного огня. Некоторые исследователи предполагают, что дохристианским именем кузнеца было «сварожич», то есть человек, связанный с огнем. К делам кузнецов и оружейников был причастен и грозный Перун. «Се Перун», – обьясняли взрослые малышам, указывая на чумазого и сердитого кузнеца, который размахивал молотом над раскаленным железом. Утверждают, будто именно так возникла украинская фамилия Супрун.

«Кузьминки»

Христианские святые Кузьма и Демьян (Косьма и Дамиан), день которых отмечается в ноябре, считались покровителями брака, ремесел и домашней птицы. В восточнославянском фольклоре они связаны главным образом с кузнечеством ( скорее всего на основании сходства имени Кузьма со словом «кузнец») и выступают в облике кузнецов-змееборцев. Так в белорусской сказке «Иван Попялов» герой – победитель змея – скрывается от змеихи в кузнице Кузьмы и Демьяна. Кузнецы защемляют язык змеихи раскаленными щипцами и убивают ее. Согласно украинским преданиям, Кузьма-Демьян (Божий Коваль) изготовил для людей первый плуг. Ухватив клещами за язык гигантского змея, истреблявшего людей, он запряг его в этот плуг и заставил пропахать землю от моря до моря. Кстати, в Среднем Поднепровье Змиевыми валами до сих пор называют остатки древних укреплений.

В поговорках Кузьма и Демьян «куют» поздней осенью ледяные мосты на реках – закует Кузьма-Демьян – до весны не расковать, не заковать рек зиме без Козьмодемьяна. В России день Кузьмы и Демьяна относился к числу девичьих праздников. Девушки широко отмечали «кузьминки» – снимали загодя избу и весело справляли кузьминскую вечеринку.

Колдовство

Кузнец кует, а жаба ногу подставляет. Что ж, были такие мастера, которые и эту ножку могли подковать и даже блошиные капризы удовлетворить. Как не вспомнить тут лесковского Левшу, ставшего едва ли не мировым символом уникальнейших возможностей человека-ремесленника. У многих народов кузнецов, которые имели дело с огнем и железом, считали людьми, обладавшими высшим умением, непревзойденным искусством творения. На это указывает само их название, образованное от слов «ковать», «коварство», обозначавших ранее особое искусство в деле, замысловатость, оригинальность, талант. Повсеместно кузнецов почитали за людей, наделенных сверхъестественными знаниями, магическими приемами, колдовством, связанных с потусторонними силами. Знахарей и чародеев в народе нередко называли «химородниками». Это слово у цыган означает не что иное, как кузнец, коновал. В русских сказках кузнецу во всем помогает черт. Опытный кузнец мог, скажем, перековать голос – из грубого сделать тонкий, перековать старого в молодого, щипцами «прижать» болезнь и «прищемить» беду, выковать амулет, способствующий деторождению, прекратить козни того же черта.

Горн

Душой кузницы считалась печь с горном. Через сопло он соединялся с мехами. «Надулся, как кузнечный мех», – шутили над некоторыми гонористыми земляками. Что ж, действительно, с усилием и усердием (а часто и до седьмого пота!) нужно было понажимать на кузнечные сыромятные меха, чтоб огонь в горне быстро набрал силу. Центром кузницы была наковальня. Она не боялась молота, если ее как следует закрепляли на дубовой колоде. Хорошо тому кузнецу, что на две руки кует. В одной руке – щипцы, а в другой – молот. Это главные атрибуты кузнечного ремесла. С ними связано много чудесных историй.

Возможно, с мифом о герое-кузнеце соотносится образ легендарного основателя Киева – Кия: имя это, как предполагают, восходит к обозначению палицы (кия) – кузнечного молота. Молоток и щипцы, скажем, так же, как наковальня и мехи, были атрибутами Элигия, искусного мастера из Лиможа – епископа Нойонского и святого патрона кузнецов, золотых и серебряных дел мастеров и чеканщиков. Его житие, эпизоды которого иногда изображаются художниками, повествует о том, как для того чтобы подковать брыкающуюся лошадь, которой овладел дьявол, он отрезал ей ногу, а затем чудодейственным образом восстановил ее на место. Его можно также видеть на изображениях побеждающим Сатану: святой держит его за нос щипцами. Видеть во сне молот или кувалду означает, что вскоре вы познакомитесь с человеком решительным, сильным, волевым и беспощадным. Если вам удастся вызвать у него дружеские чувства, то вы приобретете верного союзника, которому ваши интересы будут так же дороги, как и собственные, но, если вызовете его неприязнь, берегитесь: нет более опасного врага. Кстати, приснившаяся кузница предвещает трудное, возможно, непосильное поручение, которое вы вскоре получите. Правда, на первый взгляд это поручение будет казаться легким и необременительным.

«Подковывание девок»

Кузнец не только ковал железо. При случае он мог «выковать» и счастье для парня и девушки, «сковать» для них «свадьбу крепкую». Благодаря непосредственному отношению кузнеца к огненной и водной стихиям, которые по традиции считались воплощением небесного огня и воды, его причисляли к жрецам-волхвам. Волхвы-кузнецы считались покровителями брака, они играли особую роль в свадебных обрядах. В частности, выковывали обручальные кольца. В качестве «любовно-свадебного» символа кузнец часто выступает в восточнославянском фольклоре: в свадебных песнях он «кует» свадьбу, во время святочных гаданий так называемые подблюдные песни о кузнеце предвещали богатство и свадьбу – кузнец кует свадебный венец, обручальный перстень. Эротическая символика была присуща и святочным играм в кузнеца. Парни, ряженые кузнецами, «подковывали девок» – задирали им ноги клещами, били молотком по приставленной к ступне палочке. Кстати, народное выражение «подковать девку» означало «вступить с ней во внебрачную связь».

На счастье

Когда на дворе ледок, тогда кузнецу медок. До первых морозов хозяева торопились подковать лошадей, чтоб те не спотыкались и не портили копыта на «острых» зимних дорогах. Часто подковы кузнецы прибивали над дверьми – на счастье себе и людям, которые обращались к ним за помощью. Вера в счастливые свойства лошадиной подковы – одно из наиболее распространенных современных суеверий. Найдя подкову (а это уже большая удача!), стараются прибить ее над дверью. Обычай требует, чтобы она висела концами вверх. Сведущие люди обьясняют это тем, что дьявол (а от него и должна защищать подкова) всегда ходит кругами и, доходя до каждого из концов подковы, вынужден развернуться и пойти обратно.

Истоки этих суеверий могли быть связаны также с кузнечным ремеслом. Например, на Британских островах культ подковы мог возникнуть из легенды о св. Дунстане и дьяволе. Святой был известным кузнецом, и однажды к нему явился сам дьявол и попросил подковать свое копыто. Святой согласился и, приковав посетителя к стене, взялся за него так крепко, что дьявол запросил пощады. Перед тем, как его освободить, святой заставил его поклясться, что он никогда не войдет туда, где прибита подкова…

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте